Конспект урока по разделу "Алгоритмика". Тема: "Знакомство с Исполнителем Колобком на шахматном поле"

Разделы: Информатика


Цель урока: Создание условий учащимся для знакомства с программой “Колобок на шахматном поле” в процессе практической деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить с программой “Колобок на шахматном поле”
  2. Познакомиться с основными характеристиками Исполнителя Колобка на шахматном поле.
  3. Научить запускать программу

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Объяснение нового материала
  3. Работа с дидактическим материалом
  4. Домашнее задание
  5. Физкультминутка
  6. Работа на компьютере
  7. Итог урока

Оборудование:

  • проектор с доской для наглядного демонстрирования программы или интерактивная доска
  • программа Колобок на шахматном поле /Приложение 2/
  • дидактический материал (конспект) урока для каждого ученика /Приложение 1/.
  1. Организационный момент.
  2. Проверить готовность детей к уроку.

  3. Объяснение нового материала.
  4. (Идет заполнение дидактического материала совместно с учащимися)

    Раздаточный материал для каждого ученика /Приложение 1/

  5. Работа с дидактическим материалом
  6. Чтобы иметь представление о каком-либо Исполнителе, достаточно знать его основные характеристики. Познакомимся с Исполнителем Колобком на шахматном поле, для этого рассмотрим его характеристики:

Среда обитания Колобка. _Наш старый знакомый Колобок сменил среду обитания. Колобок обитает на поле из клеточек 8*8 – шахматной доске________________________

(Наглядно показать с проектора программу Колобок на шахматном поле)____________

В систему команд Исполнителя Колобка входят следующие команды:

Вверх N – переход на N клеток вверх_______________________________________________
Вниз N – переход на N клеток вниз_________________________________________________
Влево N – переход на N клеток влево_______________________________________________
Вправо N – переход на N клеток вправо____________________________________________
Положить – положить предмет в пустую клетку____________________________________
Взять – убрать предмет из клетки_________________________________________________
Что такое N?

N – число от 1 до 8

Пример.

Вниз 2
Верх 4

А может быть так: Вверх 8?

Ответ: НЕТ так как. поле 8х8 и Колобок выйдет за пределы поля

Элементарное действие- это  переход на рядом стоящую клетку_________________________________________________

Отказы будут в том случае, если дана команда передвинуться, а Колобок подошел и стоит у края поля. За край поля Колобок перешагнуть не может

Адреса клеток записываются так: А1, Н5, D3, C2____________________________________

  1. Домашнее задание
  1. Выучи материал урока
  2. Если у тебя есть компьютер дома, подойди к учителю и запиши эту программу на свою дискету (дискету обязательно подпиши)
  1. Физкультминутка
  2. Физкультминутка коротка,
    Встряхнем руками мы слегка,
    Потянемся немножко,
    Посмотрим мы в окошко.
    И присядем мы, и встанем,
    И опять за парты сядем

  3. Работа на компьютере

Запустите программу “Колобок на шахматной доске” /Приложение 2/

FANTASY5 1 -> KOLOBOK -> KOLOBOK. EXE

Рассмотри папки в этой программе и запиши ее название и содержание:

Условное обозначение

Название папки и ее содержание

“Открыть задачу”
Название задачи (число от 1-8)
Разделы:
  • Линейные программы
  • Ветвления
  • Циклы
  • Разное

“Удалить задачу”
Название задачи ( число от 1-8)
Разделы:
  • Линейные программы
  • Ветвления
  • Циклы
  • Разное

 

“Редактор задач”
  • Составь рабочее поле
  • Введите текст задачи
  • Сохраните задачу
Перетаскивать элементы на рабочее поле Вы можете с помощью мыши
  • Элементы оформления
  • Активный элемент – это такой элемент, который Колобок может “Положить” или “Взять”
Новая задача
Сохранить задачу

“Информация о составителях”

“Справка”
Можно получить всю информацию о там, как работать с этой программой, как составлять алгоритмы для Исполнителя Колобка
Содержание
Программа
Комментарии
Вверх, Вниз, Влево, Вправо
Положить
Взять
Пауза
Скорость
Цикл “Пока”
Ветвление “Если”
  1. Итог урока

Перечень контрольных вопросов:

  • Как зовут нашего исполнителя?
  • Где обитает наш Исполнитель?
  • Какие команды понимает Колобок?
  • Возможно, ли такое, что Колобок откажется выполнять ваш алгоритм?
  • В каком случае Колобок откажется выполнять ваши действия?
  • Как запустить программу? (Показать на доске через проектор)