Программа правового воспитания

Разделы: Администрирование школы


В соответствии с Законом РФ “Об образовании”, Конституцией РФ, в настоящее время четко определено место и роль воспитывающей деятельности в области образования. Она рассматривается как приоритетное направление в деятельности образовательного учреждения. Школа является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи “Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения” (МОУ ЦЛПДО) является учреждением для детей с девиациями в поведении, с различными формами педагогической и социальной запущенности, с серьезными социальными отклонениями, обусловленными негативным влиянием неблагополучной родительской семьи, асоциальным поведением родителей, их педагогической некомпетентностью. Эти семьи характеризуют неудовлетворительные материальные и бытовые условия, злоупотребление родителями алкоголя, невысокий культурный и образовательный уровень, высокая частота конфликтов в семье, отсутствие внимания к соматическому состоянию и развитию ребенка. На фоне этого возникают такие проблемы у детей как: болезни, отставание в учебе, недостаточная уверенность в себе, одиночество, непонятость другими, а также отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики подростка: повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля, немотивированная агрессивность. Неблагоприятные условия воспитания в семье, отсутствие заботы о культурном досуге несовершеннолетних, асоциальное поведение родителей и других, окружающих подростка взрослых, оказывают вредное воздействие на детей, моральный облик которых еще только формируется, способствуют их неправильному поведению и совершению противоправных действий. Именно дефекты семейного воспитания являются одной из основных причин девиантного и делинквентного поведения.

“Правонарушения, преступления” – с этими словами связано представление о запрещенных законом деяниях, которые причиняют тяжкий вред государству, обществу, отдельным гражданам. Вор, хулиган, убийца – наш общий враг. Еще более страшно, когда им становится подросток. Известно, что подросток совершает правонарушение или преступление не сразу, не вдруг, этому предшествует определенный период деморализации его личности, когда он совершает аморальные поступки, незначительные правонарушения, мелкие кражи, хулиганские поступки, драки, употребляет спиртные напитки, наркотики и так далее. Безнадзорность несовершеннолетних обоснованно считается одним из основных условий, способствующих совершению ими правонарушений и преступлений. В предупреждении безнадзорности и ее последствий большое значение имеет организация профилактической правовой воспитательной работы школы, организация досуга детей в свободное от учебы время.

Важно реализовать системную стратегию воспитательных воздействий с учетом психолого-педагогических особенностей подростков-депривантов и организующей и направляющей воспитательной деятельностью коллектива педагогов. Главным в деятельности Центра является индивидуальный подход к обучению и воспитанию подростков-депривантов, осуществляемый в соответствии с потребностями и особенностями детей. На каждого обучающегося Центра классным руководителем заполнена педагогическая характеристика, имеется акт обследования жилищно-бытовых условий, ведется лист учета индивидуальной работы. Педагогом-психологом разработана психологическая характеристика, социальная карта. На каждого трудного подростка в МОУ ЦЛПДО есть индивидуальная программа воспитательной работы с ним.

Необходимо разъяснять подросткам Центра и их родителям права, обязанности и ответственность, которыми они обладают в соответствии с законодательством РФ; осуществлять консультирование по правовым вопросам; кроме этого оказывать содействие в определении форм устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; в организации досуга и занятости обучающихся.

В этих условиях важен системный подход в организации и проведении правовой профилактической работы. Такая система в МОУ ЦЛПДО предполагает тесное взаимодействие педагогического коллектива Центра, социальной службы с социумом, с учреждениями, содействующими воспитанию. (Cхема)

Цель программы правового воспитания:

  1. Повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей.
  2. Снижение уровня правонарушенийи преступлений среди несовершеннолетних Центра.
  3. Приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.

Задачи:

  1. Вооружение обучающихся и их родителей правовыми знаниями.
  2. Формирование правового самосознания.
  3. Формирование активной жизненной позиции.

Принципы:

  1. Безусловное уважение личности подростка.
  2. Защита прав и законных интересов обучающихся.
  3. Защита несовершеннолетних от любого вида дискриминации.
  4. Взаимодействие различных заинтересованных служб.

Содержание работы по правовому воспитанию в МОУ ЦЛПДО.

Классные руководители стремятся разнообразить формы проведения часов общения по правовому воспитанию, поэтому в Центре традиционным стало проведение открытых часов общения (см. табл. 1.)

Таблица 1

Открытые часы общения по правовому воспитанию

Тема часа общения Сроки проведения

Класс

Классный руководитель

1 Беседа “Я и право” декабрь

1,4

Башарина Л.А.

2 Познавательная беседа “Ваши права и обязанности” декабрь

2,3

Юдина М.В.

3 КВН “Что мы знаем о Конституции” декабрь

5

Голубцова Е.Н.

4 Видеоурок “Я – подросток. Я – гражданин” декабрь

6

Дудина Л.А.

5 Диспут “Герои нашего времени” декабрь

7-а

Лукъянченко И.В.

6 Эрудицион “Права и обязанности обучающихся Центра” декабрь

7-б

Дашковская Н.В.

7 Викторина “Я и право” декабрь

8-а

Полежаева Г.Т.

8 Дискуссия “Я и право” декабрь

8-б

Исаева Т.А

9 Диспут “Мораль и закон” декабрь

9-а

Зорина Т.А.

10 Правовой турнир декабрь

9-б

Кузнецова Л.Г.

Для реализации программы по правовому воспитанию в муниципальном образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи “Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения” реализуется система воспитательных мероприятий правовой направленности (см. табл. 2).

Таблица 2

План мероприятий правовой направленности в МОУ ЦЛПДО