Электрические явления
(урок закрепление-соревнование.)
Цели: повторить знания учащихся по материалу, закрепить навыки решения расчётных, качественных и экспериментальных задач; научить применять знания в новой ситуации; формировать навыки коллективной работы, воспитывать сознательную дисциплину.
План урока:
1. Вводная часть.
2. Обобщение и систематизация знаний.
2.1. Разминка “Повторялка” | (3б.) |
2.2. Конкурс капитанов. | (5б.) |
2.3. Экспериментальное задание | (10б.) |
2.4. “Обгонялка” | (5б.) |
2.5. “Решалка” | (6б.) |
2.6. “Уточнялка” | (8б.) |
2.7. Кроссворд | (10б.) |
3. Итог урока.
Содержание урока.
I. Организационный момент.
II. Обобщение и систематизация знаний.
Сегодня на уроке мы повторим и закрепим изученный материал и сделаем это в виде игры- соревнования. Любое соревнование-это определения мест, предлагаю следующее:
1место-“5”, 2место-“4”, 3место- “0”.Балы выставляем в таблицу.
1. Разминка – “Повторялка”
Любое соревнование начинается с разминки за каждый правильный ответ - 1б
- Откуда произошло слово “электричество”? (янтарь.)
- Как можно наэлектризовать тело? (трение.)
- Что такое электрическое поле? (особый вид материи.)
- Что такое элементарный заряд? (малый неделимый заряд.)
- Как называется частица, имеющая отрицательный элементарный заряд? (электрон.)
- Каков состав ядер? (протон, нейтрон.)
- Что такое электрический ток? (направленное движение заряженных частиц.)
- Почему разряжается электроскоп, если его шарика коснуться пальцами? (тело забирает заряд.)
- Как взаимодействуют тела, имеющие заряды одного знака? (притягиваются.)
- Что необходимо, для того чтобы электрический ток протекал постоянно? (цепь.)
- Что заставляет упорядоченно двигаться заряды? (поле.)
- Что значит тело наэлектризовано? (сообщен электрический заряд.)
Молодцы.
2. Конкурс капитанов.
Выясним капитан, какой команды выучил обозначения приборов (5б-капитан сам справился с заданием, 3б-с помощью команды).
- Изобразите электрическую цепь, состоящую из батареи элементов, ключа, лампочки и звонка.
- Изобразите электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, лампочки и измерьте силу тока на лампочке.
- Изобразите электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, лампочки, резистора и измерьте напряжение на резисторе
Капитаны справились с заданием “хорошо молодцы”
“Скажи мне и я забуду
Покажи мне и я запомню”
3. Экспериментальное задание.
Каждая команда собирает электрическую цепь по схеме и проводит измерения, но прежде вспомним некоторые правила: какой прибор измеряет I, U., правило подключения этих приборов в цепь. Определить цену деления приборов.
- Соберите электрическую цепь и измерьте силу тока, напряжение.
- Соберите электрическую цепь и измерьте силу тока, напряжение.
- Соберите электрическую цепь и измерьте силу тока, напряжение.
Сделаем вывод: (сила тока на разных участках цепи одинаковая, а напряжение различно.)
Молодцы схемы читать умеем, цепь собирать и делать измерения умеем.
4. “Обгонялка”
Проверим, кто из вас умеет работать с тестовыми заданиями необходимо решить тест, за каждый ответ на который дается - 1 б.
1. Какие превращения энергии происходят внутри источника тока?
А) химической в электрическую;
Б) световой в электрическую;
В) механической в электрическую;
2.Что является условием возникновения электрического тока?
А) наличие электрического поля;
Б) наличие заряженных частиц;
В) замкнутой электрической цепи;
Д) каждое условие А, Б и В является необходимым, но не достаточным.
3.По каким действиям можно обнаружить электрический ток: 1- тепловому, 2- световому, 3- магнитному, 4- химическому, 5- механическому?
А) 1, 3, 4;
Б) 1, 3, 5;
В) 2, 3, 4;
4. Электрический ток в металлах- это направленное движение…
А) протонов;
Б) нейтронов;
В) свободных электронов;
Г) ионов.
5. Электрический ток в цепи направлен …
А) по направлению движения электронов;
Б) от плюса к минусу;
В) от минуса к плюсу;
Г) по направлению движения положительных частиц.
Д) Б, Г верны.
Е) А, В верны.
6. Какие вещества относятся к диэлектрикам?
А) резина; Г) сталь; Б) медь; Д) дерево; В) пластмасса; Е) вода.
7. Какие вещества относятся к проводникам?
А) эбонит; Г) железо; Б) сталь; Д) вода; В) стекло; Е) капрон.
8. При электризации трением на взаимодействующих телах появляются … по абсолютному значению и … по знаку заряды.
А) равные … одинаковые;
Б) не равные … одинаковые;
В) равные … разные;
Г) не равные … разные.
9. В каких единицах измеряется в системе СИ сила тока?
А) Кулон; В) Ом; Б) Вольт; Г) Ампер.
10. Какой прибор служит для измерения напряжения?
А) амперметр; В) ваттметр; Б) вольтметр; Г) электроскоп.
11. В каких единицах измеряется удельное сопротивление проводника?
А) Ом м; В) Ом м/мм; Б) Ом мм/м; Г) Ом А и Ом м.
12. В каких единицах измеряется электрический заряд?
А) Кулон; В) Ом; Б) Ампер; Г) Дж.
13. Какой прибор служит для измерения силы тока?
А) электроскоп; В) амперметр; Б) вольтметр; Г) омметр.
14. Сколько Вольт в 0,75 кВ?
А) 7,5 В; В) 750 В; Б) 75 В; Г) 0,75 В.
15. Выразите 2500 Ом в килоомах.
А) 2,5 кОм; В) 250 кОм; Б) 25 кОм; Г) 2500000 кОм.
“Физика! Какая ёмкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика опора и основа
Всех без исключения наук!”
5. “Решалка”
Но и физика не обходится без других наук, математика.
Давайте проверим, так ли это.
На столах карточки с задачами каждый член команды решает по одной задачи, можно воспользоваться помощью товарища по команде (правильно оформить, решить).
- Сила тока в цепи электрической лампы равна 0,3 А. Сколько электронов проходит через поперечное сечение спирали в лампе за 5 минут?
- При перемещении по участку цепи заряда 20 Кл была совершена работа 0,1 кДж. Чему равно напряжение на этом участке?
- Какое количество электричества протекает через катушку гальванометра, включенного в цепь на 2 мин, если сила тока в цепи 12 мА?
- В ядре атома углерода содержится 12 частиц. Вокруг ядра движутся 6 электронов. Сколько в ядре этого атома протонов и нейтронов?
- Сила тока в цепи электрической плитки равна 1,4 А. Какой электрический заряд проходит через поперечное сечение её спирали за 10 минут?
6. “Уточнялка”
Физика одна из точных наук. Дайте правильные определения физическим понятиям. Карточка из 2 столбиков соотнесите
1.Проводниками называются тела, | 1.особый вид материи, отличающийся от вещества. |
2. Непроводниками называют такие тела, | 2. называется упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц. |
3. Электрическое поле-это | 3. через которые электрические заряды могут переходить от заряженного тела к незаряженному. |
4. Электрическая сила- это | 4.упорядоченное движение свободных электронов. |
5. Электрическим током называется | 5. через которые электрические заряды не могут переходить от заряженного тела к незаряженному. |
6. Электрический ток в металлах | 6. электрический заряд, проходящий через поперечное сечение проводника в 1 секунду. |
7. Напряжением называют, | 7. сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд. |
8. Силу тока в цепи определяет | 8. какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую. |
7. Кроссворд.
1.Сколько тел всегда участвуют в электризации ? 2. Материал, о который трением электризуют стекло. 3. Древнегреческий философ, впервые описавший электризацию. 4. Один из видов электризации. 5. Что можно увидеть в темноте при электризации кошки? 6. “ Янтарь” в переводе с греческого. 7. Средства передвижения. 8. Вещество, которое легко электризуется натиранием о шерсть. 9. Какое электричество связано с неподвижными зарядами? 10. Что наблюдают при взаимодействии одноименных зарядов?
1.Материал, о который трением электризуют эбонит. 2. Вещество, которое издавна использовали для электризации. 3. Знак одного из видов заряда. 4. Каучук с большой примесью серы. 5. Что можно увидеть в темноте, когда электризуешь кошку? 6. Американский ученый, предложивший деление зарядов на положительные и отрицательные. 7. Действие, которое необходимо произвести с двумя телами для их взаимной электризации. 8. Материал, который заряжается положительно при натирании о бумагу. 9. Электричество, связанное с неподвижными зарядами. 10. Явление возникновения заряда у тела.
III. Итог урока
Наш урок подходит к концу. Мы с вами в активной форме закрепили изученный материал, вы учились применять свои знания в разных ситуациях и у вас, это хорошо получилось. Подведем итоги:
СПАСИБО ВСЕМ НАМ ЗА УРОК,
А ГЛАВНОЕ, ЧТОБ БЫЛ ОН ВПРОК!