Открытое занятие "Гнев"

Разделы: Школьная психологическая служба


Открытое занятие “Гнев”

Пояснительная записка

Предлагаемый сценарий открытого занятия является составной частью программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста “Мир чувств и эмоций”.

Программа рассчитана на детей 5-7 лет и включает в себя 12 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю, с использованием элементов тренинга, применяя также сюжетно-ролевые игры, беседы, анализ конкретных ситуаций.

В ходе работы дети знакомятся с навыками саморегуляции, что создаёт условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и проигрывание ситуаций, повышают эмоциональную устойчивость ребенка, помогая ему в различных жизненных ситуациях.

Продолжительность занятий 30-40 минут. Оптимальное количество детей в группе - 10-15 человек.

Рекомендуется проводить занятия, рассаживая детей в круг. Использовать помещение, где можно было бы быстро организовать учебное пространство - переставлять стулья и столы, освобождать место для подвижных игр и упражнений.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие эмоциональной сферы у детей 5-7 лет.

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить детей с основными эмоциями.
  2. Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние.
  3. Формировать умение понимать эмоции других людей.
  4. Развивать способность выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации.
  5. Формировать умение выражать свои негативные эмоции социально приемлемыми способами.
  6. Обучать приемам саморегуляции.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: дети познакомятся с основными эмоциями, научатся понимать собственное эмоциональное состояние.

Цель: познакомить с эмоцией гнева; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них, продолжать учиться передавать заданное эмоциональное состояние.

Методическое обеспечение:

  • колокольчик,
  • картонное сердечко,
  • рассказ К.Чуковского “Мойдодыр”,
  • картинки с изображением эмоций (см. Рисунок №1-3),
  • мешочек из ткани, коврик,
  • керамическая птица,
  • со смещенным центром тяжести.

Ход занятия

Игра “Колокольчик”

Детям предлагается встать в круг, закрыть глаза. К кому подойдет психолог и позвонит колокольчиком, тот ребенок должен открыть глазки и назвать себя ласково.

Приветствие.

Детям предлагается передавать по кругу сердечко со словами: “(имя ребенка), я очень рада тебя видеть!”.(каждый ребенок называет имя одноклассника)

Работа по теме.

Чтение отрывков из произведения К. Чуковского “Мойдодыр”, где автор описывает гнев умывальника и крокодила. Вопросы к детям:

- Почему рассердились умывальник и крокодил?

- Как автор описал гнев умывальника и крокодила?

(ответы детей)

Детям предлагается, из трех картинок выбрать, где изображен разгневанный ребенок? (см. рисунки №1-3)

Психолог: - Сейчас у нас хорошее настроение, но бывают ситуации, когда мы злимся, и сегодня мы поговорим об эмоции гнева.

Характеристика эмоции гнева по рисунку № 3:

У разгневанного человека брови сведены вместе, глаза широко раскрыты, пальцы рук сжаты в кулак. Он может сильно размахивать руками и топать ногами.

Давайте попробуем это изобразить.

Упражнение “Рычи лев”

Психолог: - Представьте, что вы две стаи львов. Встаньте друг напротив друга и попробуйте перерычать соседнюю стаю. Приготовились, начали. ( дети принимают позу львов и по команде психолога начинают рычать друг на друга кто громче.)

А теперь послушайте историю про ребят.

“История про Машу и Ваню”.

Жили-были Маша и Ваня. Они были очень добрыми и всегда помогали друг другу. Однажды они пошли гулять на улицу, и налетела на них тучка - злючка, и унесла в свою страну Злюкино. И там они научились драться, кусаться. У ребят был друг Петя, и он решил помочь Маше и Ване, вызвать тучку – злючку, на бой. Но бабушка, которая жила по соседству с Петей сказала, что зло злом не победишь, зло можно победить добром.

Психолог: - Нужно каждому придумать доброе слово для Маши и Вани и посмотреть, как происходит волшебное превращение.

Игра “Волшебный мешочек”

Психолог: - У меня есть волшебный мешочек (демонстрация), если хочешь сказать плохое слово, отойди в уголок и оставь все “плохие” слова в волшебном мешочке. Завяжи мешочек и спрячь. (давайте попробуем)

Игра “Коврик злости”

Психолог: - А ещё у меня есть коврик, когда вы чувствуете что у вас плохое настроение при входе в школу, домой нужно вытирать ноги о коврик пока настроение не улучшится.

Давайте попробуем.

(Ребенок вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.)

Упражнение “Возьми себя в руки”

Психолог: - Как только ты чувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то обидеть, есть хороший способ доказать свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека. (давайте попробуем все вместе)

Упражнение “Птица счастья”.

Психолог: - Ребята, вот это птичка счастья (демонстрация), у кого на пальчике она посидит у того сбудется желание. Давайте загадаем желание и посмотрим, сбудется оно или нет,( каждому ребенку по очереди психолог помещает птичку на пальчик, он загадывает желание; так как у птички смещенный центр тяжести, то на каждой руке она будет сидеть, следовательно желание могут смело загадывать все).

Рефлексия.

Психолог: - Ребята, подойдите все ко мне. С какой эмоцией мы сегодня познакомились? Что мы узнали? (ответы детей).

- Гневаться может каждый, но гнев не дает человеку правильно себя вести и каждый человек может усмирить свой гнев, как? (ответы детей).

Прощание.

Давайте возьмемся за руки и скажем “До свидания!”, на этом наше занятие закончено мне было приятно с вами работать.

Литература:

  1. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Просв., 1992
  2. Хухлаева О.В. Лесенка радости. - М.: Совершенство, 1998
  3. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, Владос, 1995
  4. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей. – М.: Генезис 2007
  5. Захаров А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребенка. – М.: 1989
  6. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции учащихся начальной школы. – М.: 2004
  7. Журналы “Школьный психолог”.