Месяц "Здоровье" как средство повышения интереса детей к самостоятельным занятиям физической культурой

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья детей и обеспечение правильного физического развития; успешное развитие двигательных качеств и формирование навыков и умений; содействие высокому уровню умственной и физической работоспособности, воспитание морально-волевых качеств; воспитание интереса детей к организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Исходим из данных о том, что урок максимально компенсирует 40% естественной биологической потребности школьников в движении, суточный объем активных движений не менее 2-х часов, а недельный - не менее 14 часов.

В условиях сельской школы вопрос гиподинамии решается несколько иначе, чем в городе, где перед ребенком открыт широкий выбор спортивных секций. У нас же на первое место ставится воспитание интереса детей организованным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Месяц “Здоровья” и является одним из способов решения данной проблемы.

Самым популярным и значительным стартом в нашей школе стал месяц “Здоровья”, который проводится в феврале. В сельских условиях важно найти средство увлечь ребят чем-нибудь интересным, захватывающим, не совсем обычным соревнованием, чтобы оно не только скрашивало досуг, но и помогало всему учебно-воспитательному процессу в школе. Физкультура и спорт, а точнее школьный месяц “Здоровья”, как нельзя лучше отвечает этим критериям.

В школе решили, что поведение месяца “Здоровья” еще более сплотит ребят, даст им возможность проверить свои силы, поможет подвести итоги деятельности актива физкультуры, увлечь активными занятиями физической культурой и жителей села, наметить перспективу развития физкультуры и спорта в селе.

Подвергалась изменениям программа месяца “Здоровья”, сменялись участники, но одно оставалось незыблемым: спортивная удаль, боевой задор, честная и бескомпромиссная борьба.

Месяцы “Здоровья” разных лет не похожи друг на друга: организаторы ставят целью сделать их оригинальными, более содержательными. То мы катаемся зимой на велосипедах по улицам родного села; то вместе с выпускниками играем в интересную игру “Погоны”; то превращаемся в разведчиков и ищем клад; то вместе с детьми стартуют родители, и многое-многое другое.

Как готовится школа к месяцу “Здоровья”?

Вопрос о его проведении обсуждается на семинаре классных руководителей, совете физкультуры, общешкольном родительском комитете. Решение о проведении месяца “Здоровья” объявляется на общешкольной линейке.

Накануне месяца “Здоровья” школа превращается в спортивный лагерь. В эту бурную стихию игр окунаются все: от мала, до велика. Участвуют в месяце “Здоровья” ученики 1-11 классов, родители, педагогический коллектив, жители села. Кто становится активным участником –спортсменом, кто организатором, кто судьей, а кто болельщиком.

Проводятся отборочные встречи, тренировки; заранее (в строгом секрете от других классов) придумываются “кричалки” о ЗОЖ, эмблемы, оформляются классные уголки. Ребята стремятся вложить свою выдумку, смекалку, фантазию. За эти формы жюри тоже начисляет жетоны, которые в конечном итоге могут сыграть решающую роль.

За месяц до открытия месяца “Здоровья” на видное место в школе вывешивается “Положение”. Вот, примерно, как оно выглядит:

Положение о проведении месяца “Здоровья” в МОУ средней общеобразовательной школе с.Бурмакино

Цели и задачи:

  • приобщение коллектива школы к активным систематическим занятиям физической культурой;
  • укрепление здоровья;
  • воспитание морально-волевых качеств, физической подготовленности и тренированности.

Время проведения:

Месяц “Здоровья” проводится с 1 по 28 февраля.

Открытие – 1 февраля в 7.45ч. на общешкольной линейке.

Порядок проведения:

В мероприятиях принимают участие учащиеся 1-11 классов, которые получают жетоны по следующей схеме:

а) Мероприятия в режиме дня:

  • Утренняя гимнастика – 5 жетонов каждому участнику.
  • Физкультминутки на уроках – 1 жетон за каждый урок каждому участнику.
  • Тропа “Здоровья” - 5 жетонов за 1 день.

б) Мероприятия общешкольные (1 место – 10 жетонов, 2 место – 9 жетонов, 3 место – 8 жетонов, каждому участнику 5 жетонов):

  • Лучший баскетболист (5-11 кл.)
  • Шашки (1-11)
  • Армреслинг (4-11)
  • Мисс аэробика (5-11)
  • Соревнования по спортивной гимнастике (1-11)
  • Пионербол (3-5)
  • Техника пешеходного туризма (6-10)
  • Полиатлон (5-11)
  • Лыжные гонки (1-11)
  • “Папа, мама, я – спортивная семья” (1-4)
  • Волейбол (8-11)
  • Викторина (1-11)

 

в) Мероприятия в классе:

  • Походы, спортивные соревнования и т.д., не входящие в план месяца (5 жетонов каждому участнику за каждый вид).
  • Оформление по спорту в классном уголке (5 жетонов каждому участнику).

Подведение итогов:

  • Итоги подводятся как в личном так и в командном зачете (см. Приложение № 1).
  • Класс, набравший большее количество жетонов, награждается поездкой в бассейн.
  • Учащиеся, набравшие большее количество жетонов, награждаются памятными сувенирами и грамотами.
  • Награждение проводится на празднике - день “Здоровья”.

Уточним, что все мероприятия месяца “Здоровья” проводятся в течение месяца, согласно плана. Заканчивается все днем “Здоровья”.

Расскажем поподробнее об одном из таких дней.

В одну из суббот февраля вся школа не учится. Все устремились к эпицентру спортивных сражений – школе. Каждый День “Здоровья” обязательно начинается с парада участников. Затем слово берет директор школы, учитель физкультуры оглашает программу Дня “Здоровья”. Очень насыщена программа дня: лыжные гонки; игра “Погоны” (см. Приложение № 2), матчевая встреча по волейболу “Ученики + выпускники”, “Ученики- Учителя”; “Богатырские потешки” (см. Приложение № 3), конкурс ораторов (см.Приложение № 4).

И везде азартные болельщики. Среди них можно увидеть и бывших выпускников, жителей села, самых заинтересованных и компетентных болельщиков – классных руководителей.

Обычно и директор школы находится в самой гуще спортивных событий. Провести месяц “Здоровья” – дело не простое, хлопотное, и, разумеется, без помощи активистов здесь никак не обойтись. Такие активисты есть среди взрослых и учащихся. Чтобы иметь более полное представление о содержании Дня “Здоровья”, приведем его программу:

8.30-9.00ч. – Парад открытия.

9.00-11.00ч. – “Богатырские потешки”.

11.00-12.00ч. – Лыжная эстафета.

12.00-13.00ч. – Игра “Найди клад”.

13.00-15.00ч. – Матчевые встречи по волейболу “Ученики + Выпускники”, “Ученики + Учителя”.

15.00-16.00ч. – Подведение итогов. Награждение.

Прошел месяц “Здоровья”. Выявлены победители. Каждую победу нельзя оставлять без внимания. Мы используем различные формы награждения, вернее, поощрения: объявление результатов перед строем на заключительной линейке, вручение грамот, вручение памятных сувениров, вручение специально приготовленных медалей, вручение переходящих кубков и т.д. По нашему мнению, подведение итогов и награждение – это важный воспитывающий момент.

Но эхо соревнований долго не смолкает. В анкетах, которые ежегодно предлагаются учащимися, на вопрос “Какое из школьных событий этого года вам больше всего запомнилось?” ребята, не раздумывая, выводят слова – “Наш месяц “Здоровья”! Месяц “Здоровья” в нашей школе проводится в течение 15 лет и организаторы постоянно ищут новые формы проведения данного мероприятия.

Хочется дать некоторые советы (рекомендации) проводящему:

  • хорошая организация учета и обработки результатов соревнований позволит своевременно подвести итоги, довести их до сведения участников и зрителей;
  • положение о месяце “Здоровья” должен знать каждый его участник (вывешивать заранее);
  • начинаться и заканчиваться месяц “Здоровья” должен соблюдением установленного традиционного ритуала (у нас – линейка “Старт”);
  • не следует забывать о необходимости товарищеского отношения к противнику, уважение к судьям;
  • не забывайте, что педагоги и родители не только прекрасные судьи, но и могут успешно принимать участие в соревнованиях вместе с детьми.

Одно из главных Положений всемирного олимпийского движения – “Основное не победа в соревновании, а участие в нем” - должно стать лозунгом при проведении любых соревнований в школе.

Такие месяцы “Здоровья” помогают нам формировать и развивать у детей представление о здоровье, мотивировать их на здоровый образ жизни, привлечь внимание взрослых (педагогов, родителей, жителей села) к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.

На наш взгляд, подобная работа по силам любой школе, педагогическому коллективу, учителям физкультуры, которые творчески и добросовестно подходят к вопросам физического воспитания подрастающего поколения.