ЦЕЛИ:
- Поднять эмоциональный настрой и настроение детей.
- Продолжать укреплять здоровье детей, развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллективизма, взаимопонимания.
- Способствовать освоению простейших туристических умений и навыков.
ЗАДАЧИ:
- Познакомить детей с понятием туристы, дать понятие о походном снаряжении и туристических должностях, познакомить с простейшими знаками. Напомнить о правилах безопасного обращения с огнём.
- Упражнять в прыжках с разбега в длину, в пролезании в тоннель, в прыжках в длину с места, в выкладывании костровых форм. Развивать быстроту, ловкость, координацию движений, выносливость.
- Воспитывать самостоятельность, организованность, отзывчивость, доброжелательность.
ПОСОБИЯ:
- 2 Рюкзачка,
- палатка,
- свисток,
- бруски для костра,
- галстуки на каждого,
- палочки на каждого ребёнка,
- шишки,
- две корзины,
- две пластиковые бутылки,
- два таза с водой,
- две воронки,
- два тоннеля,
- 10 обручей,
- ткань для ручья,
- бруски,
- камни,
- медальки,
- верёвка с привязанным мешочком,
- 2 скамейки
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети сидят на скамейке, выхожу я, в форме туриста.
Здравствуйте уважаемые взрослые, здравствуйте ребята. Меня зовут Евгения Анатольевна – я, турист, и ребята которые ходят в наш садик тоже “Ребята – туристята”. Вы знаете, кто такие туристы, чем они занимаются? (ответы детей). Правильно, а ещё у туристов есть свои правила, и они обязательно должны соблюдать эти правила. Я приглашаю вас с собой на туристическую прогулку – вы согласны? Ну, тогда отправляемся, построились в колонну по одному. Путь будет сложный, и вам надо внимательно слушать мои указания и соблюдать их. Я назначаю капитана нашего отряда и штурмана, он будет находить более короткий путь через препятствия. (Штурман и капитан одевают рюкзаки). Все готовы – отправляемся.
Музыка “Песенка Красной шапочки”
Ходьба в колонне обычным шагом, боком приставным шагом (“овраг”), на носочках (“по камешкам”), в полуприсяде (под корягой), прыжок в длину (“через ручеёк”). Бег с ускорением (слышно шорохи диких зверей), высоко поднимая колени (по высокой траве), подскоки. Ходьба “змейкой” (между деревьями).
Музыка “пение птиц, звуки леса, ветер”
Вот мы и пришли, снимайте свои рюкзаки и складывайте под дерево.
Посмотрите, какая красивая поляна (показ слайдов) /ПРИЛОЖЕНИЕ №1/ , давайте немного отдохнём, подходите ко мне.
Упражнения на эмпатию.
Воздух в лесу, наполнен разными запахами. Принюхайтесь: чем пахнет в лесу? (ответы детей – цветами, травой и т.д.) Воздух может быть разным. Сейчас он тёплый, немного горячий. Вдруг подул студёный колючий ветер, и нам стало холодно. Снова выглянуло солнышко, и мы загораем, а легкий ветерок обдувает нас. Теперь мы сами превращаемся в ветер (дети кружатся), который кружит над лесом, сильный ветер, настоящий ураган (бег в рассыпную по залу). Постепенно ураган утихает, и мы превращаемся в лёгкий, тёплый, нежный ветерок.
Посмотрите, ребята здесь какой-то знак, как вы думаете что этот знак обозначает? Правильно, здесь можно установить палатку. Ведь все туристы обязательно берут с собой палатку, даже если и не остаются ночевать в лесу. Может пойти дождь и будет где укрыться от дождя, и если устал, то можно прилечь отдохнуть и от яркого солнышка можно укрыться в палатке. Чтобы в палатке было тепло и мягко спать, надо приготовить место для палатки.
Мальчики помогут мне собрать палатку, а девочки приготовят место для палатки – соберут листья и сделают настил, уложат их в круг возле знака.
Вот молодцы, палатка установлена. Теперь можно и поиграть:
Игра “Охотники и зайцы”
Охотники будут мальчики, а девочки зайчата. Охотники присаживаются возле корзины с мячами, а зайцы спрятались в палатке. По свистку зайцы выпрыгивают из палатки и свободно бегают, прыгают по площадке перед домом охотника. По сигналу: “Охотник!” – зайцы убегают в палатку, а охотники стреляют в них( бросают мячами только в ноги зайцам). В кого охотники попали, тот идёт к дому охотника. Затем дети меняются ролями, и игра проводится ещё раз.
Молодцы, хорошо поиграли, подходите все ко мне. Посмотрите здесь ещё какой-то знак, что он обозначает? (ответы детей). Правильно, место для разведения костра.
Для начала приготавливают место для костра, обкладывают его камнями, чтобы огонь не расползался в разные стороны, и не погубил лес. Разжигать костёр можно, только на открытой поляне, подальше от деревьев, и по возможности использовать старое кострище, чтобы не портить почву. С огнём надо обращаться очень осторожно, не в коем случае не вытаскивать горящие веточки из костра, можно обжечься или устроить пожар. А подкладывать и разжигать костер можно только вместе со взрослыми. В походе за костёр отвечает “костровой”, он заготавливает дрова, и когда приходит, пора уходить, следит, чтобы костёр был потушен. А остальные ребята помогают ему.
Давайте сначала я познакомлю вас со способами выкладывания костра, (показ слайдов). Костёр можно выкладывать в форме “шалашика”, вот посмотрите, как это делается, а можно и в форме “колодца”.
А сейчас приготовим место для костра, давайте принесём камни и обложим его. Выложим костровую форму “колодец”. Ребята, для костра нам нужно заготовить дрова.
Для начала мы поиграем в игру: “Цветочки”
Все дети цветочки. Под музыку бегают произвольно по залу, по сигналу останавливаются, – делают букетик из одного цветочка, бег под музыку, – делаем букетик из двух цветочков, по сигналу опять бег под музыку, музыка останавливается – делаем букетик из пяти цветочков.
Вот мы с вами и разделились на две команды, давайте проведём весёлые соревнования, одной команде завяжем синие галстуки, а другой зелёные.
“Заготовим дрова для костра”.
Построение в две колонны у стартовой черты. На финишной черте лежат палочки, каждой команде нужно перенести палочки к костру. Ребёнок бежит за палочкой до ориентира, оббегает его и возвращается обратно к команде, передаёт эстафету следующему.
Молодцы! Хорошо справились с заданием! Получите “шишку”.
Следующим заданием будет принести воды с родника. Чья команда быстрее и больше принесёт, воды для чая тот и выиграл. Получает “шишку”!
“Принеси воды с родника”
На стартовой черте стоит пластиковая бутылка с воронкой, на финише тазик с водой. С помощью кружки, надо перенести воду из тазика в бутылку, преодолевая препятствия. Ходьба по “брёвнышку” (скамейке), подлезь “под ветками” (в воротца), набрать воды, и обратно к команде по прямой, выливаем в бутылку и передаём кружку следующему.
Ну, вот и молодцы, давайте поставим её к костру. Кто больше принёс воды и быстрее.
А сейчас нужно заготовить шишки, для поделок. Вы делаете поделки из шишек? Вот они вам и пригодятся! А воспитатель вам поможет. Вы будете бросать, а воспитатель, ловить с помощью рюкзака.
“Самый меткий”
В руках у воспитателя рюкзак, у каждого ребёнка в руках 2 шишки, нужно забросить шишку в рюкзак. Побеждает команда, забросившая больше шишек в свой рюкзак.
Молодцы, постарались больше приготовить шишек для поделок. Чья команда больше?
Туристу на пути встречаются препятствия
“Туристические препятствия”
- “Через заросли кустарника” – проползание в тоннель.
- “Кувырок на травке” – кувырок
- “Через брёвнышки” – прыжок в длину с разбега.
- Оббежать ориентир и бегом к команде.
Дыхательные упражнения. Подведение итогов. (дети садятся у костра)
Молодцы ребята! Вы справились с заданием, все дружно играли, прошли все препятствия, болели за своих товарищей и обе команды были на высоте. А сейчас после трудных препятствий нужно подкрепиться, давайте присядем у костра, перекусим. А пока мы отдыхаем, (беседа, анализ прогулки) я загадаю вам туристические загадки, а потом мы споём песенку: “Вместе весело шагать по просторам!”
ЗАГАДКИ
Ты идёшь с друзьями в лес,
А он за плечи тебе влез,
Сам идти не хочет,
Он тяжёлый очень. (Рюкзак)И от ветра и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это? (Палатка)На привале нам помог:
Суп варил, картошку пёк.
Для похода он хорош,
Да с собою не возьмёшь. (Костёр)
Я хочу поздравить вас и вручить вам эмблемы “юный турист”.
А сейчас мы с вами споём песню “Вместе весело шагать по просторам”
Молодцы ребята, хорошие из вас туристы, всё вы умеете, всё знаете. А сейчас пора и домой собираться. Весь мусор мы возьмём с собой, и обязательно надо затушить костёр и собрать палатку, надевайте рюкзаки и строимся в колонну. Мы должны оставить поляну чистой, всё убрали. Проверяем все ли на месте, посмотрите на своих товарищей. Обратно мы возвращаемся коротким путём, и с песней. Под песню дети строем выходят из зала.
Музыка “В каждом маленьком ребёнке”.