Конспект урока русского языка в 3-м классе по теме "Знакомство с эпистолярным жанром. Поздравительное письмо президенту России"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

образовательные:

  • познакомить детей с эпистолярным жанром, формировать умение составлять личное послание;
  • способствовать формированию орфографического навыка.

развивающие:

  • развивать умение контролировать и анализировать свою деятельность;
  • развивать связную литературно-грамотную речь учащихся;
  • способствовать развитию памяти, мышления;
  • развивать умение работать с источником информации;

воспитательные:

  • воспитывать любовь и уважение к своей стране, её законам, символам, президенту;
  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
  • создавать положительную мотивацию к уроку путём вовлечения каждого в деятельность;
  • воспитывать внимание и доброе отношение друг к другу.

Оборудование: иллюстрации символов России – флага, герба, текст гимна, портрет президента; информационные карты.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

Учитель:

Все ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, карандаш, тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

- Сегодня у нас урок развития речи. Расшифруем записи на доске и узнаем, какой праздник отмечает наша страна 12 декабря.

иицутитсноК ьнеД (День Конституции)

- Конституция – основной закон нашей страны, в котором прописаны права и обязанности граждан, правила их жизни. День Конституции в нашей стране отмечают с 1993 года.

Чистописание

- Найдём слова, относящиеся к тематической группе “государство” (улица, государство, ученик, город, дорога, герб, город, картофель, гимн, девочка, флаг)

- Догадайтесь, в написании какой буквы будем упражняться, выполните росчерк в тетради.

ггГгггГГггггГГГ…

- Запишите слова на тему “государство”, назовите орфограммы, выполните устно проверку.

Актуализация знаний

Учитель:

- Какие из выписанных слов обозначают символы нашего государства?

- Вспомнить значение символов вам помогут товарищи. Послушайте стихотворения [1]

(Подготовленные дети читают стихи о символах, класс рассматривает изображения символов на доске)

1 ученик:

На герб посмотрим: здесь орёл,
Да не простой – двуглавый.
Символизирует страну –
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко –
Меж океанов и морей,
От Запада к Востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль всё, не шёл чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами – короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьём сражённый.

2 ученик:

Флаг России – триколор
Полотнище в 3 цвета.
В нём яркой красной полосой
Страна наша воспета.
В России так заведено,
Что любят красный цвет давно.
Не зря ведь названы у нас
И площадь Красной и изба,
А так же девица красна,
Ведь красный – это красота.
Цвет крови и цвет жизни,
Цвет верности Отчизне.
День рожденья есть у флага
В середине августа.
Символы страны родной
Помните, пожалуйста.

3 ученик:

Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском такие есть слова:
“Россия – любимая наша страна”.
Россией гордимся, России верны,
И нет на свете лучшей страны.
Слова написал те Сергей Михалков,
Понятен и близок нам смысл этих слов.
А Александров ноты сложил,
Работу над гимном так завершил.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!

Учитель:

- Запишем синонимы слову “Россия”. (Отчизна, Родина, Отечество)

Постановка темы урока

Учитель:

- Кто возглавляет нашу страну?

- Предлагаю вам написать поздравительное письмо президенту к Дню Конституции.

- Какие знания и умения нам для этого потребуются?

Дети:

- Словарь на тему “государство”, знание правил письма, умение красиво строить предложения.

Активизация словаря по теме

Учитель:

- Повторим написание слов, играя в эстафете. Передавая мел в команде (по ряду), запишите на доске одним словом, выполните со словом задание: 1 ряд – поставить ударение, 2 ряд – разделить слово для переноса, 3 ряд – обозначить окончание слова:

  • все люди, живущие в стране (народ);
  • главный город любой страны (столица);
  • столица нашего государства (Москва);
  • должность В.В.Путина (президент);
  • место, где человек родился (Родина);
  • министры во главе с президентом (правительство);
  • раздник 12 декабря (Конституции).

- Проверьте работу соседней команды.

Упражнение в образовании словосочетаний

- Что вы знаете о президенте нашей страны?

(Дети рассказывают о том, что узнали, прочитали, готовясь к уроку)

- Узнаем о некоторых качествах этого человека, выполнив задание на доске. Прочтите слова в двух столбиках, составьте из них словосочетания, соединив линиями:

выносливый

закалённый

внимательные

спортивная

решительный

глаза

фигура

политик

характер

человек

- Какая морфема помогала связывать слова? (Окончание)

Физкультминутка

- Изобразите жестами, мимикой разных людей, прохожих на улице: весельчака – спортсмена, сгорбленного хмурого старичка, часового на посту, маленького ребёнка в песочнице, уверенного в знаниях ученика.

Работа с информационной картой

При написании поздравительного письма помни:

• для письма используют открытку, целый или половинный лист бумаги в зависимости от размера текста письма;

• в конверт не полагается вкладывать лист, сложенный более чем в два раза;

• в знак уважения к адресату поздравления, приглашения и благодарности пишут от руки;

• при обращении к адресату форма “уважаемый” применяется при обращении к официальным лицам, а “дорогой” – к родным и близким людям;

• обращение “здравствуйте” в поздравительном письме не используют

• в конце письма отправитель подписывает своё полное имя и указывает дату отправления.

(Карты у каждого ученика на партах)

Учитель:

- Прочтите правила написания поздравительного письма. С помощью карандаша выполните разметку текста. “!” отметьте правила, которые знали раньше, “+” укажите то, что узнали вновь, “?” – то, что непонятно, требует разъяснений.

Обсуждение:

- Что нового о написании поздравительного письма узнали?

- Как следует обращаться в письме к официальному лицу? Подберите возможные формы обращения для поздравительного письма президенту, используя варианты “дорогой”, “господин”, “уважаемый”, “президент”, обсудите с соседом по парте.

Работа над планом текста

- Зная правила написания поздравительного письма, поставьте пункты плана в нужном порядке:

(На магнитной доске – карточки с пунктами плана)

Имя отправителя, дата.

Поздравление с праздником.

Пожелания, напутствия.

Обращение.

1. Обращение.

2. Поздравление с праздником.

3. Пожелания, напутствия.

4. Имя отправителя, дата

- Сколько частей будет в нашем письме?

- Как будет выглядеть обращение?

- Что можно пожелать президенту страны?

- О каких своих школьных делах мы ему можем рассказать?

Самостоятельная работа по написанию письма

(По окончанию работы зачитывают несколько писем)

Итог урока, рефлексия.

- Кому из вас понравились результаты труда?

- С каким видом письма познакомились на уроке?

- Где пригодится нам умение писать поздравительные письма?

- “Смайликом” на полях тетради покажите своё настроение в конце урока.

Литература

1.  “Стихи о государственных символах России” Т.А.Попова, с. Ильинка Приморский край, ж-л “Педсовет” №10, 2006 г.