Формирование интереса к саморазвитию художественных способностей детей ханты элементами Вальдорфской педагогики в условиях интерната

Разделы: Общепедагогические технологии


Вы ничему не можете научить человека.
Вы можете только помочь ему открыть это в себе.
Г.Галилей

На протяжении всей истории человеческой цивилизации существовали различные подходы к воспитанию. Существовало и существует много точек зрения и концепций воспитания. Они разнообразны и разноплановы. Но все их можно объединить в две основные большие группы, два основных направления. Суть первого – видеть цель и назначение воспитания в формировании личности, управление ее развитием согласно требованиям общества и в соответствии с идеалами того или иного исторического отрезка времени. И второе направление – как его сейчас называют, гуманистическое – обращение к личности воспитанника, к созданию условий для развития его внутренних потенциальных возможностей и на этой основе к социализации. Развить личные природные способности каждого ребенка – такую задачу ставит перед собой и Вальдорфская (Штайнеровская) система образования.

Эта система основана на уважении к детству, и учете индивидуальных потребностей каждого ученика. Программы этих школ (а их сотни в самых разных уголках планеты) нацелены в большей степени на развитие природных способностей ребенка, чем на просто на передачу знаний. Они предполагает такой способ познания мира, который развивает в ученике чувство сопричастности ко всему, формируя активную позицию ребенка. Одна из отличительных способностей Вальдорфской системы – широта подхода и междисциплинарность. Такой метод позволяет сформировать представление о мире в целом. Понятно, что, имея такое представление, ученику не только легче осваивать отдельные области знаний, но и самостоятельно установить связь между явлениями, понять причины их возникновения и предугадать их развитие.

Вальдорфская педагогика сверхинтернациональна. По внутренней сути, она воспитывает открытость к миру и может принимать самые разные формы в зависимости от окружающей культурной среды. Ведь человечность – краеугольный камень этой системы – не принадлежит какому-то одному народу.

Неповторимость каждой личности и каждой культуры – великое богатство человечества! Одной из важных целей Вальдорфская системы является обучение взаимодействию с другими культурами, воспитание понимания их и уважения к ним. Человек, воспитанный в уважении к другим мировоззрениям, одинаково уверенно чувствует себя в любом социальном окружении и, общаясь с людьми, не акцентируется на цвете кожи или социальной принадлежности, а   воспринимает действительную внутреннюю сущность человека.

В условиях пришкольного интерната многие элементы Вальдорфской педагогики вписываются в систему воспитательной работы естественно. Так одна из особенностей этой педагогики – разновозрастные группы. Младшие воспитанники легко и непринужденно учатся, подражая старшим, и одеваться, и убирать за собой, и рисовать, и лепить. Все как в семье. А воспитательница выполняет роль мамы, которая занимается повседневными домашними делами, готовит, убирает, чинит детскую одежду, шьет кукол, а время от времени присоединяется к своим питомцам, чтобы поиграть с ними, рассказать сказку или помочь выполнить домашнее задание. Так ребятам оторванным от привычной среды обитания, от привычного уклада жизни на родовых стойбищах, гораздо легче адаптироваться к жизни в коллективе, чем в авторитарной атмосфере.

Главным содержанием работы в интернате является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности. Сказки, песни, танцы, мифы пронизывают жизнь детей, Одним из наиболее распространенных занятий является рисование. Кроме того, проводятся такие занятия, как лепка, танец, театрализованные представления.

Следуя основным принципам Вальдорфской педагогики, режим работы интерната придерживается ритмического следования естественным периодам – дня, недели, года. Проживая неизменную последовательность событий своей жизни, ребенок обретает уверенность и спокойствие. Причем ритм этот не является каким-то надуманным, собственно педагогическим изобретением, а соответствует великой мудрости наших предков – жить в согласии с тем, что нас окружает, что было и будет всегда, независимо от нас и наших желаний – явлениями природы, сменой времен года и т.д. Одновременно с проживанием ритма года дети приобретают представления об истоках своей национальной культуры. Этому способствует и повседневная жизнь групп интерната и праздники, отмечаемые в духе народных традиций. В интернате стало традиционным ежегодное проведение праздников народа ханты, таких как “День оленевода”, “Вороний праздник”, “День медведя”.

С ребятами проводятся разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, бисероплетение, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека. На этих занятиях характер творческой деятельности спонтанный и не ограниченный множеством правил и ограничений, которые обычно используются при обучении изобразительному искусству. Творчество должно быть свободным.

Занятия художественно-прикладного характера позволяют решать следующие важные педагогические задачи:

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические. Групповые занятия позволяют получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях каждого воспитанника и его положение в коллективе. Это корректный способ понаблюдать за детьми в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Групповая работа предполагает особую “демократическую” атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы, а во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым “нормам”.

Темы занятий самые разнообразные, от рисования сюжетов и сказок до рисования форм. Последнее опять является отголоском Вальдорфской педагогики. В чем же суть этого направления художественной работы детей? Повсюду в мире мы встречаем геометрические формы: узоры снежинок, шестиугольники пчелиных сот, многоугольники кристаллов, параболическая траектория броска, спирали на раковинах улиток, порядок расположения листьев; на стеблях многих растений, пропорции золотого сечения в человеческом образе, поразительные кривые, по которым движется Земля и другие планеты. Упражнения в рисовании форм – это не только изучение траектории движения. Это "занятие в себе", в котором участвую фигуры, но при этом присутствует еще нечто, что выражается не с помощью движений. Например, воспитанникам предлагается завершить незаконченную форму: "внешнюю" или "внутреннюю" фигуру изображают в соответствии с чувством формы, подбирают симметричную картинку или зеркальную фигуру.

Совершенно ясно, что работая с красками, мы можем найти спокойный и гармоничный выход из самого возбужденного состояния. Если кто-то стал жертвой безудержного гнева, то он получит больше радости от того, что нанесет огненно-красную краску на кусок бумаги, чем от того, что разобьет окно. Для особо эмоциональных детей занятия с кисточками и мелками могли бы поэтому оказаться идеальным способом выражения своих эмоций и освобождения от внутреннего гнета.

Если вы хотите по-настоящему узнать, что такое цвет, не начинайте с изучения и отображения каких-то мотивов внешнего мира: в этом случае цвет становится чем-то вторичным по отношению к форме, мотиву. Чтобы воспринять многокрасочный мир, нужно исходить из самих красок. Начинать следует с чисто цветовых упражнений.

Весь мир преображается в глазах того кто научился чувствовать и понимать тихий язык красок, совершенно не интеллектуалистический, но глубоко проникающий в суть всех вещей.