Задачи урока:
- познакомить учащихся с особенностями, опыления и распространения плодов я семян в природе, биологическим значением приспособлений к распространению семян,
- развивать креативность мышления, обогащать словарныйзапас учащихся,
- воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
1) Письменная проверочная работа в форме блицопроса.
- Из чегорастения получают сахар икрахмал?
- Схема движения воды по растению.
- В какую часть растения поступает углекислый газ?
- При каком условии происходят питание растений?
2) Расскажите придуманные дома фантастические рассказы (сказки) о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли растения.
3. Введение в тему
– Отгадайте загадки.
1) Bo лугах сестрички – золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)
2) Гудит мохнатенький – летит за сладеньким. (Пчела)
(Вывешиваю на доску иллюстрации отгадок).
– Подумайте, какое отношение к цветам имеют насекомые? (Они их опыляют, питаются сами).
4. Посмотрите на «сканер» и назовите тему урока
КОПРАЗМНОЖЕНИЕ
ЗОТЬРАСТЕНИЙШУК
ЩАФЭЛЗОПЫЛЕНИЕ
– Верно, тема урока «Опыление и размножение
растений». Многие растения имеют яркие цветы и
тонкий аромат, вырабатывают цветочную пыльцу и
нектар. Зачем? (Это служит насекомым сигналом,
по которому они могут издалека увидеть и
почувствовать, где находится их пища.)
– Однажды ученые поставили такой опыт: на
грушевом дереве перед цветением выбрали две
ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них
накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли
проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И
что же получилось? (На той ветке, где на цветки
прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке
под марлей – ни одной.)
– Насекомые не просто кормятся на цветках, они
еще ивыполняютработу, без которой не могут
образовываться плоды и семена. Эта работа –
опыление цветов.
5. Подробнее об опылении и размножении растений узнаете, поработав в группах в режиме «ЗИГЗАГ» по учебнику на стр. 80 – 82.
(В это время несколько человек работают по карточкам, с заданием нарисовать цветковое растение и подписать его части).
Примерные вопросы к текстам:
1 группа:
- На что похожапыльца?
- Как пчела опыляет цветы?
- Что происходит с опыленным цветком?
- Что будет, если опыление не произойдет?
- Назовите насекомых-опылителей.
- Зачем нужно опыление?
2 группа:
- Плоды каких, растений приспособлены к путешествию по ветру?
- За счет чего?
- Плоды каких растений путешествуют на шерсти зверей и одежде человека?
- За счет чего?
3 группа:
- Почему многие плоды должны путешествовать?
- Что бы произошло, если бы семена, не путешествовали?
- С помощью чего расселяются растения?
6. Закрепление
– Распределить карточки с плодами растений по способу путешествия.
7. Итог урока
– Мне показалось интересным, что...
8. Домашнее задание
Стр.80–82 – прочитать. Придумать рассказ — путешествие от имени плода одного из растений.