Цели проекта:
- Повысить интерес учащихся к чтению, расширить кругозор, получение навыка исследовательской работы, развитие умения работать с различными источниками информации.
- Развитие речи, коммуникативных способностей, создание условий для самореализации каждого ученика, повышение самооценки, обогащение словаря.
- Развитие поэтического слуха, воспитание художественного вкуса, развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение.
Участники: учащиеся 2 “А” класса, родители, Балакина Е.В. (школьный библиотекарь), Ливенская И. М.(учитель музыки)
Организация проекта: школа № 1237 СВАО г. Москвы
Тип проекта:
- По доминирующей в проекте деятельности – творческий
- По предметно-содержательной области – культурологический
- По количеству участников проекта – групповой, индивидуальный
- По широте охвата содержания – межпредметный
- По времени проведения – средней продолжительности (1 месяц)
- По характеру контактов – в рамках школы
Образовательная область, в рамках которой выполнен учебный проект: искусство
Учебный предмет, в рамках которого выполнен проект:
- литература
- русский язык
- изобразительное искусство
- музыка
Продукт проекта: демонстрация альбома с баснями, придуманными всеми детьми 2 “А” класса, постановка басни И. А. Крылова “Стрекоза и Муравей”(видеофильм)
Этапы работы над проектом:
I. Проблема.
Познакомившись на уроках литературного чтения с баснями Л. Н. Толстого, И. А. Крылова, ребятам захотелось побольше узнать об этом жанре словесного искусства.
- Что такое басня?
- Чем басня отличается от рассказа и стихотворения?
- Кто первый написал басню?
- Кто ещё сочинял басни?
И на многие другие вопросы хотелось найти ответы.
II. Проектирование (планирование действий).
Все ребята класса были разделены на 4 группы, каждая из которых получила задание:
1 группа. Басня. История создания басни.
2 группа. Баснописцы.
3 группа. Чтение наизусть басен. Организация выставки рисунков.
4 группа. Инсценирование басни И.А. Крылова “Стрекоза и Муравей”.
III. Поиск информации.
- Где можно найти любую информацию? Ну конечно в
библиотеке!
Мы всем классом посетили школьную библиотеку и записались в читатели. - Научились пользоваться справочной литературой – энциклопедиями, словарями, справочниками.
- Прочитали басни из книг разных баснописцев.
- Некоторые ребята пользовались Интернетом для сбора информации.
Два раза в неделю собирались группы.Ребята приносили подобранный материал и отчитывались о проделанной работе. Мы обсуждали, отбирали материал.
IV. Продукт.
Каждая из четырёх групп показала результат своей работы.
1 группа:
Басня – это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в котором персонажами являются люди, животные и различные предметы.
Цель басни – показать человеческие пороки, недостатки и их высмеивание. В начале или в конце басни содержится краткое нравоучительное заключение – мораль.
Первые басни были известны ещё в глубокой древности. Первым баснописцем был житель Древней Греции Эзоп. Басни Эзопа были написаны прозой, остроумно, ясно и просто. Считается, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенёсшим много заключений. Произведения раба составлялись в сборник под названием “Эзоповы басни”.Их переписывали, изучали в школах, разучивали наизусть.
2 группа:
Самым знаменитым из западноевропейских баснописцев является Жан де Лафонтен. В своих ранних произведениях Лафонтен следовал сюжетам Эзопа, действительно пересказывая в стихах нравоучительные басни греческого автора.
В русской литературе было создано много басен – особенно в 18-19 вв. .Иван Иванович Хемницер – русский баснописец. Он написал много басен, высмеивая жадность, глупость, тупость, лесть и ложь. И. И. Хемницер любил читать басни великого Эзопа, переводил их. Свои басни сочинял в стихотворной форме.
Иван Иванович Дмитриев – русский писатель, современник А. С. Пушкина, И. А. Крылова. Басни И. Дмитриева имели большой успех у читателей. Его называли “русским Лафонтеном”.
Александр Ефимович Измайлов – был современником И. А. Крылова и делил с ним славу лучшего баснописца. Басни А. Е. Измайлова любил А. С. Пушкин, некоторые его басни читал наизусть.
Всех баснописцев 18-19 вв. затмил Иван Андреевич Крылов. Он был разносторонне одарённым человеком: драматургом, издателем, музыкантом(прекрасно играл на скрипке), художником. В нём ярко проявилась богатырская природа русского человека, его ясный ум. А. С. Пушкин высоко ценил И. А. Крылова и называл его “самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев”. Строки его басен стали пословицами и поговорками: “Недаром говорится, что дело мастера боится”, “Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!” и многие другие.
3 группа:
- Был проведён конкурс чтения басен разных баснописцев.
- Группой организован конкурс рисунков к басням
(участвовали все ребята класса).
4 группа:
Музыкальная постановка басни И. А. Крылова “Стрекоза и Муравей”.
Басни ребятам так понравились, что они решили сочинить собственные басни.
V. Презентация.
Полученные результаты работы групп мы собрали и под руководством учителя сделали презентацию на компьютере.
После завершения презентации мы попытались ответить на вопросы:
- Достигли цели?
- Что нового узнали?
- Чему мы научились?
- Понравился проект?
- Что получилось лучше всего?
- Что бы сделали по- другому?
- Хотели бы участвовать ещё в проектах?
Я как учитель хочу отметить, что мои ученики с большим интересом стали готовиться к урокам чтения, стали больше читать, приносить на уроки чтения дополнительный материал из энциклопедий об изучаемой теме. В их речи я слышу слова, фразы из басен. Ребята ждут с нетерпением подготовки к следующему проекту