Урок музыки в 5-м классе по теме "Богатырь в искусстве"

Разделы: Музыка


Тип урока: углубление и закрепление темы.

Проблема урока: богатырь в искусстве.

Оборудование урока: фортепиано; магнитофон; запись: фрагмент Второй симфонии А. П. Бородина, репродукция картины В. Васнецова “Три богатыря”, слово “Богатырь”.

Задачи урока:

  • Образовательная задача: дать воспитанникам представление о взаимосвязи музыки с живописью на примере через сопоставление, при этом подчеркивая особенности каждого вида искусства;
  • Коррекционные задачи: помочь самовыражению воспитанников с отклонениями в развитии, корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
  • Развивающие задачи: совершенствовать певческие навыки, развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • Воспитательные задачи: прививать любовь и уважение к искусству, к Родине через знакомство с героями былин - богатырями.

Ход урока

 

1.

 

 

2.

 

Музыкальный репертуар. Частные задачи.

Организационный момент.

 

 

Репродукция картины В. Васнецова “Три богатыря”.

- рассмотреть картины и выяснить, кто изображен;

- определить качества богатыря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вход в класс. Музыкальное приветствие

Учитель. Здравствуйте, ребята! (Восходящее движение с1–g1).

Дети. Здравствуйте, учитель! (Нисходящее движение g1- с1)

 

“Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о богатырях. Ребята, а кто такие богатыри? Есть ли отличие богатырей от героев?

Дети. Богатыри – это сильные физически люди, а герой может быть и слабым.

Учитель. В таком случае, все окружающие нас сильные мужчины, порой глупые и злые, богатыри?

Дети. Нет, только добрые люди могут быть богатырями, а герои могут быть и злые…

Учитель. Героем человек может стать один раз в жизни, это поступок, а богатырь – это на всю жизнь, это призвание. Посмотрите на картину художника Васнецова, кто на ней изображен?

Учитель показывает картину Васнецова “Три богатыря”.

Дети. Три богатыря.

Учитель. Здесь все богатыри все сильные?

Давайте попробуем принять позу каждого из богатырей, примерить на себя выражения лица каждого из них.

Воспитанники выполняют задания и, опираясь на свои ощущения, приходят к выводу, что не все богатыри физически сильные. Один – хитроват, другой – спокойный, добрый.”

Учитель. Что вы можете сказать об этом богатыре? Показывает на сильного.

Дети. Этот богатырь сильный.

Учитель. Как зовут этого богатыря?

Дети. Илья Муромец.

Учитель. А что вы можете сказать об этом богатыре? Показывает на Добрыню Никитича.

Дети. Этот богатырь добрый, спокойный.

Учитель. А что значит добрый?

Дети. Всем помогает, совершает добрые поступки (примеры добрых поступков)…

Учитель. Как его зовут?

Дети. Добрыня Никитич.

Учитель. А о чем вам говорит выражение лица третьего богатыря? Показывает на Алешу Поповича.

Дети. Этот богатырь очень хитрый.

Учитель. Ребята, а теперь вслушайтесь в слово “БОГАТЫРЬ”. От какого слова оно произошло?

Дети. Богатый, ходит под богом, богом данный дар и т. д.

Учитель. Богом данный дар! Это очень интересный ответ. Так какой дар дан каждому из этих богатырей?

Каким даром наделен Илья Муромец?

Дети. Илья Муромец наделен силой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторая симфония А. П. Бородина. (Фрагмент).

- слушание;

- определить характер музыки и средства музыкальной выразительности.

 

 

 

 

 

 

Распевание (мимическая гимнастика)

- активизировать певческое дыхание, артикуляционный аппарат, голосовые связки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

“Три парня” Шведская народная песня.

- вокально-хоровая работа.

 

 

 

Итог.

Учитель. Чем богат Добрыня Никитич?

Дети. Добром.

Учитель. Каким даром наделен Алеша Попович?

Дети. Хитростью.

Учитель. А что такое хитрость?

Дети. Умение с помощью ума добиться своего.

Учитель. Значит, Алеша Попович богат умом.

А что важнее для человека из этих трех начал, что есть богатство?

Дети дают разные ответы.

Учитель. Одно добро без силы и ума будет ли действенно? А ум без добра, что несет миру? А что даст сила без добра и ума? Почему?

Версии детей.

Учитель. Только совместное существование этих трех начал делает человека поистине богатым. А какой божественный дар дан тебе? Обратиться к каждому воспитаннику.

Что в тебе – сила или разум? Что в тебе надо сформировать, чтобы ты стал богатым – как Богатырь? Как это надо в себе развивать?

Учитель. А богатый человек материально бывает бедным? А наоборот?

Ответы детей.

Учитель. Художник Васнецов написал картину не для того, чтобы перечислить героев былин, а для того, чтобы обратить наше внимание на важность этих трех начал в каждом из нас.

Учитель. Ребята, а какая должна быть музыка, чтобы мы могли представить себе богатырей?

Дети. Сильная, мужественная, “богатырская”…

Учитель. Послушайте музыку русского композитора А. П. Бородина и скажите, может такая музыка рассказывать о богатырях?

Звучит фрагмент Второй симфонии А. П. Бородина.

Учитель. Может эта музыка рассказывать о богатырях?

Дети. Да.

Учитель. Почему?

Дети. Музыка могучая, сильная, суровая, звучит очень медленно, тяжело, громко, показывая сильных и больших людей, но одновременно и добрая, мягкая.

Учитель. Так кто такие богатыри?

Дети. Богатыри – это защитники нашей Родины, нашей русской земли от разных бед, нападений…

Учитель. А теперь проведем распевание:

- Массаж лица, ушей, носа пальцами.

- Упражнение “Воздушный шарик”: Сделайте медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх (“надуваем шарик”). Задерживаем дыхание, а затем “сдуваем шарик” - выдыхая воздух, говорим: “Ха-ха-ха”. Руки опускаем вниз с остановками. (Выполнить 2 - 3 раза).

- Упражнение “Дровосек”: Сцепите руки в замок. Медленно вдохните через нос, руки поднимите вверх. Задержите дыхание. Резко выдохните через рот со звуком “У”, руки резко опустите вниз, показывая движения топора.

- Пошипим, как разъярённая кошка (ш-ш-ш с показом “когтей”). Покажите, как работает мотор у большой грузовой машины (вибрация губ и низкий звук), а как у игрушечной машинки (вибрация губ с высоким звуком).

- А теперь также с вибрацией губ и движениями руки нарисуем горы. (то восходящее, то нисходящее движение).

- А сейчас прочитаем стихотворение (любое, по желанию воспитанников), проговаривая слова то высоким, то низким голосом по руке.

- Игра “ У бабушки Дарьюшки”. По считалке выбирается ведущий. Все вместе с ведущим пропевают песню, а в конце придумывают любую смешную рожицу. Ведущий выбирает самую смешную. Тот воспитанник становится ведущим.

Учитель. Ребята, мы с вами разучиваем песню “Три парня”. Давайте подумаем: можно ли назвать этих трех парней богатырями?

Дети. Нет, нельзя.

Учитель. Почему?

Дети. Эти три парня глупые и жадные.

Учитель. Продолжим разучивать песню. Сначала просто вспомним текст.

Пение.

Учитель. А теперь будем исполнять каждый куплет в своем темпе и характере: 1 куплет – весело, беззаботно, в спокойном темпе, неторопливо;

2 куплет – восхищенно, радостно, немного быстрее;

3 куплет – очень быстро;

4 куплет – грустно, печально, с болью, очень медленно;

5 куплет – исполнять быстро, с болью;

6 куплет – медленно, поучительно.

Исполнение.

Учитель. Сегодня мы с вами на уроке поговорили о богатырях. О том, что с богатырями мы встречаемся и в музыке, и на картинах, в кино, в литературе. Русский народ восхищается богатырями, их силой, умом и добротой и стремится в искусстве показать это, а также любовь к Родине.

Литература

  1. Программа для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 1. – М.:ВЛАДОС, 2000. – 224с.
  2. Маслова Л.П. Педагогика искусства: теория и практика. – Новосибирск, 2000, - 125с.
  3. Хрестоматия к программе по музыке для общеобразовательной школы: 5 класс. – М.: Просвещение, 1990. – 152с.
  4. Шаталова И.Л. и др. Музыкальное воспитание в школе: Методическое пособие / Департамент образования и науки Администр. обл. ИУУ; ( И.Л. Шаталова, Н.П. Сокольникова, И.И. Островская, Э.М. Ильиных, - Кемерово, 1996. – 75с.
  5. Программы по музыке /Под ред. Д.Б. Кабалевского. – М.: Просвещение, 1985.
  6. Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс. Кассета II.