Цель: Создать образ страны-соседа
Образовательная:
- сформировать представление о ЭГП, природе и населении Китая; на конкретных примерах показать специфику и эстетический вкус китайцев, их любовь к традициям, формирующихся на протяжении нескольких столетий.
Развивающая:
- расширить географические знания и кругозор школьников; продолжить формирование умений работать с различными источниками географической информации.
Воспитывающая:
- стимулировать эмоционально-ценностное отношение к миру и культуре других стран посредством фактического, информационного, иллюстративного материала, творческих ситуаций.
Ход урока
1. Организационный момент:
Здравствуйте, садитесь! Сегодня для работы нам понадобятся атласы, учебники и тетради.
Тема нашего сегодняшнего урока – “Путешествие в Китай”, последнюю из стран зарубежной Азии.
Китай… древняя и немного загадочная страна, соединившая в себе старое и новое, древность и современность, молодое и отжившее, порой мешающее идти вперед. Все это пришло в движение сегодня, и создало атмосферу перемен, которую все мы наблюдаем.
Вопрос: Как вы думаете, почему именно Китай из стран Азии, заслуживает столь пристального внимания?
Ответ:
– страна является нашим южным соседом;
– 2007 год, год Китая в России;
– мощное развитие промышленности, особенно наукоемных отраслей;
– освоение космоса и разработки ядерного оружия;
– по прогнозам в 2010 году Китай выйдет на 1 место, по объему ВВП обогнав США и Японию.
Вывод: Соседство важный фактор географического положения и от того “кто” тебя окружает, во многом зависит политическое, социально-экономическое и культурное развитие страны. Поэтому, цель нашего урока создать образ страны-соседа.
Тему урока в тетрадь!
Работать мы будем по плану:
- Общий обзор и краткая историческая справка
- ЭГП Китая
- Природные условия и ресурсы
- Население
- Культура – традиции и современность.
По ходу урока мы будем заполнять логический опорный конспект (см. в конце урока), но завершать вы его будете дома и в итоге получите общую социально – экономическую картину страны и конечно оценку за свой труд. На уроке у нас организованна выставка “Китай в России”, с некоторыми экспонатами этой выставки мы будем знакомиться поближе.
2. Изучение нового материала:
1. Начнем знакомство с Китаем с общих сведений и краткой исторической справки. (Выступление ученика)
Презентация 1 Знакомство с Китаем
Текст к слайдам презентации см. Приложение 1
Китай внёс существенный вклад в сокровищницу мировой культуры. Одним из чудес света является Великая Китайская стена, охраняемая всемирной организацией ЮНЕСКО (просмотр видеофрагмента).
Вопрос: В чем уникальность этого сооружения?
Проверка ЛОКа.
Работа в парах “Топонимический словарь”
Используя следующий топонимический словарик, расшифруйте названия некоторых провинций Китая:
“Бэй” - север, “нань” - юг, “дун” - восток, “си” - запад, “шань” - гора, “юань” и “нин” - равнина, “хэ” и “цзян” - река, “ху” - озеро, “юнь” - облако. (Синьцзян, Юньнань, Хэнань, Шаньдун, Хэбэй)
Ответы: Синьцзян – западная река, Юньнань – южное облако, Хэнань – южная река или территория к югу от Хуанхэ, Шаньдун, гора на востоке, Хэбэй – северная равнина или территория к северу от реки Хуанхэ.
2. Давайте оценим ЭГП страны, выделим благоприятные и неблагоприятные черты (самостоятельная работа учащихся по атласу стр.2-3,22; учебнику с.196)
Проверка:
+ Выход в Мировой Океан (15 тыс. км). Доступ к морям из самых удаленных уголков страны через р. Янцзы и Хуанхэ. Благоприятно сказывается на развитии хозяйства и внешнеэкономических связях.
– большое количество стран соседей, большинство из которых развивающиеся. Укрепление границ, поддержание мира. Большая площадь затрудняет развитие труднодоступных районов страны.
3. Природные условия и природные ресурсы Китая (Выступление ученика)
Презентация 2 Природные условия и ресурсы
Текст к слайдам презентации см. Приложение 2
Проверка ЛОКа.
4. Население
Работа по рядам: 1ряд – демографические показатели; 2 ряд – национально- религиозный состав; 3 ряд – урбанизация. Все необходимые источники информации в ЛОКе, 3 ряд работает по электронному учебнику “ География в школе. Азия”, Просвещение – Медиа, 2006.
демографические показатели
– численность – 1,200 млн. чел.
– плотность – ср. 108 ч. км2
– особенности размещения - неравномерное
– ЕП = Р__ – С__
10%0 15 – 5
Атлас, стр. 10,14. Учебник стр. 273
национально религиозный состав
– соотношение между мужчинами и женщинами (51% – 49%)
– народы – китайцы (хань) 91% и др. народы
– официальный язык – китайский
– письменность – иероглифическая
– религии: конфуцианство, даосизм, буддизм, мусульмане 2-3%, христианство (католики, протестанты – 1%)
Учебник стр. 273, Атлас стр. 12 – 13
урбанизация
– уровень урбанизации- 50 %
– количество городов миллионеров-40
– крупнейшие города – агломерации - Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и др.
Учебник стр. 273, Атлас стр. 15, Электронный учебник
Презентация 3 “Города Китая”
Текст к слайдам презентации см. Приложение 3
проблемы и пути их решения
– продовольственная
– демографическая
– обеспечение населения работой
– диспропорции в размещении
(90% живут на 1/3 территории)
– национальный вопрос.
Пути решения демографической проблемы:
- Проведение демографической политики с 1978 года, девиз: “одна семья – один ребенок”, “народ без братьев и сестер”.
- Разрешены аборты и стерилизация.
- Возраст вступления в брак мужчины 22 года, женщины 20 лет (запрещено создавать семьи студентам).
- Система материального поощрения и наказания (1 ребенок – материальные льготы, получение жилья и место в садике; 2 ребенок – штраф 1500 юаней)
Электронный учебник
5. Национальные традиции и культура
Быт и традиции китайцев представляют настоящий этнографический калейдоскоп, разобраться в котором нам помогут творческие группы. Выступление 3 творческих групп. Тот, кто не задействован в выступлениях, оценивает группы в баллах по 10 шкале и формулирует вопросы, все это фиксирует в рейтинге выступлений (см. в конце урока).
1 гр. Конфуцианство и его влияние на морально – этический облик китайцев
В этой группе работали 6 человек. Они изучили особенности религии, одежды, пищи и традиций китайского народа.
Выступление 1 ученика
Презентация 4 Национальные особенности китайского народа
Текст к слайдам презентации см. Приложение 4
Выступление 2 ученика
Приложение 5 Национальный костюм
Выступление 3,4 ученика
Приложение 6 Национальная кухня
Выступление 5 ученика
Приложение 7 Национальная китайская гимнастика
Выступление 6 ученика
Презентация 5 Праздники Китая
Текст к слайдам презентации см. Приложение 8
Многие из вас, наверное, слышали об искусстве феншуй, но мало кто знает, что это особая оккультная наука, возникшая в Китае в средневековье.
2 гр. Феншуй
Группа состоит из 3 человек. Текст выступления см. Приложение 9
Нарицательным стало понятие китайская чайная церемония. В Китае говорят “хочешь напиться – попей воды, чай – это благородный напиток”. Об истории чайной церемонии и её проведении расскажет следующая группа.
3 гр. Чайная церемония
Группа состоит из 3 человек. Текст выступления см. Приложение 10
3. Заключение
Вот на этом наше первое знакомство с Китаем заканчивается. Я думаю, что вы узнали для себя много нового и интересного, а также полезного, что может пригодиться вам в жизни. И в заключении я предлагаю ответить на блиц вопросы.
1 уровень
- В бассейне, какой реки возникло Китайское государство?
- Какие важные изобретения подарили человечеству китайцы?
- В каком году возникла КНР?
- Какой климат преобладает на территории Китая?
- Назовите денежные единицы Китая.
- Родиной, какого напитка является Китай?
- По каким демографическим показателям Китай мировой лидер?
2 уровень
- Как решаются в Китае основные демографические проблемы?
- Спрогнозируйте ситуацию в Китае при условии отмены демографической политики.
- Какой вид китайской гимнастики получил широкое распространение в Китае и почему?
- Объясните появление столицы Китая именно в этом месте.
- Почему искусство феншуй становиться столь популярно в нашей стране?
Что вам понравилось на уроке?
Вопросы учащихся. Оценки за урок.
Домашнее задание: Параграф 39, ЛОК, практическая работа.
Практическая работа
- Обвести границу Китая.
- Подписать пограничные государства, моря.
- Отметить полезные ископаемые Китая.
- Подпишите крупные города (Шанхай, Пекин, Тяньцзинь, Чунцин и портовые территории).
- В указанных городах показать главные отрасли специализации.
- По всей территории цветовой гаммой отметить сельскохозяйственную специализацию.
Список литературы:
- Самбурова Е.Н., Медведева А.А Китай – М.: Мысль, 1991 г.
- Куприенко В.Н. Феншуй. Акупунктура Земли – СПб.; С – Запад – Альма – Пресс, 1999 г.
- Вебстер Ричард Феншуй для городской квартиры. С – П.: издательство “Тимошка” 1999 г.
- Жижина Е.А., Никтина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006 г.
- Толмачева Е.В. география 10 кл. поурочные планы (II часть) Издательство “Учитель – АСТ”, 2002 г.
- Гладкий Ю.Н. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2000.
Рейтинг выступления творческих групп
№ группы | Баллы | Примечание |
1 | ||
2 | ||
3 |
ЛОК “Путешествие в Китай”. (Приложение)