Тема урока: «Схемы в публикациях»
Цели:
- Научить читать и составлять схемы.
- Развивать логическое мышление.
- Расширять кругозор.
- Воспитывать информационную культуру.
Оборудование:
- компьютеры,
- ноутбук,
- мультимедийный проектор,
- презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Вы уже, наверное, встречались со словом «схема».
Как вы думаете, что оно означает?
Какие схемы вы видели в публикациях (печатных
изданиях)?
Для чего, по-вашему, включают схемы в текст –
чтобы показать, какой автор умный, или для чего-то
еще?
II. Разбор – изучение новой темы (Просмотр презентации – Приложение 1)
Комментарии к презентации.
Схема – это условное изображение чего-либо в общих, основных чертах.
Схема отражает:
- отношения между разными предметами, людьми, событиями;
- взаимное расположение и соединения предметов, связь частей – чего-либо;
- происходящие изменения, порядок действий.
При замене текста схемой или рисунком читатель
может сразу охватить взглядом большую область
информации, что помогает ему лучше понять
главные мысли текста.
В схеме можно использовать слова (надписи),
которые позволяют точно передавать нужные
сведения. Наилучший результат для понимания
текста достигается при объединении схем,
рисунков и надписей. Выделяют 3 основных вида
схем:
- Схемы отношений
В 1-м виде схем выделяют 3 разновидности:
а) Схема состава (Что из чего состоит?)
б) Схема наследования (Что чем является?)
Назовите, примеры в пропущенных видах транспорта.
Например: наземный транспорт – машина, трактор, мотоцикл, велосипед и т.д.; воздушный транспорт – воздушный шар, дельтаплан и т.д.; водный транспорт – лодка, катер, танкер, подводная лодка, лайнер и т.д.
в) Схема причин и следствий (Что из-за чего случается?)
Например: Пищевая цепь (Кто чем питается?)
Схема управления (Кто чем управляет?
В этих примерах названия отношений можно было узнать из названия схемы. Если необходимо отразить на схеме разные отношения, то их названия надо записывать.
Задание в тетради.
Составьте предложения по схеме о дятле и
дереве.
Сколько главных мыслей текста «спрятано» в этой
схеме?
(Дети зачитывают свои предложения.)
- Схемы, отражающие расположение и соединение предметов
К этим схемам могут относиться:
- план комнат (квартиры);
- схемы конструкций;
- карты местности;
- технические схемы (электрическая схема).
- Схемы, отражающие происхождение изменения, порядок действий
С помощью этих схем удобно описывать различные алгоритмы – последовательности действий, приводящие к нужному результату
,
описание изменения состояний
.
С этим видом схем мы с вами встречались в
3-м классе.
Как вы думаете, чему надо научиться, чтобы
создавать схемы на компьютере?
Любые схемы можно создавать в графических
редакторах. Некоторые схемы удобнее создавать в
специальных программах. Например, план комнаты,
квартиры – с помощью программ для
проектирования зданий.
Мы с вами рассмотрели примеры схем, из чего в
основном состоят схемы?
Схемы, состоящие из фигур, линий, стрелок,
надписей, можно создавать в тех же программах, с
помощью которых создаются публикации.
Чтобы рисовать схемы в программах для создания публикации, надо научиться рисовать отдельные части этих схем:
1) фигуры
2) линии и стрелки
3) надписи
Словом «надписи» мы называем текст, который
можем расположить в любом месте схемы.
Кроме того, надо научиться располагать
графический элемент на переднем плане, на заднем
плане. Например:
На переднем плане текст, на заднем плане стрелка |
На переднем плане стрелка, на заднем плане стрелка |
III. Компьютерный практикум (задания показаны на экране)
1. Запустите программу для создания печатных публикаций (MicrosoftOfficeWord)
2. При помощи панели инструментов РИСОВАНИЕ, нарисуйте фигуры
3. Нарисуйте линии и стрелки
4. Нарисуйте простую схему:
5. Сохраните вашу схему в папке Мои документы, в вашей личной папке, под именем Схема.
IV. Итог урока
Учитель с детьми обобщает изученный материал.
(Чему научились на уроке? Нужны ли схемы в нашей
жизни?)
Выставление оценок за урок
V. Домашнее задание
В тетради нарисоватьна выбор:
- план своей комнаты;
- план своей квартиры;
- классной комнаты.
Составить пищевую цепь для животных и растений: трава, волк, заяц, овца.