Добром и сердцем приглашаем вас в наш детский сад № 28, сад земли Тульской и великого русского писателя Л.Н.Толстого.
Наш детский сад № 28 комбинированного вида № 28, в котором мы работаем имеет в своей основе как интеграцию и согласование программ: В.И. Логиновой “Детство”, так и программу Б.Столярова “Здравствуй музей”.
Актуализируя проблему развития у детей системы нравственных качеств и социально-коммуникативных, эстетических качеств детский сад определил приоритетное направление всей педагогической деятельности педагогов. Нравственно-патриотическое использование новых педагогических технологий Н.Ф. Виноградовой, Н. Алешиной (работа по схемам, опорным карточкам, проблемные ситуации, психоэтюды и т.п.), передового опыта, современных методов обучения (проблемно-поискового, игрового, развивающего характера), разнообразных форм организации занятий (индивидуальных, групповых, интегрированных, тематических, сюжетных) и повседневной деятельности позволяет воспитателю устанавливать педагогически целесообразные взаимодействия с детьми.
Нами разработаны различные принципы развития развивающей среды : центр экологии, центр родного края с блоками: “Люби и знай свой край”, “Ясная Поляна”, “Герои – щекинцы”, “Наши родители работают на ОАО “Щекиноазот””, центр познания, центр сенсорного воспитания и красоты и др.
Развивающая среда
Развивающая среда организована в соответствии с учетом интересов и потребностей детей, реализации целей и задач нравственно-патриотического воспитания, по запросам родителей.
Структура воспитательно-образовательного процесса предусматривает поступенчатое преподнесение краеведческого материала.
В настоящее время в России происходит процесс формирования новой системы образования молодежи, переориентация на социализацию личности, формирование активной гражданской позиции, патриотического сознания. Патриотизм и гражданственность выступают как составные части социального и духовного развития человека. Воспитание этих черт и качеств личности осуществляется в ходе организации разнообразной познавательной и практической деятельности детей, в единстве учебно-воспитательного процесса.
Считаем, наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания является краеведческая работа.
Программы и технологии, реализуемые в ДОУ
Определив цель, воспитание нравственно-патриотических качеств личности ребенка-дошкольника, нами выделены направления работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников (краеведческий аспект):
- Нормативно-правовое обеспечение
- Определение содержания воспитания дошкольников
- Взаимодействие с родительским сообществом
- Взаимодействие с социумом
- Информационно-издательская деятельность
- Взаимодействие со специалистами ДОУ
- Организация развивающей среды
- Работа с неорганизованными детьми
- Музей “Диалог поколений”
- Библиотека по краеведению
- Центры развития познавательной активности
детей:
- блок “Люби и знай свой край”;
- блок “Ясная Поляна”;
- блок “Наши родители работают в ОАО “Щекиноазот”;
- дидактические материалы по краеведению, авторские игры;
- блок “Герои-щекинцы”.
В процессе прогнозирования привития каждому ребенку нравственно-патриотических чувств, выработке индивидуального образовательного маршрута нами были разработаны диагностические карты, перспективно-блочный и тематический планы.
Наиболее эффективным считаем использование методов проблемно-поискового развивающего характера: исследования, метод проекта, моделирования, экскурсий-экспедиций, бесед. Одним из результатов этой работы является исследовательская деятельность детей, выявившая то, что Д.Сухур – дальний родственник Игоря Талькова, М.Улитина – внучатая правнучка Героя Советского Союза Улитина.
С целью развития художественно-творческой активности мы привлекли детей к участию в кружке “Здравствуй, музей!”, основными задачами которого являются:
- Приобщение к истокам народного творчества;
- Развитие творческих способностей в области изоискусства.
Обогащая круг представлений о родном крае, знакомя детей с художественными произведениями писателей-земляков, беседуя с ребенком на патриотические темы, близкие и доступные для понимания малыша, мы не только решаем задачи познавательного развития, но и способствуем быстрейшему овладению правильной речью, что очень актуально для нас, так как мы работаем воспитателями в компенсирующих группах.
Для успешной реализации программы Логиновой “Детство” мы соблюдали следующие методические условия:
- на занятиях, в беседе следовали методу диалога, который является основным в процессе всех видов занятий. Раскрепощая детей, он увлекает их возможностью собственного высказывания: моделирование, обыгрывание ситуаций; защита проектов, макетов.
- стараемся быть предельно внимательны к ответам. Четко следуем группе вопросов, относящихся задачами конкретного занятия.
Патриотическое воспитание помогает решению многих педагогических задач дошкольного детства:
- Воспитание нравственных качеств личности (доброты, отзывчивости, способности сопереживать, любви к Родине, гордости за неё).
- Развитие психофизических качеств: умения сосредоточиться, формирование произвольного внимания, развитие воображения эмоциональной отзывчивости.
- Побуждение к изучению отечественной истории. Тема патриотического воспитания проводится в детском саду в системе.
На основе выбранных и выделенных программ мы соблюдаем методические условия:
- исследовательская деятельность: старые фотографии, карты, книги и т.д.;
- на занятиях, в беседе следовали методу диалога, который является основным в процессе всех видов занятий.
В нашей деятельности с детьми действует формула:
Семья —> Детский сад —> Улица —> г. Щекино —> Тульский край
Создан для детей и во взаимодействии с ними Клуб по нравственно-патриотическому воспитанию. Деятельность клуба строится на основе воспитательно-образовательной программе “В мир с добром”, в основе которой цель: создание в детском саду единого воспитательного пространства, главной целью которого является воспитание личности ребенка, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни, формирование нравственно-духовного начала.
Внедрение в практику программы “Здравствуй, музей!” позволило систематизировать работу по музейной педагогике в нашем детском саду. Она постоянно проводится в 4 направлениях:
1 – личное самообразование занятия, посещение музеев, изучение произведений искусства, связь с художественным краеведческим музеем г. Щекино.
2 – создание обогащенной развивающей среды, постоянная работа по оформлению группы, уголок музейной педагогики, альбомы, папки, дидактические игры.
3 – работа с детьми (занятия, игры и упражнения, слушание музыки, просмотр слайдов, кассет).
4 – работа с родителями.
Являясь участником педагогического процесса, родители отмечают высокий уровень занятий клуба “Юный краевед”, проведение тематической недели “Край наш Тульский”, “Праздника города в детском саду”, возрастающий уровень нравственно-патриотических качеств детей, их познавательную активность. Родители положительно оценивают педагогическую деятельность воспитания (100% по анализу анкет), 100% детей с удовольствием посещают группу.
Используя разнообразные формы работы с родителями: совместные посещения выставок и экскурсий. Акция милосердия “Капелька добра” (детский дом, дом престарелых), открытые мероприятия с участием родителей, дни открытых дверей, консультативные пункты, анкетирование, “День семьи” – приоритет отдаем практическому взаимодействию, обучению родителей.
По эстетическому воспитанию дошкольников мы направляем наших родителей на:
- Знакомство с программой “Здравствуй, музей!”;
- Сбор материалов для работы (собрано множество репродукций с картин, икон, одну картину “Март” И. Левитана , библиотека из книг по народным промыслам “Хохлома”, “Дымка”, “Филимоновская игрушка”, “Гжель”;
- Материал – консультации о народных промыслах для родителей;
- Собрание для родителей на тему: “Мы входим в мир прекрасного”, “Дети и музей”;
- Проведение мини выставки: “Знакомьтесь, натюрморт”, “Встреча с пейзажем” и др.
Работа с родителями продолжается. Она фиксируется в дневнике, который ведем, отслеживая работу детей на занятиях. Родители активно нам помогают.
Наши достижения по приоритетным направлениям:
2004–2005 уч. г.:
- “Мастер-класс”
- Творческий отчет на тему “Краеведческий аспект в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников”
- “Современные формы и методы работы с детьми по краеведению”. Открытое занятие для воспитателей города и района “Мы любим и знаем свой город”
- Представление и защита дидактических материалов. Авторские дидактические игры.
- Открытое мероприятие. Праздник “С днем рождения, город”
2005–2006 уч.г.
- Августовская конференция .Представление информационных материалов. Тема: “Музейная педагогика в ДОУ – воспитание гражданина 21 века”
- Открытое занятие для воспитателей города и района на тему: “Пирамида знаний”. Выход брошюры “Региональный компонент содержания дошкольного образования: проблемы, поиски, находки (методические рекомендации для воспитателей ДОУ). Раздел “Материалы опыта работы по теме “Краеведческий аспект в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников” информационно-издательский отдел МОУ ДОВ “Городской методический центр”.
2006–2007 уч.г.
- Профильная школа “Познавательное развитие дошкольников”. Сообщение на тему “Проблемно-поисковый метод в обучении дошкольников”
- Профильная школа “Познавательное развитие дошкольников”. Представление и защита практического пособия “Кольца Луллия” (Вариативность. Авторская разработка дидактических материалов “Ознакомление с родным городом”)
- Подготовка видеоролика к презентации ДОУ “Детский сад глазами родителей” (1 место)
- Разработка и представление материалов к смотру-конкурсу краеведческих мини-музеев “Они сражались за Родину”.
В проведении данной работы мы выделяем девиз: “Чувствовать, познавать, творить!”.
В волшебный мир детей
Мы приглашаем
И страну добра для них
Мы открываем!