Предлагаемый комплекс упражнений рассчитан на учащихся уровня Elementary-Beginner. Тема диалога “Новый год”. Обучение диалогической речи ведется на основе стихотворения - поздравления “I wish you” и проводится в несколько этапов. I этап - в период до новогодних праздников. Последующие - после них.
Этап I.
Цель: Знакомство учащихся со стихотворением- пожеланием на Новый Год.
Фонетическая отработка стихотворения.
Учащиеся знакомятся со стихотворением. Красочный текст стихотворения на доске.
Учитель: New Year is coming. I think you want to congratulate your nearest and dearest . You can use this poem, children. Look at the poem and follow my reading, please.
Merry Christmas and Happy New Year!
I wish you
New friends to meet
New songs to sing
New things to learn
New books to read
New things to do
New things to wear
New places to see
In this glad New Year.
Учитель: Let us translate the poem line by line now.
Этап II.
Цель: Фонетическая отработка стихотворения
Учитель: Good. Now you understand everything and can try to read it after me. Ready? Let’s begin!
Учащиеся отрабатывают произношение каждой строки. (Особое внимание следует обратить на произношение слов, содержащих межзубные и носовые звуки в сочетаниях
-th, -ng: song, sing, thing.)
Для отработки ритма, интонации и логических ударений следует отрабатывать чтение, повторяя за учителем:
а) каждую строку
б) каждые 2 строки
в) каждые 4 строки.
Учитель: Now read line after line without me in chain.
Количество повторений чтения зависит от успешности овладения им учащимися.
Затем нескольким ученикам предлагается прочесть стихотворение от начала до конца.
Следует сначала спросить сильного ученика, так чтобы его чтение явилось примером для остальных, затем среднего и слабого учащегося, чтобы убедится, что любой ученик справляется с заданием.
Учитель: Good job, children! Now work in pair and recite the poem each other.
После проведения парной работы можно спросить еще нескольких учащихся.
Учитель: Now, children, let us see if you have remembered the poem already. I will take away some words. Can you read the poem without them?
Учитель закрывает рифмующиеся слова.
Данный этап работы над материалом окончен. В качестве домашнего задания учащимся предлагается выучить стихотворение наизусть и приготовить литературный перевод стихотворения и оформить его. Учитель поясняет особенности литературного перевода, акцентирует внимание на отличие его от подстрочника. Желательно привести хотя бы один пример удачного перевода.
Я желаю тебе
Познакомиться с новыми друзьями,
Заниматься новыми вещами,
Места новые посещать,
Вещи новые одевать,
Песни новые исполнять,
Новые книги прочитать,
И все новое познавать
В этом счастливом Новом Году.
С Новым годом поздравляю
И от всей души желаю
Новых встреч, идей научных
И друзей веселых, дружных,
Новых песен для веселья,
Новых книг для размышленья,
Чтоб бывал в других местах,
И открытья делал, ах!
Одевался чтоб моднее.
Новый год не устареет.
Пусть вот этот Новый Год
Счастье в дом твой принесет!
Этап III.
Цель: Контроль навыков декламации и литературного перевода.
Отработка образования прошедшего времени (Past Simple) и составление предложений всех типов(общий вопрос, утверждение, отрицание), а также краткого ответа на общий вопрос и реплик реагирования.
1)Учитель: Well, children, I guess you are eager to recite the poem and give your literary translations. Let’s start then!
Учащиеся по очереди читают стихотворение и литературный перевод. Творческие работы вывешиваются на стенд для всеобщего обозрения.
2)Учитель: Well-done, children! Now let me see if you did all these things on holidays.
But first let us find verbs in every line of the poem and give them in 2(3) forms.
Work in chain, please.
Детям вспоминают, что глаголы в английском языке делятся на правильные и неправильные. У правильных глаголов отрабатывается произношение окончания прошедшего времени.
3) Учитель: Now look at the board and make up a sentence of the words. Work in pair. Who will be the first?
Из карточек на доске составляется вопросительное предложение:
Did you see new places on holidays?
Дети находят и выделяют сказуемое и подлежащее, обращают внимание на структуру вопроса и особо на форму смыслового глагола при наличии вспомогательного. Записывают предложение в тетрадь, как образец для выполнения последующего домашнего задания.
4) Учитель задает вопрос нескольким учащимся, которые дают вначале краткий, а затем полный ответ. Дети более продвинутого этапа дают расширенные ответы, поясняя, какие места и где им удалось увидеть, либо почему не удалось. Например:
Yes, I did. I saw new places, because I traveled with my parents on holidays. We visited my uncle in Moscow and I saw Red Square and the Сremlin.
Учитель: How interesting! Lucky you!
(Прореагировав, учитель прикрепляет на доску фразы для выражения реакции и просит детей повторить их хором).
Вариант отрицательного ответа:
No, I didn’t. I didn’t see any new places on holidays. I stayed in town all the time.
Учитель: What a pity! I am sorry for you.
5) Детям предлагается задать вопросы к каждой строчке, дать ответы и прореагировть на них. Работа ведется в фронтальном режиме.
6) То же самое проделывается в парах. Диалог-интервью. I вариант-II вариант и наоборот. Затем нескольким ученикам предлагается рассказать, что они узнали о партнере и делали ли они то же самое.
Учитель: It’s time to interview each other. Be ready to tell what you have learned about your partner and if you did the same or not.
Парную работу желательно провести в сменных парах несколько раз. Это обеспечивает более прочное усвоение структур, тренировку в употреблении реплик реагирования, умение вести диалог с разными партнерами.
Учитель: Now tell what you know about your partner.
Дети рассказывают:
Mike sang new things on holidays, but he didn’t meet new friends.
Домашнее задание: Составить вопросы к каждой строчке стихотворения письменно.
Продумать диалог, проигрывая обе роли.
Этап IV.
Цель: Развитие навыков неподготовленной речи.
Дети составляют диалоги без подготовки с партнерами, с которыми они не работали ранее. Теперь они ведут не диалог-интервью, а диалог – беседу, в которой каждый задает любые вопросы по очереди. Таким образом, обеспечивается элемент непредсказуемости, вырабатываются и тренируются умения использовать языковой материал гибко, опираясь на автоматизированный навык. Диалог начинается с традиционных фраз приветствия и норм этикета.
Учитель: Today, children, let us try speaking about New Year. Let us greet each other first and then ask questions in turn. Don’t forget to react to your partner’s words.
Далее учитель составляет диалог-образец с одним из детей (сильным учеником).
Учитель: Кate, will you help me, please.
-Hallo, Kate.
-Hallo, Irina Borisovna.
-I am glad to see you.
-I am glad to see you too.
- How are you?
- I am fine. And you?
- I am ok too, thank you.
- Did you see new places on holidays?
- Yes, I did. I saw new places, because I went to my grandparents who live in Kiev.
I saw many monuments and beautiful squares.
- Lucky you.
- Did you learn new things on holidays?
- Yes, I did. I learned many interesting things about New Year in different countries.
- Good of you!
- Did you wear new things on holidays?
- No, I didn’t. I didn’t wear new things on holidays.
- Oh, it’s a pity. I am sorry for you.
-That’s ok.
Диалог продолжается, пока все вопросы не будут заданы.