Образовательно-воспитательная программа профилизации "Мое призвание"

Разделы: Администрирование школы


Пояснительная записка

В утверждённой Министерством  образования РФ Концепции профильного образования говорится: «Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении образования». Однако основа профилизации, несомненно, должна закладываться на I ступени старшей школы, то есть, начиная с 5 класса. Учитывая то, что в раннем возрасте способности ребёнка могут неправильно продиагностированы, а в более позднем — измениться, на ранних этапах обучения профилизация должна быть неглубокой и направлена в основном на развитие тех или иных индивидуальных способностей у детей.
Огромным подспорьем для решения задач профилизации школы, бесспорно, является система дополнительного образования, обладающая немалым образовательным и воспитательным потенциалом.  Образовательный потенциал дополнительного образования   способен сделать обучение в школе личностно-ориентированным, обеспечить вариативность начальной и основной школы. Многие образовательные программы могут стать прямым продолжением базовых программ, существенно углубив их содержание и дав при этом детям актуальные прикладные навыки. Одним словом, дополнительное образование способно улучшить качество школьного образования. Учитывая это, предлагаю образовательно-воспитательную программу  профилизации «Моё призвание», в основе которой лежит комплексное школьное и дополнительное образование.

Цель: создать систему обучения для реализации потребностей учащихся с учётом и индивидуальных и профессиональных наклонностей.

Задачи:

  • достижение выпускниками школы более высокого качества образовательной и профессиональной подготовки;
  • формирование в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности и критического мышления;
  • умение использовать изученные законы развития и функционирования природы и общества для приобретения новых знаний;
  • развитие качеств индивидуальной личности, позволяющей свободно ориентироваться в социуме;
  • усвоение выпускниками нравственных норм, обычаев и традиций, накопленных обществом в труде и быту.

Основное положение

Модель системы профильного обучения  «Моё призвание» строится на принципе внутришкольной дифференциации  и профилизации. Исходя из этого, создаются классы, дающие через систему урочной  деятельности академические знания базисного минимума в рамках базисного учебного плана. Формируются также и группы, где реализуются задачи профильного обучения через специальные элективные курсы и систему дополнительного образования.
Дифференцированное обучение  по  направлениям — это обучение учащихся старших классов средней общеобразовательной школы по различным учебным программам, предусматривающим право и возможность выбора разных профилей образования с учётом личностных интересов и способностей. Профильная дифференциация образования представляет собой логическое продолжение уровневой дифференциации образования учащихся, осуществляемой на  I и II ступени (5-9 классы)  обучения за счёт школьного компонента  учебного плана в различных формах углубления знаний учащихся по отдельным предметам и дополнительного образования с учётом склонностей и интересов.
Данная программа рассчитана на 7 лет и состоит из трёх ступеней с учётом возрастных особенностей детей. ( I —5-7 классы, II—8-9 классы, III— 10-11 классы). Работа ведётся по следующим направлениям:

  • пропедевтика профориентации  и дополнительное образование в младшем звене старшей школы;
  • предпрофильная и профильная подготовка старшеклассников.

I ступень «Истоки» (5-7 класс) предусматривает   развитие индивидуальных способностей учащихся через элективные курсы и систему дополнительного образования.
Во II ступени « В поисках своего призвания» (8-9 класс) обучение носит предпрофильный характер. Для пропедевтики профильного обучения многие предметы изучаются по скорректированным программам, предусматривается введение элективных курсов, развивающих содержание одного из базисных курсов или направленных на удовлетворение познавательных интересов в области деятельности человека.
Профильное обучение закладывается на III ступени «Выбор», когда в учебном плане появляются курсы по выбору, отражающие тип профилизации.

Важнейший принцип работы школы — ориентация на обновление методов обучения, использование эффективных образовательных технологий.

Концепция профильного обучения школы опирается на следующие ресурсы:

  • опыт работы начальной школы по развитию индивидуальных способностей детей через систему занятий кружка  «Олимпионик»;
  • опыт работы школы с  классами повышенного уровня и существующими профильными классами;
  • социальный заказ;
  • кадровый потенциал;
  • материально-техническое обеспечение;
  • развитую систему кружковой работы.

Нормативно-правовое обеспечение

Обеспечение деятельности управляющей системы. Введение в штатное расписание школы должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе или  назначение куратора из членов педагогического коллектива, имеющего следующие функциональные обязанности:

а) организует:

  • психолого-педагогическое обследование учащихся и выявление их наклонностей;
  • разъяснительную  работу среди учащихся и родителей;
  • анкетирование родителей;
  • воспитательную  работу по параллелям;
  • двухразовое питание учащихся I ступени;

 б) осуществляет:

  • выбор направления в обучении детей;
  • подбор и  методическую поддержку педагогов;
  • комплектование содержания программ обучения;
  • маркетинговые функции по организации платных услуг в системе профильной школы;

в) формирует режим работы образовательной системы;
г) курирует вопросы интеграции системы школьного и дополнительного образования;
д) разрабатывает систему отслеживания результатов и Положение о   комплектовании профильных классов.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

1. Работа в режиме экспериментальной программы «Формирование комплексного профильного образования на основе взаимодействия высшей и средней школы, а также дополнительного образования»
2. Взаимодействие с преподавателями высшей школы на основе совместительства в системе дополнительных платных услуг.
3.Преподавание дисциплин развивающего и предпрофильного уровня обеспечить силами своих учителей, преподавателей УПК и работников дополнительного бесплатного обучения.

Материально-техническое обеспечение  совершенствуется за счёт  долевого участия бюджетных средств и средств от дополнительных платных услуг, реализуемых специалистами школы.

Психолого-педагогическое сопровождение процессов профессионального самоопределения обучающихся в профильных классах

Идеология сопровождения состоит в том, чтобы не ограждать ребёнка от трудностей, в частности, трудности выбора, не решать проблемы вместо него, а создавать условия для совершения осознанного,  ответственного и самостоятельного выбора пути и их решения, поэтому психолого-педагогическое сопровождение обучающихся реализуется на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: учителей, классных руководителей, социально-психологической службы школы, организаторов  воспитательного процесса, педагогов дополнительного образования, представителей школьной администрации.

Структура и содержание комплексного профильного образования строится на четырёх учебных основах, включающих общеобразовательное, профильное, элективное содержание и дополнительное образование.

Режим функционирования обучающей модели комплексного предпрофильного образования на I ступени «Истоки»:

  • все виды занятий детей  5-7 классов  регламентируются единым расписанием (в первой половине дня — учебные занятия; во  второй половине — прогулка на свежем воздухе, часы творчества, занятия по интересам);
  • обеспечение детей  двухразовым питанием;
  • включение в режим дня активно-двигательных и физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, оздоровительные часы, соревнования разного уровня, спортивные игры);
  • создание «бесперегрузочной» атмосферы психологического комфорта за счёт психологической службы школы (индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, психологические тренинги для детей, разработка сквозной программы психологической поддержки «Психология общения», семинары для учителей);
  • постоянная смена видов деятельности.

В связи с рекомендациями психологов, пожеланиями родителей и детей, а также кадровыми возможностями школы избрана следующая структура формирования обучающего пространства на I  школьной ступени «Истоки»: 5-е классы сформированы как естественно-математический, художественно-эстетический, этико-правовой и общеобразовательный со здоровьеукрепляющим уклоном, но в профильном аспекте они аккумулируют в информационно-технологический, гуманитарный, социально-экономический и общеобразовательный. Данная модель не постоянна и может меняться в каждом наборе в зависимости от социального заказа.

Пакет  образовательных услуг

5 «А»  естественно-математический класс

Профилирующие предметы: математика, природоведение.

  1. Базовый компонент  полностью
  2. Школьный компонент + 1 математика,  1 информатика
  3. Предмет по выбору:  «Занимательная экология»,
  4. Элективные курсы: «Занимательная математика»
  5. Дополнительное образование: «Юный натуралист» — 2 часа,

5 «Б» художественно-эстетический класс

Профилирующие предметы: литература

  1. Базовый компонент  полностью
  2. Школьный компонент + 1 литература, 1 информатика
  3. Предмет по выбору: «Развитие речи» (риторика)
  4. Элективные курсы: «Математическая шкатулка»
  5. Дополнительное образование «Основы актёрского мастерства» — 2 часа, Танцкласс — 2 часа

5 «В» общеобразовательный со здоровьеукрепляющим уклоном  класс

Профилирующие предметы: физкультура

  1. Базовый компонент  полностью
  2. Школьный компонент + 1 информатика
  3. Час здоровья
  4. Дополнительное образование: «Юный натуралист» — 1 час, «Основы актёрского мастерства» — 2 часа, «Художественная роспись по стеклу» — 1 час.

5 «Г»  этико-правовой класс

Профилирующие предметы: история

  1. Базовый компонент  полностью
  2. Школьный компонент + 1 информатика
  3. Предмет по выбору: «Вокруг тебя мир»
  4. Дополнительное образование: «Основы актёрского мастерства» — 2 часа, «Дорожная азбука» — 2 часа

План работы

по предпрофильной подготовке на 2007-2008 учебный год  (пятая параллель)

№ п/п

Меры предпрофильной ориентации

Сроки проведения

1. Комплектование  пакета образовательных услуг для каждого направления. Оформление документов.

сентябрь

2. Подбор кадров из работников школы для организации дополнительного образования, привлечение педагогов из СЮН, ГАИ.

сентябрь

3. Разработка и утверждение режима работы  образовательной системы «Школьное образование + дополнительное образование»

сентябрь

4. Составление расписания занятий дополнительного образования.

сентябрь

5. Организация 2-хразового питания учащихся

весь год

6. Выпуск информационного буклета «Пятая параллель»

ноябрь

7. Семинар для классных руководителей  «Организация детей в час творчества»

сентябрь

8. Составление общего плана воспитательной работы

каждую четверть

9. Организация психологической диагностики детей.

октябрь-февраль

10. Семинар для классных руководителей «Портфолио» пятиклассника: структура, комплект документов, параметры оценивания, вариант оформления.

октябрь

11. Проведение рейтинговых состязаний по  предпрофильным предметам.

раз в полугодие

12. Конкурс буклетов «Наш класс»

март

13. Ярмарка «Наши достижения»

апрель

14. Анкетирование учащихся и их родителей с целью выявления эффективности работы  образовательной системы «Школьное + дополнительное образование»

апрель-май

15. Круглый стол для учителей, работающих в 5-х классах, «Результаты эксперимента»

май