Цели:
- воспитание, у учащихся, ответственности за свое здоровье,
- расширение знаний о вреде курения.
- формирование негативного отношения к курению и продвижение здорового образа жизни.
Участники акции: учащиеся 5-8 классов; проводят акцию учащиеся 8 “А” класса.
Подготовительный этап: конкурс рисунков, плакатов о вреде курения; анкеты для родителей и учащихся.
Оборудование: плакаты с антиникотиновым содержанием.
Сценарный план
Действующие лица: первый ведущий, второй ведущий, первый гость, второй гость, доктор, больной, первый учитель, второй учитель, Ванюша.
1-й ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы приглашаем Вас стать участниками акции “День без курения”. Проблема борьбы с курением существует давно. Не потеряла она своей актуальности и в современном обществе. Наоборот, она обострилась в связи с мощной рекламной компанией табачных изделий, а также их повсеместной доступностью. По данным социологических исследований, в старших классах курят 50% мальчиков и 30% девочек. Вот почему проблема борьбы с курением – одна из наиболее приоритетных задач для общественности.
Давным-давно Минздрав твердит:
“Курильщик сам себе вредит”,
Давно родные просят,
Но вам никак не бросить.
А вы попробуйте пока
Прожить хоть день без табака.
Не трудно с этим справиться-
Вдруг это вам понравиться.
2-й ведущий: Ребята, вы знаете, что сейчас проводятся Международные экологические акции против курения. Это:
31 мая - День без курения.
20 ноября – Международный день отказа от курения.
По международной классификации болезней, вступившей в силу в 1999 году, табачная зависимость признана болезнью.
1-й ведущий: Как же борются с курением? Так, в Швеции среди молодежи популярен лозунг: “Некурящее поколение”. О снижении количества курильщиков сообщили Австрия, Канада, Норвегия, Великобритания, США. В Америке стараются сформировать такое общественное мнение, чтобы курение считалось неприличным. Сегодня в Америке сигарета – это дурной тон. В некоторых городах Америки за курение в общественных местах налагается штраф до 800 долларов. Растет число фирм и компаний, предпочитающих нанимать работников, которым не нужны перекуры. А о чем говорят факты?
Учитель: об опасности курения для здоровья человека, особенно для растущего организма говорят такие факты (на листе ватмана):
- 4000 химических веществ, содержащихся в табачном дыме, наносят непоправимый вред здоровью не только курящих, но и тех, кто находится рядом с ними. Пассивное курение еще опаснее.
- Если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет.
- Из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили.
- Из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили.
- Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80.
- Каждый 7-ой длительно курящий человек страдает тяжелым заболеванием кровеносных сосудов.
- Выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы.
Далее учитель организует обмен мнениями учащихся о пагубном влиянии курения на организм человека. (Мнение “за” и “против” записанные на листочках вывешиваются на “древе жизни”: - разделенном на две половинки (черную, без листьев символизирующего действие никотина; белый ствол с зелёными листьями, цветками – против курения, за здоровый образ жизни.)
2–й ведущий: А сейчас мы приглашаем гостей из “Наследство Жанна Нико”.
1-й гость: Здравствуйте, дорогие друзья! Вы, конечно, догадались, что речь пойдёт о табаке. Табак – однолетние растение семейства пасленовых, родом из Америки и до её открытия Христофором Колумбом в Европе о нём не знали. Растение получило своё название от имени провинции Тобаго (о. Гаити) и оттуда начало своё победоносное шествие по континентам. Жан Нико, будучи французским послом в Португалии, первым начал культивировать табак в Европе. В его честь шведский естествоиспытатель Карл Линней в 30-х г. 18 века присвоил табаку название “никотин”.
2-й гость: Все, наверное, знают о докторе Фаусте и его спутнике и духовном противнике Мефистофеле. Но мало кто помнит, что в легенде о Фаусте есть и такой интересный эпизод. Когда была открыта Америка, Фауст в сопровождении Мефистофеля побывал в Новом свете. Они обнаружили много интересного, в том числе невиданные растения и среди них – табак. Весьма осведомительный во всём, Мефистофель заявил: “Полезная травка, не лопух какой – нибудь! Она осчастливит Старый свет. Кто хоть раз закурит, не оставит этой забавы. Больше не буду говорить про нас, чертей, что мы одни вдыхаем дым и выдыхаем его через ноздри. Не набить ли нам табаком трубку, уважаемые?”
Фауст решительно ответил: “Не надо, эта забава для дураков”
Об этой, вроде бы не серьёзной, забаве и пойдёт наш серьёзный разговор.
Сценка (за столом – врач-гастроэнтеролог и медицинская сестра.
Висит табличка “выдача труповс10 до 12 часов”)
1-й гость: Я уже целый час в этой поликлинике. Все врачи прием заканчивают, и больных почти не осталось, вот только из кабинета гастроэнтеролога раздается какой-то шум. Пойду, взгляну. (Уходит)
Больной (читает объявление, шатаясь, держится за сердце). Это как же понимать доктор? Что вы такие надписи вывешиваете? У меня жизнь, может быть, на волоске висит!
Доктор. Я удивляюсь! Нет, вы поглядите на него! Больной еле ходит, у него жар, а все критикует.
Больной. (в зал). Хотел я с этим доктором поспорить, но так как у меня боли в желудке, то я только сказал: “Вот поправлюсь тогда и ответите за все” (обращается к доктору) – Разве можно больным такие речи слушать? Это морально подкашивает их силы.
Доктор: Ничего, сил у вас достаточно. Вы у нас как язвенник проходите?
Больной: Никуда я не прохожу, и не язвенник, а больной с язвой желудка.
Доктор: Язва- то у вас от вредных привычек, наверное?
Больной (с недоумением): Каких это вредных привычек?
Доктор: Курите?
Больной: Нет, доктор, не курю уже три недели.
Доктор: До этого, сколько времени курили?
Больной: Двадцать пять лет.
Доктор: Надо было бросить лет двадцать назад, возможно, были бы здоровы!
Больной: Разве может курение привести к язве?
Доктор: Конечно. Человек заглатывает растворенный в слюне никотин, он попадает в желудок, воздействует на его стенку. Сначала развивается хроническое воспаление желудка - гастрит, а в некоторых случаях - язва. Язвенная болезнь желудка, у курящих, возникает гораздо чаще, чем у некурящих
Больной: Может, назначите какие-нибудь лекарства от курения?
Доктор: Я выпишу вам табекс. Можно еще попробовать лобесил.
Больной: Хорошо, доктор. Надеюсь, это поможет. (Уходит)
1-й гость: Будем надеяться, что все те, с кем мы сегодня познакомились, все-таки бросят курить.
2-й гость: Бросить курить трудно, иногда очень трудно. Вспомните, как невесело шутил заядлый курильщик Марк Твен: “ Ничего нет легче, чем бросить курить,- я сам это делал сотни раз”.
1-й гость: Помогает, но не всегда, лечение специальными лекарствами, гипнозом, но к этим средствам люди обращаются тогда, когда им уже совсем плохо, когда табак сделал свое черное дело - превратил здорового человека в больного , страдающего различными заболеваниями.
2-й гость: Причем, частое курение приводит к возникновению заболевания, не имеющего определенной симптоматики и ясной клинической картины, как это, например, бывает у хронических алкоголиков при появлении у них белой горячки или других психозов. В том и состоит коварство этой вредной привычки: курильщики уверены, что специфической болезни, возникающей только от курения, не существует.
1-й гость: Однако они не думают, что яды табака, и, в первую очередь, никотин, способствует развитию очень тяжелых заболеваний, таких, как бронхит, туберкулез, воспаление и рак легких, атеросклероз, эндартериит, гипертония, инфаркт миокарда и т.д.
2-й гость. И если курильщик не приобретает болезни типа только перечисленных, то все равно его организм изнашивается и стареет значительно быстрее, чем организм некурящего человека.
1-й ведущей. Где же выход? Прежде всего – не надо начинать курить! Давайте беречь свое здоровье и здоровье близких!
2-й ведущей. Мы - не Минздрав, но предупреждаем: “Курение или здоровье – выбирайте сами!”
Сценка-миниатюра “Курильщик”
(Двое учителей и курильщик Ваня выходят на сцену с разных сторон)
1-й учитель.
Опять, ты Ваня, с сигаретой?
А ну отдай цигарку эту!
Ты что, не знаешь, что она
До невозможности вредна?
2-й учитель.
Последних пара сантиметров
Вреднее первых раза в три.
Курить вообще предельно вредно -
Ты на плакат наш посмотри!
(Указывает на схему поражения дыхательной системы.)
1-й учитель.
От этой “милой” сигареты
Сосудов спазм, гастрит, колит,
Вся слизистая рта разъета,
И развивается бронхит.
Ванюша.
Вы что стращаете меня?
Как ведьмы злые налетели…
Да я без этого огня
И встать-то не могу с постели,
Он мне думать помогает,
Мою активность повышает,
А в работе – это первый друг!
2-й учитель.
А ну-ка, брось ее из рук!
Да ты хоть сам-то понимаешь,
Что ерунду нам здесь вещаешь?
1-й учитель.
Отдай, отдай ее, Ванюша
И нас немножечко послушай.
Ванюша
К тому же фильтр защитит…
2-й учитель.
Ну, как ребенок говорит!
Да фильтр на 25 процентов
Лишь поглощает никотин,
К тому же с остальным букетом
Не сможет справиться один.
1-й учитель.
Полоний, скандий и мышьяк,
Угарный газ и аммиак
Цианистая кислота
В ней бензопирен и СО2
Ванюша.
Да что такое? Прекратите!
Аж разболелась голова.
Вы, кажется, всерьез хотите
Совсем свести меня с ума?!
2-й учитель.
Да мы добра тебе желаем,
Хотим помочь, а как не знаем.
Ты расскажи-ка лучше нам,
Как закурил впервые сам.
Ванюша.
Дело было вечером…
Делать было нечего
Я с ребятами сидел
И на девушек глядел,
Что смолили сигаретки,
Как заправские кокетки.
Тут одна и говорит:
“Ну, Ванюша, закури!”
Сигарету предложила,
Зажигалочку включила.
Тут-то бесе меня попутал -
Я, конечно, закурил….
Силы воли не хватило
Отказать чертовке милой…
Вот ведь в сети как попал…
1-й учитель.
Друг мой, ты бы лучше взял
Да и бросил бы курить,
Чтоб здоровью не вредить.
Ванюша.
Я умом-то понимаю,
Что прескверно поступаю…
Мне бы мужества набраться
И с куреньем распрощаться!
Может брошу как-нибудь…
Учителя.
Ну, ступай!
В счастливый путь!
1-й ведущий. А сейчас давайте, проведем тренинг “Убеди друга”. Ребята, вам необходимо убедить друга или нашего героя-Ванюшу из миниатюры “Курильщик” бросить это опасное занятие, пока он не стал заядлым курильщиком. (Участвуют несколько пар.)
2-й ведущий. В заключение предлагаем Вам сформулировать главные выводы “Дня без курения”. Эти выводы пусть будут в виде памятки “Мои аргументы против курения” (учащиеся пишут на своих листочках, затем ведущие их записывают на лист ватмана).
На листе ватмана записываются аргументы:
Например:
Мои аргументы против курения
- Я хочу быть здоровым.
- Курение разрушает организм.
- Нет сигарет, которые не приносят вреда.
- Курение приводит к различным болезням.
- Сейчас “мода” на курение в большинстве стран прошла
и т.д.
Записывается 5-10 аргументов - наиболее часто встречающихся.
Звучит музыка “Как прекрасен этот мир!”
Все участники хором: “Я выбираю жизнь!”