Цель:
- обобщить знания учащихся о значении воды для жизни человека , животных, и планеты;
- закрепить понятия о круговороте воды в природе;
- повышать познавательную активность детей ;
- прививать основы экологических знаний ;
- воспитывать привычку бережного отношения к природе.
Оборудование:
- Подвижная схема – таблица” Круговорот воды в природе”.
- Иллюстрация – загадка” Три состояния воды”.
- Картинка – раскраска “ Путешествие речки Хрустальной”.
- Плакаты: “ Пустыня и оазис”, “ Зимний лес”, “ Лед”.
- Рисунки учащихся : ель, нарцисс, лосось.
- Глобус.
- Портрет Врунгеля.
- Диск с записью журчания водопада , музыки для физкультминутки.
- Минеральная вода, одноразовые стаканчики.
I. Организационный момент.
Учитель. Встали, поздоровались у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу.
II. Введение в тему.
Учитель.
Посмотрите пожалуйста , на глобус. Мы до того привыкли называть планету , на которой живем , Землей, земным шаром . что и не задумываемся : а не сделал ли ошибку тот , кто первым придумал это название ? А задуматься , право , стоит!
Какой же это земной шар, если земли – то на его поверхности не более 30% , а все остальное – вода: реки , озера, моря , океаны , болота.
Учитель.
На предыдущих уроках мы узнали много интересного и полезного о воде. А вот сегодня наш любимый капитан Врунгель , бывалый моряк и знаток морских просторов , приготовил для вас много интересных вопросов , на которые вы должны ответить и доказать , что вы тоже кое – что знаете и не привыкли отступать.
Итак , вперед!
( Ученик читает стихотворение).
Спросил на днях малыш сосед
У струйки , льющейся из крана:
- Откуда ты ?
Вода в ответ:
- Издалека , из океана.
Потом малыш гулял в лесу.
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты ? – спросил росу
- Поверь , и я из океана!
- Ты газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
- Знай , малыш , и я пришла из океана.
Удивительно , не так ли ?
В супе . в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке.
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
Учитель.
Почему везде встречается океанская вода, ведь мы не пьем соленую воду?
Ученик. Имеется в виду Мировой океан, а в его состав входит вся вода планеты, в том числе и пресная.
Учитель. Сколько же воды в Мировом океане?
Ученик. Если бы поверхность Земли была ровной , то равномерный слой всех рек , морей и океанов имел бы толщину 9 метров.
Учитель.
Для чего же нашей планете столько воды? Какая забота есть у Мирового океана?
Ученик. Он поит , кормит , обогревает землю , дает электроэнергию , является дорогой.
Учитель.
Как заставить воду пахать в поле, доить коров , петь песни , показывать фильмы и многое, многое другое?
Ученик. Надо заставить ее добывать электрический ток , который приведет в действие машины , радио , телевидение.
Учитель.
Молодцы! Но наш капитан Врунгель бывалый человек. Он побывал во всех переделках . был и на северных и на южных морях. Поэтому он приготовил вам загадку: “ Всегда ли вода жидкая?” Первая команда , прокоментируйте ( Первая команда рассказывает о трех состояниях воды: жидком , газообразном , твердом).
Учитель.
Замечательно , но капитан предвидит любую ситуацию. И мы должны быть готовы ко всему. Вдруг вы попадете в безводные, засушливые широты. Что там вас может ожидать?
Вторая команда , как вы объясните причины таких различий между пустыней и оазисом ?
Учитель.
Где быстрее испаряется вода: в лесу, в поле, в пустыне или в море? Объясните почему?
Ученик. В пустыне . так как там очень высокая температура.
Учитель.
Куда направляется испарившаяся влага?
Ученик. Испаряется в воздух. Поднимается к облакам.
Учитель.
Много рек впадает в моря. Почему же моря никогда не переполняются?
Ученик. Постоянно происходит круговорот воды в природе.
Учитель.
М.Ю. Лермонтов писал: “ Тучки небесные , вечные странники!”
Правильно ли это?
Ученик. Да.
Учитель.
Молодцы! А может быть, вы сами можете рассказать что – то удивительное , необыкновенное о воде? ( Ученики выходят к доске и рассказывают).
“ Дождь” - , “ Что такое туман?” , “ Ледяные бродяги”, “ Необычные явления о воде , занесенные в Книгу рекордов Гиннеса”.
III. Физкультминутка.
Удивительный вопрос.
Почему я водовоз?
Потому что без воды .
И не туды ,
И не сюды,
И не туды,
И не сюды.
IV – Продолжение изучения темы.
Учитель.
Откуда берутся родники?
Ученик. Из- под земли.
Учитель.
Почему вода в колодцах всегда холодная?
Ученик. Потому , что она охлаждается под землей.
Учитель.
Хорошо , вы правильно ответили на все вопросы , но капитан Врунгель очень хочет знать, почему так много воды испаряется , но все – таки Земля не обезвоживается окончательно?
Ученик. Вода выпадает на Землю в виде осадков.
( У доски ученики составляют схему круговорота воды и объясняют ее.)
Учитель.
А теперь такое задание . Удивительное путешествие совершает вода в природе. Но иногда на ее пути встречаются враги, которые хотят ее испортить , загрязнить , а иногда даже отравить. Это экологически вредные вещества. Капитан Врунгель ничего о них не знает , поэтому мы должны разъяснить ему все , что сами знаем.
( Ученики читают сказку “ Жила – была речка” Н.А. Рыжов.)
Учитель.
Как река помогала людям? Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли они себя вели , или нет ? Почему?
Что случилось с горожанами , когда река ушла?
- Представьте , что все реки обиделись на людей и ушли.
- Сравните речку, которой она была до того , как встретилась с людьми , и какой стала после . Какие изменения с ней произошли?
- Правильно ли поступили люди в конце сказки?
- А что вы могли бы сделать для своей реки, озера?
Учитель.
Сделайте вывод.
Ученик. Не надо загрязнять водоемы. От загрязнения воды страдает все живое.
V. Итог урока.
Ученики читают наизусть стихотворение Б. Заходера “ Течет река”.
VI. Оценки.
VII. Задание на дом.
- Нарисовать плакат “ Берегите воду!”
- 2. выполнить задание 1,2 ( ст. 61)
Награда детям за урок , посылка от капитана Врунгеля. ( Минеральная вода “ Омская”.)
Дополнительный материал.
Загадки:
- Посмотрю в окошко, идет длинный Антошка. ( Дождь).
- На дворе , в холоде – горой, а в избе – водой. ( Снег.)
- Летит орлица по синему небу,
- Текло , текло и легло под стекло. ( Лед на реке.)
- Я и туча, и туман,
Крылья расправила,
Солнце застлала. ( Туча).
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу. ( Вода).
- Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море… ( Река.)
- Пословицы и поговорки:
“ Вода всему госпожа.”
“ По которой реке плыть . ту и воду пить.”
“ Не плюй в водицу : сгодится напиться.”