Использование упражнений на словобразование для расширения словарного запаса учащихся

Разделы: Иностранные языки


Использование упражнений на словообразование для расширения словарного запаса учащихся

Ученики не всегда справляются с задачей осуществления коммуникации на иностранном языке на должном уровне. Учащиеся также испытывают трудности при выполнении тестовых заданий, олимпиадных заданий по предмету. Есть все основания, чтобы предположить, что это может происходить из-за того, что учащиеся владеют ограниченным количеством лексики на иностранном языке. Несмотря на то, что Вы делаете грамматическую ошибку, люди, с которыми Вы общаетесь, Вас поймут. Но если Вы не знаете значение слова, то это затруднит общение на иностранном языке. Для свободного общения на иностранном языке необходимо чтобы человек владел большим запасом слов. Современные требования к владению иностранным языком достаточно высоки. Кроме этого учащихся надо готовить к экзаменам в форме ЕГЭ, к выполнению различных тестовых заданий, к участию в предметных олимпиадах. Поэтому, я считаю что учителю следует работать над расширением словарного запаса учащихся.

Я придерживаюсь мнения, что одним из самых сложных вопросов методики преподавания иностранных языков является формирование лексических навыков речи.

Что значит знать слово? Это значит знать его формы, значение и употребление.

Овладение иностранным языком предполагает не только запоминание большого количества отдельных слов, но знание и понимание словообразовательных механизмов данного языка. Именно освоение и активное использование словообразовательных средств языка является показателем высокой степени владения им. Изучение словообразования развивает у школьников лингвистическую догадку, расширяет у них потенциальный запас слов, помогает овладению навыками беспереводного чтения.

Словообразовательный материал вводится для того, чтобы учащийся, встретив в тексте производное слово и не зная его значения, мог расшифровать его смысл с помощью известных ему значений основы и аффиксов. Это важно ещё и потому, что далеко не во всех словарях можно найти все производные слов: количество их зависит от объёма словаря.

Методологический компонент содержания обучения лексике включает необходимые разъяснения, памятки и инструкции по использованию печатных словарей, карточек с новой лексикой о способах систематизации изученной лексики. Это те знания и умения, которые позволят ученику работать над лексикой самостоятельно и независимо от внешних условий.

Нам следует построить работу над новой лексикой таким образом, чтобы объём семантического поля не только на иностранном, но и на родном языке увеличился качественно и количественно. Учащийся легче усвоит лексическую единицу, если ее вводить в определенном контексте, употреблять одно и то же слово в различных контекстах и в различных темах. Для этого необходимо:

  • использовать наглядность;
  • найти синонимы/антонимы;
  • учителю переводить слова;
  • попросить одного или всех учащихся найти слово в словаре/разных словарях;
  • развивать языковую догадку через контекст;
  • словообразование

В английском языке много слов и расширение словарного запаса это кропотливая и длительная работа.

Одним из путей решения проблемы расширения потенциального словаря учащегося является освоение механизмов словообразования изучаемого языка, в данном случае английского. Очень часто мы учим слово, но не знаем другие слова из этого семейства (существительные, прилагательные, глаголы, наречия)

Если Вы знаете 1-2 слова из этого семейства слов, то Вы сможете правильно построить предложение. Мне бы хотелось рассмотреть суффиксально-префиксальный способ словообразования.

Учащиеся испытывают трудности при образовании новых слов с помощью суффиксов и приставок т.к. одни суффиксы употребляются для образования существительных, а другие для образования глаголов или прилагательных. Нет конкретного правила, где говорилось бы о том с каким именно конкретным словом употреблять тот или иной суффикс или приставку.

Я работаю по учебнику "New MilIennium English". Учебник рассчитан на 3 часа в неделю. На уроке не достаточно времени на выполнение большого количества лексических тренировочных упражнений, поэтому больше времени уделяется работе с этими упражнениями при подготовке учащихся к олимпиадным заданиям или к тестам. Для этого я разработала упражнения на суффиксально-префиксальный способ словообразования на основе лексических единиц учебников "New Millennium English - 8", и "New Мillennium English - 10".

Основные принципы отбора материала:

  1. Подбор упражнений в соответствии с психологическими и возрастными особенностями детей.
  2. Подбор по принципу: презентация-практика-применение.
  3. В упражнениях использованы лексические единицы из учебников "New Millennium English - 8" и "New Millennium English - 10".
  4. Лексические единицы в упражнениях даны в том порядке, как они расположены в учебниках.

Как работать с лексическими упражнениями:

  1. Ознакомить учащихся с темой.
  2. Ознакомить учащихся с таблицей суффиксально-префиксального способа словообразования.
  3. Учащимся предлагается исходная лексическая единица и предлагается с помощью словаря найти другие лексические единицы из этого семейства слов (домашнее задание).
  4. В классе проверяется домашнее задание по теме. Учитель вносит поправки или дополняет список лексических единиц, если у учащихся возникли трудности.
  5. Учащимся предлагается выполнить упражнения на словообразование.

Например:

1. Тема “A Teenager’s world”.

2. Учащимся предлагается лексика по теме для выполнения домашнего задания:

Graceful, addicted, behave, brain, connection, develop, judgement, etc.

Задание: Найдите в словаре и заполните таблицу:

Noun Adjective Verb Adverb
grace      
    behave  
connection      
  emotional    
judgement      
  countable    
    develop  
  lazy    
  addicted    

3. В классе проверяется данное домашнее задание. Учитель вносит поправки или дополняет список лексических единиц, если у учащихся возникли трудности.

4. Учащимся предлагается выполнить упражнения на словообразование.

Например: Complete the chart.

Noun Adjective
count  
judgement  
brain  
laziness  
addiction  

При работе с такими упражнениями у учащихся вырабатывается языковая догадка, навык словообразования с помощью приставок и суффиксов, расширяется словарный запас, совершенствуются умения учащихся работать со словарем. Эти упражнения помогают при подготовке учащихся к выполнению тестов, олимпиадных заданий, при подготовке к сдаче ЕГЭ и помогают успешно справиться с упражнениями, которые даны в учебнике.