Тема: Логика и конструирование.
Цели:
- развивать логическое и образное мышление, моторику пальцев рук;
- учить решать логические задачи, замаскированные в виде шуток,
- учить использовать поворот при работе с прикладной программой на компьютере;
- воспитывать чувство взаимопомощи, культуру поведения, аккуратность, самостоятельность.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок-игра.
Оборудование: солнышко с лучиками, квадраты разных цветов для изготовления цветка, мозайка, презентация (см. Приложение 1), раздаточный материал, шаблон тюльпана и др. фигур, программа "Танграм" из ППП "Страна Фантазия".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Будем мы сейчас учиться,
На уроке все трудиться.
Будем все послушны и внимательны,
А урок наш будет замечательный.
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, птицы прилетают.
Когда это бывает? (Весной)
– Какие ассоциации вызывает у вас это время года? (Сосулька, солнце, тепло…)
– Почему весной у всех радостное настроение и у вас тоже? (Правильно, все оживает, солнце светит…)
– К нам сегодня в гости пришло ласковое и веселое солнышко. Чего-то не хватает нашему солнышку? Давайте отгадаем загадку и узнаем.
Загадка:
Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он вошел,
Значит, день пришел. (Солнечный луч)
II. Постановка целей и задач урока
– Давайте поможем нашему Солнышку вернуть его лучики. А помогут ему ваши знания и активная работа на уроке.
III. Повторение пройденного материала
1. Устный счет
– Ну, с чего начнем? Со счета, это легкая работа!
1. В уютном гнезде
Десять птенцов,
10 пушистых близнецов.
И еще готовы пять
Из скорлупок вылезать.
Сколько станет птиц в
гнезде?
Помогите мне. (15)2. Всюду Игорю почет.
Игорь блинчики печет...
Десять блинчиков сгорело
А последний был сырой!
Сколько блинчиков
Испортил наш "герой"? (11)3. В зоопарке волки есть,
И верблюды ходят горбатые,
Крокодилы здесь,
И жирафы здесь,
И медведи большие, лохматые.
Сколько видов зверей перечислила я?
Ну-ка, скажите, друзья? (5)
– Молодцы, справились с этим заданием! Один лучик прикрепляем к Солнышку.
2. Решение шуточных задач
1. Сидит дитя и плачет. Прохожий спрашивает: "Отчего плачешь?". Дитя отвечает: "Есть у меня отец и мать, а я им не сын. Кто же я?" (Дочь)
2. Вчера в 12 часов ночи шел снег. Может ли быть завтра в это же время солнечная погода? (Нет, потому что будет ночь)
3. Одна пойду я — рубль найду. Втроем пойдем — много ли найдем? (Неизвестно)
4. На стройке работал каменщик. В первый день он построил три пятиэтажных дома, а на следующий день он построил пять семиэтажных домов. Сколько всего шестиэтажных домов он построил за 2 дня? (Ни одного).
5. Как-то в субботу Петя успел сходить в гости к трем своим друзьям на дни рождения. У Алеши он съел 2 куска пирога, у Андрея тоже 2 куска пирога, а у Толика — только 1. Сколько кусков пирога съел Петя в ту субботу? (5)
– Хорошо, получили еще один лучик! Эти знания, которые мы сейчас повторили, помогут нам при изучении новой темы.
IV. Изучение нового материала
– Открываем свои тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока: «Логика и конструирование».
1. Логические задачи
– На ваших столах лежат задачи, нашли задачу под цифрой 1, слушаем меня внимательно, я читаю условие задачи.
1. В квартирах №№ 1, 2, 3 жили три котенка: белый, черный и рыжий. В квартирах №№ 1 и 2 жил не черный котенок. Белый котенок жил не в квартире № 1. В какой квартире жил каждый из котят?
– Какие мысли у вас появились, ребята? Может кто-то догадался, где живут котята? Разберем задачу в виде таблицы. Я записываю на доске, а вы у себя в тетради. (Задаю вопросы и последовательно заполняю таблицу на доске).
Сколько квартир было в доме? (3)
А сколько котят? (3)
Какого цвета были котята? (Белый, черный, рыжий)
Белый |
Черный |
Рыжий |
|
1 |
– |
– |
Р |
2 |
Б |
– |
– |
3 |
– |
Ч |
– |
– Давайте посмотрим на экран и проверим правильно мы решили задачу или нет!
Физкультминутка
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло,
Надо всем нам дружно встать,
Раз – присесть, достать до пятки
И плечами покачать,
А затем, как на зарядке
Прямо и красиво встать,
Руки вытянуть пошире
И на месте поскакать,
На носок, потом на пятку
Физкультминутка – как зарядка!
– Отдохнули немного, переходим к задаче под цифрой 2. Прочитаем условие задачи вслух.
2. У доски стоят три мальчика: Дима, Витя, Сережа. Витя стоит посередине. Как сделать так, чтобы Витя стал крайним, не перемещая его? (Переместить Диму)
– Посмотрим на экран и убедимся, что ответ … абсолютно верный. Наше солнышко засияло уже ярче, т. к. у него появился третий лучик. Мы порешали с вами логические задачи, на последующих уроках мы будем еще работать над такими интересными задачами.
2. Собирание мозайки (работа в парах)
– Мы с вами можем использовать свою сообразительность и в конструировании. Начнем с простого. Вы не раз собирали, мозайку и вот перед вами на партах лежат детали мозайки. Ваша задача – собрать детали, чтобы получилась правильная картинка.
(Ученики собирают мозайку)
– А теперь проверим у кого, что получилось. (Выслушиваю ответы детей)
– Как вы думаете, выполнение вашей работы понравилось солнышку? (Да)
– Тогда подарим ему еще один лучик.
V. Закрепление
– В Китае в глубокой древности появилась игра, которая теперь так и называется «Китайская головоломка» или «Танграм», а еще ее можно назвать «Геометрический конструктор». Она служила для развлечений и помогала изучать интересную науку – геометрию. Смысл игры заключался в том, что квадрат делится на 7 разных частей, из которых затем собираются новые фигуры. (Показать слайд)
1. Работа на компьютере ППП «Танграм» (работа в паре)
– Правила нашей игры таковы:
- вы должны заполнить квадрат фигурами;
- для этого можно использовать следующие клавиши:
– движение курсора (фигуры) влево;
– движение курсора (фигуры) вверх;
– движение курсора (фигуры) вниз;
– движение курсора (фигуры) вправо.
3) буква «Я» – поворот фигуры против часовой стрелки.
4) пробел – поворот фигуры по часовой стрелке.
5) буква «Ч» – поворот фигуры на 450.
6) Enter – выбор/установка фигуры
7) F10 – выход.
– Сейчас тихонько встали, задвинули стульчики. Сели подвое за компьютеры. Выполняем работу. Кто все сделал поднимает руку. Наше солнышко получает последний свой лучик.
2. Конструирование (оригами)
– Посмотрите сколько красивых поделок сделано из бумаги. Красивое стало наше солнышко? Что еще появляется весной? (Цветы)
– Пусть каждый из вас подарит солнышку
весенний цветок – тюльпан, но он будет необычный,
мы будем складывать его из цветной бумаги и
поместим на эту полянку.
Наверно каждый из вас складывал из бумаги птичку,
самолетик, кораблик. А всем ли известно, что это
древнее японское искусство оригами? Именно из
Японии к нам «прилетели» и «приползли» бумажные
игрушки, фигурки и украшения.
Оригами – умение складывать конкретные фигурки из бумаги. Давайте попробуем сложить наш тюльпан. Тюльпан состоит из самого цветка (бутона) и стебля с листьями.
– Мы сейчас с вами выполним конструирование со стеблем и листьями, а сам бутон вы будете делать самостоятельно, используя слайд.
У вас на столах два квадрата, один большой – зеленый, второй поменьше – красный.
См. Приложение 2
– Давайте ваши тюльпаны прикрепим к полянке.
VI. Итог урока. Организация домашнего задания
– Ребята, что было необычным сегодня на уроке? Что вам особенно понравилось? Какие трудности вы испытывали?
VII. Домашнее задание
– Прочитайте сказку и нарисуйте сказочное государство.
«Давным-давно в математическом царстве было
треугольное государство и правил этим
государством король Треугольникум. Был он очень
стар и сильно болел. Однажды собирает он своих
подданных и посылает во все концы треугольного
государства с заданием: найти человека, который
его смог
бы вылечить от старости. И такой знахарь нашелся
в селении "Три угла". Пришел он к
Треугольникуму с треугольным свитком, на котором
было написано задание для короля: нарисуй свое
царство-государство на этом свитке, используя
только треугольники. Но король, как вы помните,
был очень стар и уже не очень хорошо держал в
руках карандаш. Помоги Треугольникуму и нарисуй
из треугольников царство-государство».