Урок природоведения в 3-м классе по теме "Опыление и размножение растений"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

  • познакомить учащихся с особенностями, опыления и распространения плодов я семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению семян,
  • развивать креативность мышления, обогащать словарныйзапас учащихся,
  • воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

1) Письменная проверочная работа в форме блицопроса.

  • Из чегорастения получают сахар икрахмал?
  • Схема движения  воды по растению.
  • В какую часть растения поступает углекислый газ?
  • При каком условии происходят питание растений?

2) Расскажите придуманные дома фантастические рассказы (сказки) о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли растения.

3.  Введение в тему

–  Отгадайте загадки.

1) Bo лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)

2) Гудит мохнатенький – летит  за сладеньким. (Пчела)

(Вывешиваю на доску иллюстрации отгадок).

– Подумайте, какое отношение к цветам имеют насекомые? (Они их опыляют, питаются сами).

4. Посмотрите на «сканер» и назовите тему урока

КОПРАЗМНОЖЕНИЕ
ЗОТЬРАСТЕНИЙШУК
ЩАФЭЛЗОПЫЛЕНИЕ

– Верно, тема урока «Опыление и размножение растений». Многие растения имеют яркие цветы и тонкий аромат, вырабатывают цветочную пыльцу и нектар. Зачем? (Это служит насекомым сигналом, по которому они могут издалека увидеть и почувствовать, где находится их пища.)
– Однажды ученые поставили такой опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? (На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей – ни одной.)
– Насекомые не просто кормятся на цветках, они еще ивыполняютработу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа – опыление цветов.

5. Подробнее об опылении и размножении растений узнаете, поработав в группах в режиме «ЗИГЗАГ» по учебнику на стр. 80 – 82.

(В это время несколько человек работают по карточкам, с заданием нарисовать цветковое растение и подписать его части).

Примерные вопросы к текстам:

1 группа:

  • На что похожапыльца?
  •  Как пчела опыляет цветы?
  •  Что происходит с опыленным цветком?
  •  Что будет, если опыление не произойдет?
  •  Назовите насекомых-опылителей.
  •  Зачем нужно опыление?

2 группа:

  • Плоды каких, растений приспособлены к путешествию по ветру?
  • За счет чего?
  • Плоды каких  растений путешествуют на шерсти зверей  и одежде человека?
  • За счет чего?

3 группа:

  • Почему многие плоды должны путешествовать?
  • Что бы произошло, если бы семена, не путешествовали?
  • С помощью чего расселяются  растения?

6.  Закрепление

– Распределить карточки с плодами растений по способу путешествия.

7.  Итог урока

– Мне показалось интересным, что...

8.  Домашнее задание

Стр.80–82  – прочитать. Придумать рассказ — путешествие от имени плода одного из растений.