Рейтинговая система оценки на уроках химии в условиях общеобразовательной школы

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Главным побуждающим мотивом внедрения рейтинга десять лет назад явилось желание как-то дифференцировать отметку “3”, расширить диапазон и объективность оценки усилий каждого ученика. Мне кажется, что трудно убедить ученика в том, что, делая 10 ошибок вместо 20, он стал учиться лучше, если он все равно получает отметку “2”.

Тогда как, работая в рамках рейтинговой оценки, “по баллам” как говорят ребята, каждый видит реально итоги своей работы. Школа, в которой я работаю с углубленным изучением французского языка, предмет химия изучается на базовом уровне и для многих учеников представляет определенные трудности.

Рейтинговая система контроля знаний – один из возможных способов оценки работы учащихся, позволяющий создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного процесса, что особенно важно в настоящее время, когда изменяется философия и технология образования: обучение в течение всей жизни.

Рейтинг дает возможность реализовать индивидуально ориентированное обучение через сравнение достижений каждого ученика с его же предыдущими результатами за определенный промежуток времени.

Рейтинговая система оценки позволяет:

  • определить уровень подготовки каждого ученика на любом этапе обучения;
  • получить объективную динамику базового уровня знаний по химии не только в течение года, но и за все четыре года изучения химии;
  • корректировать свою работу, анализируя эту динамику, не только учителю, но и ученику, ставя его в позицию субъекта обучения;
  • планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, сопоставляя возможности каждого ученика с образовательным стандартом химического образования;
  • дифференцировать значимость оценок, получаемых за выполнение различных видов работы (текущей, домашней, творческой, самостоятельной, практической, контрольной и др.);
  • повысить объективность оценки знаний и развивать нравственно-волевые качества личности: чувство ответственности, мотивации, стремления и достижения;
  • обеспечивать ученику право выбора и ответственности за свой выбор, а также возможность работы с учетом своих способностей и стремлений, что, безусловно, важно в современных условиях постоянного обновления знаний, требующих обучения и переобучения.

Для перехода к рейтинговой системе оценок необходимо:

  • акцентировать основные темы курса в соответствии с базовым уровнем изучения химии, выделив модули – совокупность образовательных задач, отражающих виды учебной работы и контрольные задания разного уровня и формы;
  • сформулировать требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по данной теме;
  • определить содержание и требования к творческим, индивидуальным и дополнительным заданиям;
  • определить и сообщить правила соотнесения успехов ученика с его рейтингом на каждом этапе обучения.

Все работы делятся на два вида: обязательные, сумма которых и определяет итоговую оценку ученика за определенный период, и дополнительные, которые выполняются в том случае, когда количества набранных баллов за обязательные работы недостаточно, например, по причине длительного отсутствия в школе из-за болезни, они позволяют отработать тему, получить необходимое количество баллов, а следовательно, и оценку, которую ученик запланировал получить в итоге.

Учитывая принцип “накопляемости оценок”, использование рейтинга в условиях общеобразовательной школы из-за необходимости выставлять оценки за более короткий период, чем триместр, учебный год, затруднительно. Исходя из опыта работы, удобно определять рейтинг с двадцатого по двадцатое число каждого месяца, выставляя оценки в журнал в соответствии с суммарным количеством набранных баллов. О “стоимости” работы, о количестве баллов на данный момент времени, о том, какой оценке это соответствует, ученики обязательно информируются и каждый в любой момент может оценить свою ситуацию.

За период работы в рейтинговой системе сформировалась шкала перевода баллов в традиционную пятибалльную оценку:

минимум 90% суммарных баллов соответствуют оценке “5”, минимум 70% - оценке “4”, минимум 40% - оценке “3” и оценке “слабое три” - 30%.

Последнюю оценку (“слабое три”) следует применять только в особых случаях, например, ученик часто и подолгу болеет, пропускает много уроков, для него выполнение и 30% необходимых работ затруднительно, но, однако, зарабатывая этот минимум, он видит результат своих усилий. Учеников же здоровых, но ленивых лучше, таким образом, не поощрять. Данная шкала перевода хорошо согласуется с подходом централизованного тестирования.

Все баллы и виды работ регистрируются в личном журнале учителя, который может быть и электронным. Каждый ученик, которого интересуют свои успехи, может контролировать и корректировать свою работу.

По окончании триместра вывешивается рейтинг – лист, в котором фамилии всех учащихся располагаются в порядке уменьшения количества набранных баллов и выставлены оценки:

“ОХ” - очень хорошо; “ХО” - хорошо, но; “ЗГ” - знает, но не говорит; “ГЗ” - говорит, но не знает; “ХН” - хуже некуда.

Рейтинг облегчает общение с родителями, поскольку наглядно демонстрирует результаты работы их ребенка, и узнать о них они могут в любой момент.

Многократное анонимное анкетирование учащихся об отношении их к рейтинговой системе оценок показало, что подавляющее большинство учеников положительно относится к рейтингу и считает его объективным.

Применение рейтинговой системы контроля знаний в школе становится актуальным, так как в высшей школе балльно-рейтинговая оценка в условиях двухуровневой системе обучения является обязательной и в ней используется накопительный принцип.