I. Актуальность.
Развитие системы дополнительного образования детей рассматривается в контексте реализации Национального проекта “Образование”, объявленного Президентом РФ В.В. Путиным, цель которого – повысить качество жизни наших граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала.
Доступность и бесплатность дополнительного образования детей гарантированы Конституцией РФ, Законом РФ “Об образовании” (далее “Закон”), Законом города Москвы об образовании. В соответствии с Законом РФ об образовании дополнительное образование детей реализуется в общеобразовательных учреждениях, в муниципальных и государственных образовательных учреждениях дополнительного образования детей.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Согласно Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, дополнительное образование детей – это “мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно”.
Дополнительное образование детей в школе реализуется на основе Межведомственной программы развития воспитания детей и молодежи на 2004–2007 годы, в рамках которой ведутся актуальные проекты, направленные на саморазвитие личности, поиск, поддержку и развитие детской творческой одаренности, организацию социализирующего досуга детей и подростков, профилактику правонарушений, алкогольно-наркотической зависимости подростков.
В ГОУ СОШ дополнительное образование детей является стабильно функционирующей системой, в которую входят объединения дополнительного образования детей восьми направленностей. В них занимаются более 800 учащихся. В кружках, секциях, студиях, клубах, ансамблях при школе занимается 100% от общего количества учащихся школы, а также дети и подростки других образовательных учреждений округа.
Вместе с тем, назрела необходимость принятия комплексных мер по развитию системы дополнительного образования детей в школе. До настоящего времени система дополнительного образования детей прошла полный курс развития от случайного набора кружков, через создание блоков разных направленностей, через создание материальной базы к системе, которая естественным образом вплетается в образовательный и воспитательный процессы школы и является естественным продолжением основного образования. Сегодня в системе ДО школы функционируют объединения 8 направленностей для учащихся разного возраста, в которых занимаются наряду с учащимися нашей школы дети и подростки других образовательных учреждений. Работает группа раннего развития по подготовке детей дошкольного возраста. Работа дополнительного образования идет одновременно по нескольким направлениям: профессиональная подготовка, организация досуга, ранняя социализация. Назрела необходимость выделения дополнительного образования в самостоятельное структурное подразделение. Необходимо стремиться к достижению доступности дополнительного образования детей различного возраста, интересов, возможностей здоровья, места проживания и т.д. Требует обновления и сама система дополнительного образования детей, в первую очередь, управление качеством дополнительного образования.
Целью развития системы дополнительного образования детей являются сохранение государственных гарантий в доступности и бесплатности, повышение эффективности системы дополнительного образования детей в создании условий для их саморазвития, успешной социализации и профессиональном самоопределении, организации активной жизнедеятельности детей; обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе.
Необходимо обновление системы дополнительного образования детей на основе следующих принципов:
- доступность и бесплатность дополнительного образования детей;
- гуманизация, демократизация образовательного процесса;
- индивидуализация, учет возрастных интересов детей;
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- связь с семьей, ориентация на культурно-образовательные интересы семьи;
- сохранение и развитие национально-культурных традиций;
- ценностное отношение к образованию в воспитании гражданина-патриота;
- взаимодействие общего и дополнительного образования;
- открытость и полисферность образования, государственно-общественный характер управления;
Концепция реализуется на основе личностно-ориентированного, социокультурного подхода.
Достижение цели развития системы дополнительного образования детей возможно при решении трех основных задач:
- Создание условий развития дополнительного образования детей.
- Качество и непрерывность дополнительного образования как средства профессиональной ориентации и самоопределения детей.
- Развитие государственно-общественного управления, социального партнерства учреждений дополнительного образования детей, бизнеса и гражданского сообщества.
I. Создание условий развития дополнительного образования детей.
Качественное обновление дополнительного образования детей возможно только при создании условий, соответствующих современным требованиям и темпам развития общества.
1. Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования детей.
Системное развитие дополнительного образования детей как сферы, предоставляющей возможности выбора культурно-образовательных, развивающих программ, обеспечивающих полезную занятость и саморазвитие детей, возможно только на качественно обновленном фундаменте – нормативной правовой базе.
В условиях государственно-общественного самоуправления становится необходимостью разработка положения о Центре ДО, О дополнительном образовании детей в школе, согласование программ и учебных планов. Система дополнительного образования детей может эффективно функционировать только при государственной поддержке путем дополнительных ставок педагогов дополнительного образования, реализации комплексных мер по материально-техническому оснащению, модернизации школьного стадиона, соответствующих модернизации образовательного процесса.
Задача совершенствования системы аттестации педагогов дополнительного образования требует разработки и внедрения следующих документов:
- определение критериев и показателей эффективности деятельности педагогов и центра дополнительного образования детей;
- разработка стандартов условий реализации программ дополнительного образования детей;
- введение вкладыша к аттестату о среднем образовании об окончании программ дополнительного образования детей, личных достижениях (портфолио).
2. Кадровое обеспечение в системе дополнительного образования детей.
В современных условиях меняется роль педагога дополнительного образования, деятельность которого не ограничивается организацией кружковой работы. Педагог дополнительного образования должен вести активную работу со школой, родителями, общественностью по поддержке юных талантов, детей, требующих особой заботы, осваивать новые специальности для внедрения новых востребованных программ.
Совершенствование кадрового обеспечения системы дополнительного образования детей осуществляется по следующим направлениям:
- повышение статуса педагогов ДО;
- усиление роли стимулирования труда педагогов дополнительного образования;
- стимулирование педагогов в повышении педагогических и творческих возможностей, научно-исследовательской работе;
3. Дополнительное образование в условиях самоуправления.
Условия самоуправления способствуют изменению населения из иждивенчески-пассивного состояния в активное гражданское общество с высоким уровнем регионального, муниципального, территориального самосознания, ориентированного на самостоятельное планирование и осуществление позитивных преобразований на местах, в конкретных ситуациях. В условиях введения самоуправления возникает необходимость пересмотра организации дополнительного образования детей в школе. Актуальным становится дополнительное образование, выполняющее муниципальный образовательный заказ, сформулированный в Программе социально-экономического развития муниципального образования. Организация программ дополнительного образования должна строиться с учетом реальных потребностей населения. Востребованными становятся программы интегрированного характера, направленные на приобретение навыков, способствующих успешной социализации детей. Учитывая первостепенную роль семьи и важность ее непосредственной поддержки на местах, возникает необходимость организации семейного культурно-познавательного досуга, направленного на совместную деятельность детей и взрослых. Кроме того, организация таких программ будет способствовать семейной занятости, развитию семейного предпринимательства. Эффективной в организации полезной занятости детей является деятельность подростковых клубов.
В условиях самоуправления важная роль учреждений дополнительного образования детей отводится в организации предпрофессиональной подготовки учащихся, введения программ начального профессионального образования исходя из потребностей города.
Информатизация системы дополнительного образования позволит создать единое образовательное пространство для исследовательской и самостоятельной работы. Информатизация будет способствовать активному взаимодействию с другими образовательными учреждениями, сотрудничеству педагогов и детей вне зависимости от места жительства, внедрению дистанционных форм дополнительного образования и повышения квалификации.
II. Качество и непрерывность дополнительного образования как средства профессиональной ориентации и самоопределения детей.
Качество общего образования есть результат взаимодополнения школьного обучения и дополнительного образования детей.
Специфика дополнительного образования состоит в том, что для него творческая деятельность ребенка первична. На первом плане стоит развитие личности в творчестве, а обучение обеспечивает, поддерживает развитие, тогда как в стандартизированном общем образовании обучение является ведущим. Дополнительное образование способствует накоплению ребенком опыта индивидуальной и коллективной творческой деятельности по свободному выбору.
Социальный образовательный заказ
Новые социальные требования к образованию стимулируют внедрение инновационного подхода по основным направлениям развития дополнительного образования детей в школе:
- развитие профильного образования ресурсами дополнительного образования детей;
- развитие потенциала дополнительного образования детей в профилактике правонарушений несовершеннолетних;
- обновление содержания дополнительного образования детей на основе разработки научных основ организации образовательного процесса в объединениях дополнительного образования детей, использования передовых технологий и методик;
- создание и функционирование площадки по отработке вариативных моделей развития дополнительного образования детей;
- стимулирование инновационной деятельности педагогов дополнительного образования детей путем учреждения грантов, проведения конкурсов, семинаров.
Учитывая тенденции развития образовательной среды, его потребности выделяются три приоритета дополнительного образования детей:
- развитие созидательной активности детей;
- интеграция детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;
- развитие одаренных детей.
Для реализации приоритетных направлений актуальными становятся:
- Создание ресурсов.
- Создание единой базы данных по предпрофильной подготовке в системе дополнительного образования.
- Тематические и проблемные курсы и семинары.
- Обобщение и распространение положительного опыта работы по профильному обучению и предпрофильной подготовке.
III. Развитие государственно-общественного управления, социального партнерства учреждений дополнительного образования детей, бизнеса и гражданского общества.
Дополнительное образование детей в школе развивается на основе межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры, спорта, науки, профессионального образования, органов внутренних дел и т.д.
Дополнительное образование детей объединяет вокруг себя различные ведомства и консолидирует ресурсы общества для решения огромного количества социально-педагогических вопросов.
Становится актуальным создание оптимальной модели государственно-общественного управления развитием дополнительного образования детей на основе изучения опыта регионов РФ. Для этого необходимо:
- разработать нормативную и правовую базу государственно-общественного управления развитием дополнительного образования детей в школе;
- обеспечить информационно-аналитическое сопровождение деятельности по развитию государственно-общественных форм управления дополнительным образованием детей в школе;
- разработать механизм общественной экспертизы, общественного мониторинга состояния и развития школьной системы дополнительного образования детей.
Модель государственно-общественного управления развитием дополнительного образования детей обеспечит взаимодействие “государственного и общественного” в образовании, организационно оформит и упорядочит влияние местного сообщества на сферу дополнительного образования детей, будет способствовать модернизации дополнительного образования детей, включающего общественные формы контроля и стимулирования качества дополнительного образования детей.
Для достижения развития дополнительного образования детей на основе межведомственного взаимодействия и социального партнерства предусматривается:
- Развитие дополнительного образования детей как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса — обучающихся, педагогов, родителей и государственного заказчика образовательных услуг.
- Разработка нормативного правового обеспечения межведомственного взаимодействия и социального партнерства.
- Реализация Плана мероприятий по развитию социального партнерства в сфере как общего среднего образования, так и дополнительного образования.
Учитывая тенденции развития образовательной среды, выделяются следующие приоритеты в межведомственном взаимодействии:
- Организация качественного и развивающего досуга детей.
- Определение социального заказа на дополнительное образование детей.
- Организация благотворительной и инновационной деятельности.
- Профессиональная подготовка и повышение квалификации работников системы дополнительного образования детей.
Для реализации этих приоритетов необходимы:
- разработка программ и методических рекомендаций по предпринимательской деятельности центра дополнительного образования детей;
- учреждение ежегодной премии “За вклад в воспитание детей и молодежи” в целях активизации воспитательного потенциала системы дополнительного образования;
- содействие воспитанию детей и молодежи, участие в их физическом и духовном развитии – экономически обоснованное вложение в развитие человеческого капитала, общества, трудовые ресурсы.
Таким образом, дополнительное образование детей развивается полисферно, когда дополнительное образование детей, реализуя социальный заказ, реализуется в активном и прямом взаимодействии вне зависимости от ведомственно-территориальной подчиненности с субъектами различных отраслей, сфер на основе кооперирования возможностей и ресурсов. Такое “полисферное” развитие дополнительного образования станет одной из основ его развития.
Ожидаемые результаты
Реализация Концепции развития системы дополнительного образования детей в школе позволит достичь следующих результатов:
1. Нормативно-правовое обеспечение:
- сохранить государственные гарантии бесплатности и доступности, лучшие отечественные традиции дополнительного образования детей;
- совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую развитию дополнительного образования детей.
2. Ресурсное обеспечение дополнительного образования детей
- создать единое информационно-образовательное пространство основного и дополнительного образования детей;
- улучшить материально-техническое оснащение центра дополнительного образования детей;
- создать условия, стимулирующие развитие технического и прикладного творчества, технических видов спорта.
3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей
- организовать дополнительное образование детей в соответствии с социальным заказом, формулируемым администрацией и общественностью школы;
- содействовать развитию инновационного движения в дополнительном образовании детей;
- внедрять интегрированные программы дополнительного образования детей, направленные на социально-педагогическую поддержку детей;
- содействовать развитию дуального образования в виде организации программ допрофессиональной подготовки и начального профессионального образования для детей, а также содействующие самозанятости и развитию семейного предпринимательства.