Цели урока:
- Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе.
- Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.
- Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки, тесты, муляжи грибов.
ХОД УРОКА
1. Организация.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
2. Проверка домашнего задания.
“Меня бьют, колотят, ворочают, режут. А я всё терплю и добром плачу.
- Почему люди называют нашу землю кормилицей?
- Какие памятки-советы приготовили для работников сельского хозяйства?
(Работа с тестами)
3. Сообщение темы и цели урока.
Лес лесник лесовод лесополоса лесничество.
- Чем интересны эти слова?
- Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес
Полный сказок и чудес.
Если внимательны будете дети.
Тайны чудные откроете эти.
- А что мы обычно называем лесом?
- Лесом мы называем обычно место, где растёт много разных деревьев. А на самом деле лес – деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники, грибы и животные которые его населяют.
2 слайд
Лес не только для нашей забавы
В нём – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери
И прочие твари.
Учёные тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.
- Сформулируйте тему урока.
Лес – природное сообщество.
3 слайд
- Как вы понимаете, что такое сообщество?
- Обратимся к словарю.
4 слайд
1. Сообщество – группа растительных и животных организмов, живущих вместе.
2. Объединение людей, народов, государств, имеющих общие интересы, цели (Международное сообщество. Мировое сообщество)
- Но мы будем рассматривать природное сообщество – лес.
- Мы докажем как растения и животные связаны между собой.
4. Работа над новой темой.
- И так отправляемся в лес.
5 слайд
Над рекой широкой,
Сумраком покрыт,
В тишине глубокой
Лес густой стоит.
И.Никитин
- Каждый лес имеет свой облик и характер.
- Внимательно посмотрите и скажите, какой вид леса изображён?
- Какие растения вы видите и как они растут?
- Растения в смешанном лесу располагаются этажами.
Учёные такие этажи называют ярусами. Каждый ярус имеет своё название. Дайте этим ярусам названия по следующим описаниям.
6 слайд
Многолетние растения с крепким твёрдым корнем. (Деревья)
Многолетние растения, у которых от общего корня отходят несколько твёрдых корней. (Кустарники)
Растения с мягкими зелёными стеблями. (Травы)
Работа в парах.
- Расселите растения по этажам, выбирая те, которые растут в нашей Саратовской области.
1.р – деревья
2.р – кустарники
3.р – травы
Строим модель леса.
- Объясните, почему так располагаются растения в лесу?
Физкультминутка
5. Продолжение работы по теме.
- Как влияют этажи леса на жизнь животных?
- Животных или растений больше в лесу?
- Вспомните экскурсию в Вольский музей природы.
- Какие животные в наших лесах живут на деревьях, кто строит свои гнёзда в кустарниках, а кто ведёт наземную жизнь под землёй? (Расселяем животных по ярусам)
7 слайд
- Посмотрите на эту схему, что она означает?
- В начале урока мы ставили перед собой задачу – доказать, что лес природное сообщество.
8 слайд
- Докажите это, используя следующие примеры. (Осина–лось–волк. Если снизится численность волков, то возрастёт численность лосей, которые будут поедать молодой подрос осин и других деревьев)
- А как помогает дятел белке? (Белка занимает старые дупла дятла)
- Какой же можно сделать вывод?
Всё в лесу взаимосвязано. Если нарушатся эти связи, то нарушится экологическое равновесие.
- Но мы забыли ещё об одних обитателях леса.
И на горке и под горкой,
Под берёзой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Грибы)
- Почему грибы в лесу растут под деревьями?
- Как дружат грибы и деревья?
9 слайд
(Содружество гриба и дерева)
- Наша Саратовская область расположена частично в лесостепной зоне и большая часть лесов посажена. Перед высадкой молодых деревьев почву заражают спорами грибов, которые вступают с деревьями в содружество. В результате дерево, благодаря разветвлённой грибнице, получают минеральные вещества из почвы.
- К какому выводу пришли:
Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. Грибами питаются и лечатся животные. Они способствуют разложению растительных остатков.
- Какой совет дадим грибникам-любителям?
Физкультминутка
10 слайд
- Учёные называют это лесной подстилкой.
- Из чего она состоит? Какое значение она имеет для леса?
- Каким животным она служит защитой от холодов?
Выводы:
- растения в лесу растут ярусами;
- животные делят эти этажи между собой: одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи на земле или даже под землёй.
- все живые организмы леса живут сообща.
- растений в лесу больше, чем животных.
- Как можно назвать лес?
- Как необходимо охранять сообщество? Как это делают в нашем крае?
11 слайд
Домашнее задание. СОСТАВИТЬ ПАМЯТКУ “ОХРАННА СООБЩЕСТВА” СТР.175–182.