Путешествие по Стране звуков и орфографии

Разделы: Начальная школа


Оборудование: карта страны “Звукорфии”; предметные картинки, домики Тима и Тома; домики с буквами; магнитная доска и буквы, фишки для звуко-буквенного анализа, касса букв.

Вступление: Сегодня мы отправимся в удивительную страну “Звукорфию” . Там живут звуки и орфограммы, а также прекрасная фея Звукорфия. Но до нее добраться нелегко, нужно пройти большие испытания, знать все о звуках и изученных орфограммах.

Итак, начнем свой путь! (См Рисунок 1)

Рисунок 1

Рисунок 1

I. Дорога звуков

ЗАДАНИЯ

ОТВЕТЫ

1. Мы идем дорогой твердых гласных звуков, назовите их А О У Э Ы
2. Дорога мягких гласных. Назовите их. Я Ё Ю Е И
3. Дорога самых звонких согласных. Н М Л Р Й
4. Парные звонкие, глухие Б В Г Д З Ж

П Ф К Т С Ш

5. Непарные глухие Ц Х Ч Щ
6. Очень тихая дорога, нельзя шуметь, не произносим ни звука. Почему? Ъ Ь

II. Ворота страны “Звукорфии”

Дошли до ворот города звуков, но они закрыты во множество замков. А чтобы их открыть, нужно правильно ответить на вопрос.

Задание. Расскажите все о звуках О, И, Е, Л, Г, Ч, Ш. Примерный ответ:

О – гласный, обозначает твердость согласного.

Е – гласный, обозначает мягкость согласного и дает два звука:

1) в начале слова

2) после гласных

3) после разделительного Ъ и Ь

Л – согласный, может быть твердым и мягким, звонкий

Ч – согласный, только мягкий, глухой.

Ш – согласный, только твердый, парный глухой

Ну вот, ворота открыты. И заходим в город звуков.

III. Город звуков.

1. Вот первые домики. Но почему звуки там плачут? Говорят, что звуки лишние у них. Помогите их убрать.

Лишний звук – И, потому что здесь все твердые гласные, а И – мягкая.
Лишний звук – И, потому что здесь все йотированные гласные
Лишний звук – В, потому что здесь только звонкие согласные, а В – парная звонкая
Лишний звук – Х, потому что здесь парные глухие, а Х – только глухой
Лишний звук - С, потому что здесь только твердые согласные, а С может быть и твердым и мягким.
Лишний звук – Ш, потому что здесь только мягкие согласные, а Ш – только твердый.

Помогли, молодцы! Дальше идем.

2. Здесь живут животные и растут фрукты. Расскажите, что их объединяет? Чем они похожи, а чем отличаются?

1. Домашние животные, детеныши.

2. Е, Ё – обозначают мягкость согласных, но в слове “ягнёнок” в букве “Я” два звука.

1. Дикие животные.

2. Я, Ё – обозначают два звука,

Ж, Ц – только твердые согласные.

1. Фрукты.

2. В слове “яблоко” Я – обозначает два звука, а в слове “вишня” обозначает мягкость согласного, один звук.

3. А кто живет в этих красивых домиках? Это Тим и Том (см Рисунок 2)

Рисунок 2

Рисунок 2

- Найдите, где мы. Мы читаем слоги и слова, вы показываете кружочки.

Тим – зеленый, Том – синий.

Ра, ря, ну, ню, го, гё, ме, мо.

Люба, Луша, рад, ряд, руки, брюки, мел, мёл.

Тим: ря, ню, гё, ме, Люба, ряд, брюки, мел, мёл.

Том – ра, ну, го, мо, Луша, рад, руки

4. Дошли и до дворца “Звуко-буквенного анализа” (см Рисунок 3).

Рисунок 3

Рисунок 3

Проводим звуко-буквенный анализ слова “Жучка” (См. Приложение 1).

Обычный фонетический разбор

Фонетический разбор с помощью цветных фишек

Жучка – 5 звуков, 5 букв, 2 слога.

Ж [ж] – согл., всегда тверд., пар. зв.

У [у] – гласный, ударный

Ч [ч] – согл., всегда мягк., глух.

К [к] – согл., тверд., парн. глух.

А [а] – гласн., безударн.

Жучка – 5,5,2

Ж –

У –

Ч –

К –

А –

Молодцы! Мы покидаем город звуков.

IV. Город орфограмм

  1. Впереди “Подземелье злых ошибок” (См. Рисунок 4).

Рисунок 4

Рисунок 4

    Чтобы сюда не упасть, нужно найти и исправить все ошибки в словах. В чем причина этих ошибок?

    Задание

    Ответ

    Рощя, тащю, чюлок, машына, чяйник, галя, мурка, жыл Роща, тащу, чулок, машина, чайник, Галя, Мурка, жил.

    Ч, Щ – всегда мягкие, поэтому слышится ЧЯ, ЩЯ, ЧЮ, ЩЮ.

    Ж, Ш – всегда твердые, поэтому слышится ЖЫ, ШЫ.

  1. Переходим мостик из предложений. Задание: найти в предложении все орфограммы.
  2. Отец сыну Коле купил новые лыжи и часы.

  3. Чтобы обойти следующий домик, который стоит на нашей дороге (См. Рисунок 5), нужно по картинкам составить рассказ.
  4. Почему именно эти картинки? (Правильный ответ: в этих словах есть орфограммы - ча, ща, чу, щу, жи, ши, имя человека).

    Рисунок 5

    Рисунок 5

  5. Дошли до дворца феи Звукорфии (См. Рисунок 6).

Рисунок 6

Рисунок 6

Фею охраняют звери (См. Рисунок 7). Чтобы пройти, нужно убрать лишнего зверя, а то он не пропустит (Правильный ответ: волк, потому что в слове нет Ь)

Рисунок 7

Рисунок 7

1) Фея дает нам задание: загадки, стихи. Проверяет, достойны ли мы жить в этой стране “Звукорфии”.

- Отгадай загадки, отгадки запиши и подчеркни орфограммы.

Загадки

Отгадки

Идут, бегут,

А с места не сойдут.

Часы
Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут …

…мыши
Не шит, не кроен,

А на ниточке сборен.

Чулки
У нее во рту пила,

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котел попала.

Щука
Мы – проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы.

В дождь лежим,

В снег бежим,

Уж такой у нас режим.

Лыжи
В воде купался, а сух остался. Гусь

2) А теперь прочитаем стихи, посвященные орфограммам.

1. Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
- приходите все на чай!
Сколько чаек, отвечай!

2. Щука в озере жила,
Щеткой дно она мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.

3. Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши,
Отраженья в нем живут:
Тучи в озере плывут,
Бор сосновый, как живой,
Дремлет книзу головой.

Во всех этих стихах есть такие орфограммы. Давайте их прочитаем.

В сочетаниях ЖИ-ШИ
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ЧА-ЩА
Пишем только букву А!
В сочетаниях ЧУ-ЩУ
Пишут только букву У!

Сегодня мы путешествовали по стране звуков и орфограмм. Следующее наше путешествие будет по другим орфограммам.