Цель урока: познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов.
Задачи урока:
- организовать наблюдение за этой частью слова;
- научить выделять приставку из состава слова.
Тип урока: урок-исследование.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс, тетрадь, карточки с приставками, карточки с результатами исследований, карточки для самостоятельной работы, шапочки советников, магнитофон, CD-диск с записью инструментальных мелодий, мультимедиа
ПЛАН УРОКА
№ этапа |
ЭТАПЫ УРОКА |
Время |
1 |
Организация урока | 1 мин. |
2 |
Работа в тетради | 8 мин. |
3 |
Формулировка цели и разработка темы урока | 10 мин. |
4 |
Физминутка | 2 мин. |
5 |
Усвоение новых знаний | 10 мин. |
6 |
Самостоятельная работа | 5 мин. |
7 |
Подведение итогов урока | 3 мин. |
8 |
Домашнее задание | 1 мин. |
ХОД УРОКА
1. Организация урока
Цель: настроить детей на серьёзную исследовательскую работу.
Учитель: Сегодня у нас очередное заседание научного совета. Уважаемые советники, доложите готовность ваших лабораторий.
2. Работа в тетради
Цель: учиться соблюдать орфографический режим.
Учитель: Откройте тетради, запишите число,
Классная работа и покажите готовность к
дальнейшей работе. Ребята, а как вы думаете, зачем
мы учимся красиво писать?
Ученики:
Учитель: Мы продолжаем учиться
красивому письму, и подумайте, что мы будем
исследовать сегодня в каллиграфической минутке?
Ученики: Буквосочетания оро,
оло.
Учитель: Кто может прокомментировать
написание буквосочетания оро-? Как
вы думаете, справился ли с поставленной задачей
советник?
Ученики:
Учитель: А кто попробует
прокомментировать написание буквосочетания оло-?
Как вы думаете, справился ли с поставленной
задачей советник?
Ученики:
Учитель: Для чего мы комментировали?
Ученики: Чтобы красиво и правильно
записать в тетрадь данные буквосочетания.
Учитель: Подскажите-ка, уважаемые члены
научного совета, в каких словарных словах
встречаются буквосочетания орои
оло? Посовещайтесь тихонько, не мешая
друг другу.
Групповая работа.
Учитель: Я попрошу _______, из __
лаборатории прокомментировать результат работы
вашей лаборатории с сочетанием оро.
Ученик: Мы придумали слова: корова,
воробей, сорока, ворона, мороженое.
Учитель: Кто придумал другие слова?
Учитель: А теперь _______, из __ лаборатории,
попробуй, пожалуйста, прокомментировать
результат работы вашей лаборатории с
буквосочетанием оло.
Ученик: Мы придумали слова: молоко,
молодец.
Учитель: Кто придумал другие слова?
Учитель: А теперь, запишите, пожалуйста,
по 2 любых слова с каждым буквосочетанием.
Проверка работы.
Учитель: Пожалуйста, ___________, прочитай
орфографически слова, которые записали в вашей
лаборатории.
Ученик: читает слова.
Учитель: Как вы думаете, справилась ли с
поставленной задачей лаборатория?
Вывод по исследованию № 1.
Учитель: С 1 исследованием вы справились, т.к. вы старались писать красиво и запоминали правописание буквосочетаний в словарных словах.
3. Формулировка цели и разработка темы урока
Цель: помочь детям сделать самостоятельное открытие в познании новой части слова – приставки.
Учитель: Обратите внимание на
местонахождение буквосочетаний оро и оло.
Что вы можете сказать?
Ученик: Эти буквосочетания расположены
в корне слова.
Учитель: А что такое корень слова?
Ученик: Корень – это общая часть
родственных слов, главная часть слова. В корне
содержится смысл слова.
Учитель: У кого другое мнение? А какие
ещё части слова вы знаете?
Ученик: Суффикс и окончание.
Учитель: А что такое суффикс?
Ученик: Суффикс – это часть слова,
которая стоит за корнем и служит для образования
новых слов. Суффикс имеет значение.
Учитель: Как вы думаете, может ли слово
быть без суффикса? Объясните свой ответ. А без
корня? Докажите. Сегодня на уроке мы с вами будем
исследовать ещё одну часть слова.
Учитель: На доске записаны пары слов.
Прочитайте внимательно. Устно выделите корень и
суффикс во всех словах.
море – приморский
дорога – придорожный
школа – пришкольный
берег – прибрежный
город – пригородный
Посовещайтесь в своих лабораториях: Отличаются
ли слова в парах? Чем? Объясните свой ответ.
Ученики: Разный состав слова, части
речи, значение.
Учитель: Какое значение имеют слова
правого столбика?
Ученики: Находиться рядом, около.
Учитель: Придумайте слова, отвечающие
на такой же вопрос и с таким же значением.
Ученики: Привокзальный, прикубанская,
пристроенный.
Учитель: А как вы думаете, какая часть
слова образовала такое значение? Назовите её.
Ученики: ПРИ-
Учитель: Кто-нибудь знает, как
называется эта часть? Где расположена приставка
в слове?
Ученики: Перед корнем.
Учитель: У кого другое мнение?
Посмотрите, как обозначается приставка.
Вывод по исследованию № 2.
Учитель: Со 2 исследованием вы так же справились, т.к. исследовали приставку и её местонахождение в слове.
Работа по учебнику.
Упражнение 1.
Цель: наблюдение за значением разных приставок.
Учитель: Исследовать значение разных
приставок нам поможет упражнение 1 на стр. 126
учебника. Для того, чтобы было интересно и легче,
работать будете устно парами.
Обратите внимание на стрелочку – подсказку.
Проверка выполнения.
Учитель: Прочитайте все полученные
словосочетания. (Читает пара, первая
выполнившая задание.)
Учитель: У кого получилось иначе?
Прочитайте только слова, в которые вы вставили
недостающую часть слова. Что общего в этих словах
и чем они различаются? Объясните.
Ученики: Общее – слова-действия, корень
– беж. Отличие – приставки.
Учитель: Можно ли сказать, что все эти
слова – форма одного слова?
Ученики: Нет, у этих слов разное
значение.
Учитель: А какая часть слова придаёт им
разное значение?
Ученики: Приставка.
Учитель: Каждая лаборатория запишет
одно понравившееся словосочетаний:
забежал за угол
выбежал из дома
прибежал первым
перебежал через дорогу
отбежал от края
Вывод по исследованию № 3.
Учитель: И 3 исследование прошло удачно. Мы узнали, что приставка имеет значение.
4. Физминутка
Цель: физическая и эмоциональная разгрузка.
Учитель: Пришла пора отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.
Наступило утро и… (звучит музыка)
Спал цветок и, вдруг, проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся.
Учитель: Зарядка нам знакомая, но в ней спрятались слова с приставками. Попробуйте их найти. (Проснулся, захотел, шевельнулся, потянулся, взвился, полетел, проснётся.)
Учитель: А теперь обратимся к рубрике
«Тайны языка». В учебнике на стр. 126 прочитайте
каждый про себя правило. Кто не разгадал тайну и
не понял правило?
Вслух прочитает ________. (Хорошо читающий ученик)
5. Усвоение новых знаний
Цель: выработать умение применять новые знания по образцу в сходных ситуациях.
Учитель: Обратите внимание на
упражнение 3 в учебнике на стр.127. Оно поможет нам
потренироваться в подборе приставок для
образования слов с заданным значением.
РАБОТАТЬ будете в ЛАБОРАТОРИИ (группой). Задание
сложное. Будьте внимательны. Помощь можно найти
на доске. (Таблички с приставками.) Озвучьте,
что у вас получилось. Что называют слова, которые
у вас получились?
Ученики: Действия.
Учитель: Запишите 8 слов в строчку через
запятую: заговорил, запел, побежал, поплыл,
отцвёл, отгремел, прочитал, зашил. Отметьте
приставки.
Взаимопроверка в парах.
Учитель: Авторы учебника обращают
наше внимание на то, как «работает» приставка.
Прочитайте об этом в учебнике на стр.127. Вслух
прочитает ________.
Какой вывод вы можете сделать?
Вывод по исследованию № 4.
Ученики: Приставка образует новые слова.
6. Самостоятельная работа
Цель: отработать умение выбрать нужную приставку в соответствии со смыслом словосочетания, наблюдение за различием в значении однокоренных слов с разными приставками.
Учитель: Уважаемые научные сотрудники всех лабораторий, сейчас вы будете выполнять важную работу, которая покажет, как вы поняли нашу учебную задачу на сегодняшний урок. Выполнять работу будете каждый самостоятельно, а советники потом проверят карточки. Если что-то будет непонятно, можно просить помощи у советников или у меня.
Вставьте приставки: про-, пере-, при-, от-, до-, на-, в-, с-, за-, вз-.
…летел два метра, …летел через океан, …летел
на два дня, …летел от стены, …летел до игрока,
…летел на столб, …летел в
комнату, …летел с крыши, …летел за ограду,
…летел в небо
Вывод по исследованию № 5.
Учитель: Здорово, что и последнее исследование прошло для многих успешно, т.к. вы самостоятельно выбирали подходящую приставку, и у вас это получилось.
7. Домашнее задание
Цель: предотвратить ошибки.
Пока советники проверяют ваши работы, мы
разберём домашнее задание.
Домашним заданием будет упр.4 на стр.127.
Прочитайте задание.
Кому не понятно задание?
Кто может объяснить, как он будет делать это
задание.
8. Подведение итогов урока
Цель: обобщить проделанную работу.
Звучит музыка
Учитель: Закройте глаза и подумайте,
что же сегодня происходило на уроке.
О чём бы вы хотели рассказать своим родителям об
этом уроке?
Кого бы вы хотели особенно отметить сегодня?
Ученики:
Учитель: Слово нашим советникам.
Ученики: Справились…, …, не получилось
у …, … .