Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья детей и обеспечение правильного физического развития; успешное развитие двигательных качеств и формирование навыков и умений; содействие высокому уровню умственной и физической работоспособности, воспитание морально-волевых качеств; воспитание интереса детей к организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Исходим из данных о том, что урок максимально компенсирует 40% естественной биологической потребности школьников в движении, суточный объем активных движений не менее 2-х часов, а недельный - не менее 14 часов.
В условиях сельской школы вопрос гиподинамии решается несколько иначе, чем в городе, где перед ребенком открыт широкий выбор спортивных секций. У нас же на первое место ставится воспитание интереса детей организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Месяц “Здоровья” и является одним из способов решения данной проблемы.
Самым популярным и значительным стартом в нашей школе стал месяц “Здоровья”, который проводится в феврале. В сельских условиях важно найти средство увлечь ребят чем-нибудь интересным, захватывающим, не совсем обычным соревнованием, чтобы оно не только скрашивало досуг, но и помогало всему учебно-воспитательному процессу в школе. Физкультура и спорт, а точнее школьный месяц “Здоровья”, как нельзя лучше отвечает этим критериям.
В школе решили, что поведение месяца “Здоровья” еще более сплотит ребят, даст им возможность проверить свои силы, поможет подвести итоги деятельности актива физкультуры, увлечь активными занятиями физической культурой и жителей села, наметить перспективу развития физкультуры и спорта в селе.
Подвергалась изменениям программа месяца “Здоровья”, сменялись участники, но одно оставалось незыблемым: спортивная удаль, боевой задор, честная и бескомпромиссная борьба.
Месяцы “Здоровья” разных лет не похожи друг на друга: организаторы ставят целью сделать их оригинальными, более содержательными. То мы катаемся зимой на велосипедах по улицам родного села; то вместе с выпускниками играем в интересную игру “Погоны”; то превращаемся в разведчиков и ищем клад; то вместе с детьми стартуют родители, и многое-многое другое.
Как готовится школа к месяцу “Здоровья”?
Вопрос о его проведении обсуждается на семинаре классных руководителей, совете физкультуры, общешкольном родительском комитете. Решение о проведении месяца “Здоровья” объявляется на общешкольной линейке.
Накануне месяца “Здоровья” школа превращается в спортивный лагерь. В эту бурную стихию игр окунаются все: от мала, до велика. Участвуют в месяце “Здоровья” ученики 1-11 классов, родители, педагогический коллектив, жители села. Кто становится активным участником –спортсменом, кто организатором, кто судьей, а кто болельщиком.
Проводятся отборочные встречи, тренировки; заранее (в строгом секрете от других классов) придумываются “кричалки” о ЗОЖ, эмблемы, оформляются классные уголки. Ребята стремятся вложить свою выдумку, смекалку, фантазию. За эти формы жюри тоже начисляет жетоны, которые в конечном итоге могут сыграть решающую роль.
За месяц до открытия месяца “Здоровья” на видное место в школе вывешивается “Положение”. Вот, примерно, как оно выглядит:
Положение о проведении месяца “Здоровья” в МОУ средней общеобразовательной школе с.Бурмакино
Цели и задачи:
- приобщение коллектива школы к активным систематическим занятиям физической культурой;
- укрепление здоровья;
- воспитание морально-волевых качеств, физической подготовленности и тренированности.
Время проведения:
Месяц “Здоровья” проводится с 1 по 28 февраля.
Открытие – 1 февраля в 7.45ч. на общешкольной линейке.
Порядок проведения:
В мероприятиях принимают участие учащиеся 1-11 классов, которые получают жетоны по следующей схеме:
а) Мероприятия в режиме дня:
- Утренняя гимнастика – 5 жетонов каждому участнику.
- Физкультминутки на уроках – 1 жетон за каждый урок каждому участнику.
- Тропа “Здоровья” - 5 жетонов за 1 день.
б) Мероприятия общешкольные (1 место – 10 жетонов, 2 место – 9 жетонов, 3 место – 8 жетонов, каждому участнику 5 жетонов):
- Лучший баскетболист (5-11 кл.)
- Шашки (1-11)
- Армреслинг (4-11)
- Мисс аэробика (5-11)
- Соревнования по спортивной гимнастике (1-11)
- Пионербол (3-5)
- Техника пешеходного туризма (6-10)
- Полиатлон (5-11)
- Лыжные гонки (1-11)
- “Папа, мама, я – спортивная семья” (1-4)
- Волейбол (8-11)
- Викторина (1-11)
в) Мероприятия в классе:
- Походы, спортивные соревнования и т.д., не входящие в план месяца (5 жетонов каждому участнику за каждый вид).
- Оформление по спорту в классном уголке (5 жетонов каждому участнику).
Подведение итогов:
- Итоги подводятся как в личном так и в командном зачете (см. Приложение № 1).
- Класс, набравший большее количество жетонов, награждается поездкой в бассейн.
- Учащиеся, набравшие большее количество жетонов, награждаются памятными сувенирами и грамотами.
- Награждение проводится на празднике - день “Здоровья”.
Уточним, что все мероприятия месяца “Здоровья” проводятся в течение месяца, согласно плана. Заканчивается все днем “Здоровья”.
Расскажем поподробнее об одном из таких дней.
В одну из суббот февраля вся школа не учится. Все устремились к эпицентру спортивных сражений – школе. Каждый День “Здоровья” обязательно начинается с парада участников. Затем слово берет директор школы, учитель физкультуры оглашает программу Дня “Здоровья”. Очень насыщена программа дня: лыжные гонки; игра “Погоны” (см. Приложение № 2), матчевая встреча по волейболу “Ученики + выпускники”, “Ученики- Учителя”; “Богатырские потешки” (см. Приложение № 3), конкурс ораторов (см.Приложение № 4).
И везде азартные болельщики. Среди них можно увидеть и бывших выпускников, жителей села, самых заинтересованных и компетентных болельщиков – классных руководителей.
Обычно и директор школы находится в самой гуще спортивных событий. Провести месяц “Здоровья” – дело не простое, хлопотное, и, разумеется, без помощи активистов здесь никак не обойтись. Такие активисты есть среди взрослых и учащихся. Чтобы иметь более полное представление о содержании Дня “Здоровья”, приведем его программу:
8.30-9.00ч. – Парад открытия.
9.00-11.00ч. – “Богатырские потешки”.
11.00-12.00ч. – Лыжная эстафета.
12.00-13.00ч. – Игра “Найди клад”.
13.00-15.00ч. – Матчевые встречи по волейболу “Ученики + Выпускники”, “Ученики + Учителя”.
15.00-16.00ч. – Подведение итогов. Награждение.
Прошел месяц “Здоровья”. Выявлены победители. Каждую победу нельзя оставлять без внимания. Мы используем различные формы награждения, вернее, поощрения: объявление результатов перед строем на заключительной линейке, вручение грамот, вручение памятных сувениров, вручение специально приготовленных медалей, вручение переходящих кубков и т.д. По нашему мнению, подведение итогов и награждение – это важный воспитывающий момент.
Но эхо соревнований долго не смолкает. В анкетах, которые ежегодно предлагаются учащимися, на вопрос “Какое из школьных событий этого года вам больше всего запомнилось?” ребята, не раздумывая, выводят слова – “Наш месяц “Здоровья”! Месяц “Здоровья” в нашей школе проводится в течение 15 лет и организаторы постоянно ищут новые формы проведения данного мероприятия.
Хочется дать некоторые советы (рекомендации) проводящему:
- хорошая организация учета и обработки результатов соревнований позволит своевременно подвести итоги, довести их до сведения участников и зрителей;
- положение о месяце “Здоровья” должен знать каждый его участник (вывешивать заранее);
- начинаться и заканчиваться месяц “Здоровья” должен соблюдением установленного традиционного ритуала (у нас – линейка “Старт”);
- не следует забывать о необходимости товарищеского отношения к противнику, уважение к судьям;
- не забывайте, что педагоги и родители не только прекрасные судьи, но и могут успешно принимать участие в соревнованиях вместе с детьми.
Одно из главных Положений всемирного олимпийского движения – “Основное не победа в соревновании, а участие в нем” - должно стать лозунгом при проведении любых соревнований в школе.
Такие месяцы “Здоровья” помогают нам формировать и развивать у детей представление о здоровье, мотивировать их на здоровый образ жизни, привлечь внимание взрослых (педагогов, родителей, жителей села) к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
На наш взгляд, подобная работа по силам любой школе, педагогическому коллективу, учителям физкультуры, которые творчески и добросовестно подходят к вопросам физического воспитания подрастающего поколения.