Цель: Приобщение детей к культурно-духовным ценностям музейной педагогики питая душу ребенка добротой, красотой, любовью, воспитывая нравственно-волевые качества посредством музыки, произведений искусств, художественного слова.
Задачи:
Напомнить детям о правилах поведения в
музее.
Материалы: кукла Карандашкин, музейная экспозиция “Никто не забыт – ничто не забыто”, фрагменты музыкальных произведений “Седьмая симфония” Дмитрия Шостаковича, заключительный хор “Славься” из оперы Михаила Глинки “Иван Сусанин”, репродукции картин о войне, бумага, фломастеры, карандаши.
Предварительная работа:
- Посещение музея.
- Беседы о войне, солдатах, защитниках Родины.
- Рассматривание произведений искусства.
- Чтение художественной литературы о войне, заучивание стихов.
- Просмотр видеофильмов о войне.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Карандашкин встречает детей у входа в Музей Красоты.
- Здравствуйте ребята! Проходите пожалуйста.
- Куда вы пришли? (В Музей Красоты)
- Что хранят в музее? (Различные вещи)
- Что может быть экспонатом в музее? (Куклы, машины, камни, игрушки, фотографии, картины)
- В музее можно громко разговаривать? (Нет)
- Можно бегать? (Нет)
- Можно трогать экспонаты руками? (Нет)
- Кто в музее проводит экскурсии? (Экскурсовод)
- Экскурсоводом сегодня буду я, Карандашкин. Ребята, как называется эта экспозиция? (“Никто не забыт – ничто не забыто”)
- О чем она рассказывает? (О защитниках нашей Родины, о подвигах русских солдат во время войны, о том, что люди помнят солдат, которые защищали нашу Родину, тех, кто погиб на войне)
Звучит фрагмент “7 симфонии” Д. Шостаковича, дети слушают.
- Ребята, эту музыку написал композитор Дмитрий Шостакович во время войны, когда враг шел по нашей земле.
- Какая по настроению эта музыка? (Грустная, тревожная, печальная, мрачная)
- Ребята, посмотрите на картины и скажите, какие картины передают настроение этой музыки? (“Зло мира” худ. Щербаков)
- Какие краски использовал художник в этой картине, яркие или темные? (Эта картина написана темными красками, холодными цветами)
- Какими изобразил художник людей на картине? (Грустными, печальными, испуганными)
- Как вы определили настроение человека? (Бабушка сидит, склонившись, у нее очень печальное лицо, грустные глаза, девочка прижалась к ней, у нее на лице страх)
- Какие еще картины передают это настроение? (“Машенька” – художник Неменский)
- Как можно определить настроение Машеньки? (Девушка сидит, опустив руки на колени, лицо у нее спокойное, но уставшее, глаза опущены)
- Ребята, какой колорит преобладает на этой картине, теплый или холодный? (Холодный, много темной краски, картина мрачная)
- Ребята, художники и композитор передали нам свое настроение через картины и музыку. Что вы чувствовали, слушая музыку и рассматривая картины? (Чувствовали горе, печаль, грусть)
- Как такую музыку нужно слушать: внимательно, стоя или находясь в движении? (Тихо, стоя, внимательно)
- А какое выражение лица было у вас когда вы слушали эту музыку: грустное или веселое? (Грустное)
- Покажите мне грустное выражение лица? (Дети грустят)
Звучит фрагмент из оперы “Иван Сусанин” композитора Глинки “Славься”.
- Ребята, какая по настроению эта музыка? (Радостная, торжественная)
- Слушая эту музыку, что вам хочется делать? (Двигаться, улыбаться)
- Покажите картины, которые передают настроение этой мелодии? (“Впереди мир” худ. Пузырьков, “День Победы”)
- Какой колорит преобладает в этих картинах – теплый или холодный? (Теплый, картины написаны светлыми, теплыми красками)
- Есть ли в этих картинах радость? В чем она выражается? (Люди веселятся, улыбаются, поют, танцуют)
- А теперь давайте поиграем. Пластический этюд “Покажи настроение” – показать движениями и выражением лица.
- Радостное, счастливое настроение, изобразить в движениях радость.
- Грустное, печальное настроение, изобразить в движении грусть.
Цель: развивать у детей актерские умения передачи настроения выражением лица, движениями.
- Ребята, а теперь прочитайте стихи о Победе, о защитниках нашей Родины.
Дети читают стихи: “Победой кончилась война” С. Маршака, “Еще тогда нас не было на свете” М. Владимова, “Пусть будет мир” Найденовой.
- А теперь ребята я вас приглашаю в ИЗО студию. Дети садятся за столы.
- Ребята, мне очень хотелось бы иметь на память ваши портреты. Я предлагаю вам нарисовать каждому свой портрет, потом мы составим один групповой портрет, (дети рисуют фломастерами и цветными карандашами).
- Молодцы ребята! Какие вы все разные получились! И грустные, и веселые, и улыбчивые. Спасибо, мне очень понравились ваши портреты.