Открытый урок по информатике по теме "Логика и конструирование"

Разделы: Математика, Информатика, Технология, Начальная школа


Тема: Логика и конструирование.

Цели:

  • развивать логическое и образное мышление, моторику пальцев рук;
  • учить решать логические задачи, замаскированные в виде шуток,
  • учить использовать поворот при работе с прикладной программой на компьютере;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, культуру поведения, аккуратность, самостоятельность.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок-игра.

Оборудование: солнышко с лучиками, квадраты разных цветов для изготовления цветка, мозайка, презентация (см. Приложение 1), раздаточный материал, шаблон тюльпана и др. фигур, программа "Танграм" из ППП "Страна Фантазия".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Будем мы сейчас учиться,
На уроке все трудиться.
Будем все послушны и внимательны,
А урок наш будет замечательный.

Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, птицы прилетают.
Когда это бывает? (Весной)

– Какие ассоциации вызывает у вас это время года? (Сосулька, солнце, тепло…)

– Почему весной у всех радостное настроение и у вас тоже? (Правильно, все оживает, солнце светит…)

– К нам сегодня в гости пришло ласковое и веселое солнышко. Чего-то не хватает нашему солнышку? Давайте отгадаем загадку и узнаем.

Загадка:

Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он вошел,
Значит, день пришел. (Солнечный луч)

II. Постановка целей и задач урока

– Давайте поможем нашему Солнышку вернуть его лучики. А помогут ему ваши знания и активная работа на уроке.

III. Повторение пройденного материала

1. Устный счет

– Ну, с чего начнем? Со счета, это легкая работа!

1. В уютном гнезде
Десять птенцов,
10 пушистых близнецов.
И еще готовы пять
Из скорлупок вылезать.
Сколько станет птиц в
гнезде?
Помогите мне. (15)

2. Всюду Игорю почет.
Игорь блинчики печет...
Десять блинчиков сгорело
А последний был сырой!
Сколько блинчиков
Испортил наш "герой"? (11)

3. В зоопарке волки есть,
И верблюды ходят горбатые,
Крокодилы здесь,
И жирафы здесь,
И медведи большие, лохматые.
Сколько видов зверей перечислила я?
Ну-ка, скажите, друзья? (5)

– Молодцы, справились с этим заданием! Один лучик прикрепляем к Солнышку.

2. Решение шуточных задач

1. Сидит дитя и плачет. Прохожий спрашивает: "Отчего плачешь?". Дитя отвечает: "Есть у меня отец и мать, а я им не сын. Кто же я?" (Дочь)

2. Вчера в 12 часов ночи шел снег. Может ли быть завтра в это же время солнечная погода? (Нет, потому что будет ночь)

3. Одна пойду я — рубль найду. Втроем пойдем — много ли найдем? (Неизвестно)

4. На стройке работал каменщик. В первый день он построил три пяти­этажных дома, а на следующий день он построил пять семиэтажных до­мов. Сколько всего шестиэтажных домов он построил за 2 дня? (Ни од­ного).

5. Как-то в субботу Петя успел сходить в гости к трем своим друзьям на дни рождения. У Алеши он съел 2 куска пирога, у Андрея тоже 2 куска пирога, а у Толика — только 1. Сколько кусков пирога съел Петя в ту субботу? (5)

– Хорошо, получили еще один лучик! Эти знания, которые мы сейчас повторили, помогут нам при изучении новой темы.

IV. Изучение нового материала

– Открываем свои тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока: «Логика и конструирование».

1. Логические задачи

– На ваших столах лежат задачи, нашли задачу под цифрой 1, слушаем меня внимательно, я читаю условие задачи.

1. В квартирах №№ 1, 2, 3 жили три котенка: белый, черный и рыжий. В квартирах №№ 1 и 2 жил не черный котенок. Белый котенок жил не в квартире № 1. В какой квартире жил каждый из котят?

– Какие мысли у вас появились, ребята? Может кто-то догадался, где живут котята? Разберем задачу в виде таблицы. Я записываю на доске, а вы у себя в тетради. (Задаю вопросы и последовательно заполняю таблицу на доске).

Сколько квартир было в доме? (3)
А сколько котят? (3)
Какого цвета были котята? (Белый, черный, рыжий)

 

Белый

Черный

Рыжий

1

Р

2

Б

3

Ч

– Давайте посмотрим на экран и проверим правильно мы решили задачу или нет!

Физкультминутка

Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло,
Надо всем нам дружно встать,
Раз – присесть, достать до пятки
И плечами покачать,
А затем, как на зарядке
Прямо и красиво встать,
Руки вытянуть пошире
И на месте поскакать,
На носок, потом на пятку
Физкультминутка – как зарядка!

– Отдохнули немного, переходим к задаче под цифрой 2. Прочитаем условие задачи вслух.

2. У доски стоят три мальчика: Дима, Витя, Сережа. Витя стоит посередине. Как сделать так, чтобы Витя стал крайним, не перемещая его? (Переместить Диму)

– Посмотрим на экран и убедимся, что ответ … абсолютно верный. Наше солнышко засияло уже ярче, т. к. у него появился третий лучик. Мы порешали с вами логические задачи, на последующих уроках мы будем еще работать над такими интересными задачами.

2. Собирание мозайки (работа в парах)

– Мы с вами можем использовать свою сообразительность и в конструировании. Начнем с простого. Вы не раз собирали, мозайку и вот перед вами на партах лежат детали мозайки. Ваша задача – собрать детали, чтобы получилась правильная картинка.

(Ученики собирают мозайку)

– А теперь проверим у кого, что получилось. (Выслушиваю ответы детей)

– Как вы думаете, выполнение вашей работы понравилось солнышку? (Да)

– Тогда подарим ему еще один лучик.

V. Закрепление

– В Китае в глубокой древности появилась игра, которая теперь так и называется «Китайская головоломка» или «Танграм», а еще ее можно назвать «Геометрический конструктор». Она служила для развлечений и помогала изучать интересную науку – геометрию. Смысл игры заключался в том, что квадрат делится на 7 разных частей, из которых затем собираются новые фигуры. (Показать слайд)

1. Работа на компьютере ППП «Танграм» (работа в паре)

– Правила нашей игры таковы:

  • вы должны заполнить квадрат фигурами;
  • для этого можно использовать следующие клавиши:

– движение курсора (фигуры) влево;
– движение курсора (фигуры) вверх;
– движение курсора (фигуры) вниз;
– движение курсора (фигуры) вправо.
3) буква «Я» – поворот фигуры против часовой стрелки.
4) пробел – поворот фигуры по часовой стрелке.
5) буква «Ч» – поворот фигуры на 450.
6) Enter – выбор/установка фигуры
7) F10 – выход.

– Сейчас тихонько встали, задвинули стульчики. Сели подвое за компьютеры. Выполняем работу. Кто все сделал поднимает руку. Наше солнышко получает последний свой лучик.

2. Конструирование (оригами)

– Посмотрите сколько красивых поделок сделано из бумаги. Красивое стало наше солнышко? Что еще появляется весной? (Цветы)

– Пусть каждый из вас подарит солнышку весенний цветок – тюльпан, но он будет необычный, мы будем складывать его из цветной бумаги и поместим на эту полянку.
Наверно каждый из вас складывал из бумаги птичку, самолетик, кораблик. А всем ли известно, что это древнее японское искусство оригами? Именно из Японии к нам «прилетели» и «приползли» бумажные игрушки, фигурки и украшения.

Оригами – умение складывать конкретные фигурки из бумаги. Давайте попробуем сложить наш тюльпан. Тюльпан состоит из самого цветка (бутона) и стебля с листьями.

– Мы сейчас с вами выполним конструирование со стеблем и листьями, а сам бутон вы будете делать самостоятельно, используя слайд.

У вас на столах два квадрата, один большой – зеленый, второй поменьше – красный.

См. Приложение 2

– Давайте ваши тюльпаны прикрепим к полянке.

VI. Итог урока. Организация домашнего задания

– Ребята, что было необычным сегодня на уроке? Что вам особенно понравилось? Какие трудности вы испытывали?

VII. Домашнее задание

– Прочитайте сказку и нарисуйте сказочное государство.

«Давным-давно в ма­тематическом царстве было треугольное государство и правил этим госу­дарством король Треугольникум. Был он очень стар и сильно болел. Од­нажды собирает он своих подданных и посылает во все концы треугольного государства с заданием: найти человека, который его смог
бы вылечить от старости. И такой знахарь нашелся в селении "Три угла". Пришел он к Треугольникуму с треугольным свитком, на котором было написано задание для короля: нарисуй свое царство-государство на этом свитке, используя только треугольники. Но король, как вы помните, был очень стар и уже не очень хорошо держал в руках карандаш. Помоги Треугольникуму и нарисуй из треугольников царство-государство».