Цель урока:
1. Образовательная:
- формирование умений и навыков шитья;
- использование ручных швов и теоретических знаний о гармонии цвета.
2. Развивающая:
- развитие сенсорно-маторных качеств рук;
- развитие волевых качеств личности (доводить начатое дело до конца, целеустремленность, настойчивость, умение преодолевать трудности).
3. Воспитательная:
- формирование эстетического вкуса, художественного мышления, интереса к народному творчеству;
- создание на занятии рабочей, дружеской атмосферы.
Оборудование:
- Ткань, лекало, иголки, булавки, ножницы, линейка, мелок, тесьма, ватин.
- Коллекция прихваток. Инструкционные карты. Раздаточный материал. Поощрительные призы: мисс «Быстрота», мисс «Аккуратность», мисс «Профессиональность», мисс «Виртуоз».
Ход занятия
1. Актуализация опорных знаний.
Педагог. Здравствуйте девочки. Сегодня на нашем занятии мы изготовим прихватки.
Кухонные прихватки просто необходимы на кухне во время приготовления пищи. Конечно, при случае можно взять первую попавшуюся тряпку и снять с плиты горячую кастрюлю, чайник, сковородку. Но даже в такой, казалось бы, мелочи, как прихватка, можно проявить вкус и изобретательность. И разве не приятно, если вместо оборванной, необработанной тряпки в руках будет эстетически оформленная прихватка, которую вы сделаете своими руками. А как обрадуются такой обновке мама и бабушка!
Прихватки это прекрасный сувенир, который может быть использован как аксессуар для вашей кухни, так и для украшения интерьера.
Педагог. Прихватки могут быть разной формы, разного цвета (демонстрация прихваток). Девочки, нравятся вам эти прихватки.
Девочки. Да.
Педагог. А вы хотите сегодня научиться их изготавливать?
Девочки. Да.
Педагог. Сегодня мы должны закрепить навык выполнения раннее изученных ручных швов, а также применить знания по гармоничному сочетанию контрастных цветов. Для начала необходимо рассмотреть рисунок. Обратите внимание, что шестицветный спектр (рис.1) вам представлен в виде необычного растения, с пестрыми разноцветными листьями. Что вы помните о гармонии цвета и их сочетаемости друг с другом? (Дети отвечают)
Девочки. Молодцы! Мы с вами это все повторили для того, чтобы подобрать цвета для нашей прихватки.
2. Техника безопасности.
Педагог. Для изготовления таких прихваток, нам нужны помощники. В моем волшебном ларце хранятся различные инструменты. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы мне отгадывать.. И если правильно угадаете, то я буду их вам показывать.
Маленького роста я,
Тонкая и острая,
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.( Игла.)
Два конца, два кольца,
Посредине гвоздик.
Инструмент бывалый -
Не большой не малый.
У него полно забот,
Он и режет и стрижет.(Ножницы.)
Маленькая головка
На пальце сидит,
Сотнями глаз
Во все стороны глядит.
На пальце одном
Ведерко вверх дном.(Наперсток.)
Педагог. Вы молодцы. Посмотрите, все эти помощники лежат в моем ларце. И чтобы работа приносила удовольствие, мы вспомним основные правила по технике безопасности:
- Иглы и булавки хранить в игольнице.
- Не берите иглу в рот, не играйте с иглой.
- Проталкивайте иглу в ткань с наперстком.
- Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего, передавая, держать их сомкнутые лезвия.
- Не играйте ножницами, не подносите их к лицу.
- Используйте ножницы по назначению.
Все правила просты и легко запоминаются, а кто может что-то забыл, взгляните еще раз на стенд.
Педагог. И так мы запаслись самыми необходимыми знаниями для выполнения работы.. Думаю, что перед ней не помешает размять пальчики. (Проводится физкультминутка). Мы шили, шили, вышивали,
Наши пальчики устали.
А теперь мы встанем ровно
И потянемся немного,
Повернемся вправо, влево,
И продолжим наше дело.
3. Практическая работа: изготовление кухонной прихватки.
Инструкционная карта.
Изготовление деталей.
1. Изготовить выкройку. Для этого берем альбомный лист и из него вырезаем два круга диаметром 16см и 5см. (рис.1)
2. Выполнить раскрой ткани. Наложить изготовленное лекало на ткань и зафиксировать булавками. (рис.2)
3. Изготовить прокладочный элемент из ватина. Для этого накладываем лекало на ватин и фиксируем булавками.
4. Выполнить разметку рисунка для вышивки.
5. Отрежьте тесьму для петельки длинной 8 см.
Сборка.
И так нам нужно перейти к процессу обработки прихватки.
1. На лицевую сторону основной детали голубого цвета наложить деталь аппликации.
2. Деталь аппликации желтого цвета приметать к основной детали ручными стежками, а затем по краям обработать швом «через край» (рис.4)
3. Вложить прокладку между деталями прихватки, заколоть булавками и все три слоя сметать ручными стежками. Не забудьте приметать петельку, спрятав ее концы между деталями прихватки. (рис.5)
4. Обработайте прихватку швом «через край». Удалите сметочную нитку. (рис.6)
5. Петельку закрепите несколькими косыми стежками. (рис.6)
Выполните вышивку двойным швом «вперед иголку», прошивая изделие насквозь. (рис.7)
(Девочки выполняют практическую часть занятия. В процессе работы педагог следит за техникой безопасности и помогает девочкам).
Педагог. Прихватка готова. Теперь ее можно использовать в хозяйстве или подарить маме, сестре, бабушке. Каждый, кто занимается приготовлением пищи, обрадуется такому подарку.
Педагог. А теперь мы подведем итоги. Сегодня на нашем занятии мы проделали очень большую работу. Мы научились правильно подбирать ткани друг к другу, применять гармонию цвета.
Педагог. Скажите, какие цвета мы сочетали друг с другом? (Голубой и жёлтый)
Педагог. Какие швы мы применяли при изготовлении прихватки? (Шов «вперед иголку», шов «через край» и двойной шов «вперед иголку»).
Педагог. Мы оценили каждую работу и соответственно выполненной работе, каждая из вас награждается дипломами в следующих номинациях: мисс «Быстрота», «мисс Аккуратность», мисс «Профессионализм», мисс «Виртуоз».
Занятие закончено. Я благодарю вас за сотрудничество и жду вас на следующее занятие.