Цели:
- закреплять знания учащихся о сравнении, сложении и вычитании единиц времени;
- развивать математическую речь;
- воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: портрет С.П. Кадышева, иллюстрации растений: шиповника, мака, осота огородного, одуванчика, кислицы, мать и мачехи.
Ход урока
I. Организационное начало.
“Тик-так, Тик-так”, - стучат часы,
И кружатся под ним усы.
А сверху маленький звонок.
Часы звонят: “Вставай, дружок!”
Торопят в школу, на урок. (М. Кильчичаков)
Те ребята, которые берегут наше драгоценное время, могут сесть.
II. Актуализация опорных знаний.
- Какие часы появились первыми? (Солнечные.)
- Какие виды часов существуют? (Водяные, песочные, механические, электронные.)
- Какие единицы измерения времени вы знаете? (Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век, тысячелетие.)
- Когда начинается год? (1 января.)
- Кто знает, когда начинался год у коренного населения республики Хакасия?
(22 марта)
-Почему? (День весеннего равноденствия.)
- Знаете ли вы, что у хакасов месяцы носили названия животных:
Февраль – месяц медведя, март – бурундука, апрель – кукушки и т. д.
III. Закрепление знаний, умений и навыков в сравнивании, сложении, вычитании единиц времени.
1. Устные упражнения.
А обо всех этих животных вы можете узнать, посетив краеведческий музей. Когда же он был открыт, вы узнаете, решив задачу:
Хакасский кукольный театр “Сказка” был открыт в 1979 году, а краеведческий музей – на пол века раньше. В каком году жители Хакасии впервые посетили музей?
Составление соотношений единиц времени.
- Где пригодиться знание этих соотношений единиц времени?
- Как выразить в часах 2сут. 5 ч?
(2сут. 5 ч= 24ч х 2 + 5ч = 53ч)
-Как выразить в минутах 12ч 30 мин.?
(12ч 30 мин.= 60 мин. х 12 + 30 мин.= 720мин. + 30мин. +750 мин.)
2. Работа в тетрадях по вариантам:
1 вариант 2 вариант выразить в часах выразить в минутах 1сут. 15ч 2ч 38 мин. 10 сут. 18 ч 8 ч 7 мин. 7сут. 3ч 12ч 42 мин.
- Проверьте правильность выполнения заданий у соседа?
- Поднимите руки те дети, которые не допустили ошибок.
- Над чем вам необходимо продолжать работать?
- Где в жизни пригодятся эти знания?
3. Составление задач по исходным данным.
- А вот наши предки наблюдали за растениями и могли по ним определить время.
Показ иллюстраций растений.
Заполни следующую таблицу:
Цветы | Время открывания | Сколько времени открыт цветок | Время закрывания |
1. Шиповник 2.Мак 3.Осот огородный 4.Одуванчик 5.Кислица 6.Мать и мачеха |
4 – 5 ч утра 5 ч утра ? ч 5 – 6 ч утра ? ч 9 -10 ч утра |
? ч 10 ч 6 ч ? ч 8 ч 8 ч |
19 – 20 ч ? ч 23 – 24 ч 14 – 15 ч 17 – 18 ч ? ч |
Посмотрите на данную таблицу, и используя её данные, придумайте задачи, чтобы они решались:
а) в 2 действия;
б) в 3 действия;
в) в 4 действия.
Дифференцированная работа.
- По выбору решите одну из задач.
- Что знаете об этих растениях? (Учащиеся рассказывают о лекарственных травах.)
IV. Физминутка.
Под мелодию песни “Старинные часы” дети выполняют движения.
4. Сравнивание единиц времени.
- Наблюдать за природой приходилось тем людям, которые собирали лекарственные травы, пасли скот.
Из данных сравнений вычеркните неверные, а из оставшихся букв соберите слово, и вы узнаете, какое животное в Хакасских сказках было первым другом богатыря, пастуха, скотовода.
К 3ч 48 мин. А 36с 24 мин. О 1ч 18 мин. 118 мин
Б 2 мин. 40 с 200 с Н 5ч 6 мин. 56 мин. Ь 4мин. 8 с = 248с (конь)
А эти замечательные сказки вы можете прочитать в книге “Моя Хакасия”, автор А.Н. Балгазина.
(Учитель демонстрирует книгу.)
Смена динамических поз.
- Посмотрите, вокруг и найдите таблички, которые показывают время на электронных часах. Назовите по-разному.
Работа над задачей.
- Красоту нашей Земли воспевал народный хайджи – Кадышев Семён Прокопьевич
(Учитель показывает портрет.)
Рис. 1
В 1958 году в Ташкенте на конференции писателей стран Азии и Африки на сцену вышел маленького роста седой старик. Он тронул струны чатхана, и полилась чарующая музыка. В такт музыке рождался торжественно дивный хай - искусное горловое пение.После его выступления весь зал встал и очень долго аплодировал ему. Это был наш земляк, народный хайджи Семён Прокопьевич Кадышев. Высоко оценили дар сказителя многие слушатели его таланта. Его первые героические сказания называются “Албынжи”, “Алып хан на белобуланом коне”.
А я предлагаю вам решить задачу и узнать сколько времени может длиться такое пение.
Один хайджи вёл своё горловое повествование 1 час без перерыва, а другой хайджи на 20 минут меньше. Сколько времени длился концерт, если перерыв между выступлениями был 5 минут?
Анализ задачи:
- О ком говориться в задаче?
- Что нам известно о выступлении 1 хайджи? (Длилось 1ч 5 мин.)
- Что нам известно о выступлении 2 хайджи? (Неизвестно, но сказано, что длилось на 20 мин. меньше)
- Что сказано о перерыве между выступлениями? (2 мин.)
- Каков вопрос задачи? (Сколько времени длился концерт?)
- Сможем ли мы ответить на него? (Нет)
- Почему? (Нам неизвестно время выступления 2 хайджи)
- Сможем ли мы узнать, сколько длилось выступлении 2 хайджи? (Да)
- Каким действием? (Вычитанием)
- Что нужно знать, чтобы выполнить вычитание? (соотношение единиц времени)
- Если мы узнаем длительность этого выступления, то сможем ответить на вопрос задачи?
- Каким действием?
V. Рефлексия. Вывешивается плакат с изображением берёзы.
- Возле берёзки пусть расцветут первоцветы.
Если настроение улучшилось, и вам понравился урок, то прикрепите цветок мать –и –мачехи, а если настроение не улучшилось, и вам было не очень интересно на уроке, то прикрепите цветок сон- травы.
VI. Итог урока.
- Какое задание показалось самым сложным?
- Что из изученного на уроке осталось неясным?
- Что показалось особенно интересным?