Оборудование: карта страны “Звукорфии”; предметные картинки, домики Тима и Тома; домики с буквами; магнитная доска и буквы, фишки для звуко-буквенного анализа, касса букв.
Вступление: Сегодня мы отправимся в удивительную страну “Звукорфию” . Там живут звуки и орфограммы, а также прекрасная фея Звукорфия. Но до нее добраться нелегко, нужно пройти большие испытания, знать все о звуках и изученных орфограммах.
Итак, начнем свой путь! (См Рисунок 1)
Рисунок 1
I. Дорога звуков
ЗАДАНИЯ |
ОТВЕТЫ |
1. Мы идем дорогой твердых гласных звуков, назовите их | А О У Э Ы |
2. Дорога мягких гласных. Назовите их. | Я Ё Ю Е И |
3. Дорога самых звонких согласных. | Н М Л Р Й |
4. Парные звонкие, глухие | Б В Г Д З Ж П Ф К Т С Ш |
5. Непарные глухие | Ц Х Ч Щ |
6. Очень тихая дорога, нельзя шуметь, не произносим ни звука. Почему? | Ъ Ь |
II. Ворота страны “Звукорфии”
Дошли до ворот города звуков, но они закрыты во множество замков. А чтобы их открыть, нужно правильно ответить на вопрос.
Задание. Расскажите все о звуках О, И, Е, Л, Г, Ч, Ш. | Примерный ответ: О – гласный, обозначает твердость согласного. Е – гласный, обозначает мягкость согласного и дает два звука: 1) в начале слова 2) после гласных 3) после разделительного Ъ и Ь Л – согласный, может быть твердым и мягким, звонкий Ч – согласный, только мягкий, глухой. Ш – согласный, только твердый, парный глухой |
Ну вот, ворота открыты. И заходим в город звуков.
III. Город звуков.
1. Вот первые домики. Но почему звуки там плачут? Говорят, что звуки лишние у них. Помогите их убрать.
Лишний звук – И, потому что здесь все твердые гласные, а И – мягкая. | |
Лишний звук – И, потому что здесь все йотированные гласные | |
Лишний звук – В, потому что здесь только звонкие согласные, а В – парная звонкая | |
Лишний звук – Х, потому что здесь парные глухие, а Х – только глухой | |
Лишний звук - С, потому что здесь только твердые согласные, а С может быть и твердым и мягким. | |
Лишний звук – Ш, потому что здесь только мягкие согласные, а Ш – только твердый. |
Помогли, молодцы! Дальше идем.
2. Здесь живут животные и растут фрукты. Расскажите, что их объединяет? Чем они похожи, а чем отличаются?
1. Домашние животные, детеныши. 2. Е, Ё – обозначают мягкость согласных, но в слове “ягнёнок” в букве “Я” два звука. |
|
1. Дикие животные. 2. Я, Ё – обозначают два звука, Ж, Ц – только твердые согласные. |
|
1. Фрукты. 2. В слове “яблоко” Я – обозначает два звука, а в слове “вишня” обозначает мягкость согласного, один звук. |
3. А кто живет в этих красивых домиках? Это Тим и Том (см Рисунок 2)
Рисунок 2
- Найдите, где мы. Мы читаем слоги и слова, вы показываете кружочки.
Тим – зеленый, Том – синий.
Ра, ря, ну, ню, го, гё, ме, мо. Люба, Луша, рад, ряд, руки, брюки, мел, мёл. |
Тим: ря, ню, гё, ме, Люба, ряд, брюки, мел,
мёл. Том – ра, ну, го, мо, Луша, рад, руки |
4. Дошли и до дворца “Звуко-буквенного анализа” (см Рисунок 3).
Рисунок 3
Проводим звуко-буквенный анализ слова “Жучка” (См. Приложение 1).
Обычный фонетический разбор |
Фонетический разбор с помощью цветных фишек |
Жучка – 5 звуков, 5 букв, 2 слога. Ж [ж] – согл., всегда тверд., пар. зв. У [у] – гласный, ударный Ч [ч] – согл., всегда мягк., глух. К [к] – согл., тверд., парн. глух. А [а] – гласн., безударн. |
Жучка – 5,5,2 Ж – У – Ч – К – А – |
Молодцы! Мы покидаем город звуков.
IV. Город орфограмм
- Впереди “Подземелье злых ошибок” (См. Рисунок 4).
Рисунок 4
- Переходим мостик из предложений. Задание: найти в предложении все орфограммы.
- Чтобы обойти следующий домик, который стоит на нашей дороге (См. Рисунок 5), нужно по картинкам составить рассказ.
- Дошли до дворца феи Звукорфии (См. Рисунок 6).
Чтобы сюда не упасть, нужно найти и исправить все ошибки в словах. В чем причина этих ошибок?
Задание |
Ответ |
Рощя, тащю, чюлок, машына, чяйник, галя, мурка, жыл | Роща, тащу, чулок, машина,
чайник, Галя, Мурка, жил. Ч, Щ – всегда мягкие, поэтому слышится ЧЯ, ЩЯ, ЧЮ, ЩЮ. Ж, Ш – всегда твердые, поэтому слышится ЖЫ, ШЫ. |
Отец сыну Коле купил новые лыжи и часы.
Почему именно эти картинки? (Правильный ответ: в этих словах есть орфограммы - ча, ща, чу, щу, жи, ши, имя человека).
Рисунок 5
Рисунок 6
Фею охраняют звери (См. Рисунок 7). Чтобы пройти, нужно убрать лишнего зверя, а то он не пропустит (Правильный ответ: волк, потому что в слове нет Ь)
Рисунок 7
1) Фея дает нам задание: загадки, стихи. Проверяет, достойны ли мы жить в этой стране “Звукорфии”.
- Отгадай загадки, отгадки запиши и подчеркни орфограммы.
Загадки |
Отгадки |
Идут, бегут, А с места не сойдут. |
Часы |
Кот живет у нас на крыше, А в чулане живут … |
…мыши |
Не шит, не кроен, А на ниточке сборен. |
Чулки |
У нее во рту пила, Под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, А теперь в котел попала. |
Щука |
Мы – проворные сестрицы, Быстро бегать мастерицы. В дождь лежим, В снег бежим, Уж такой у нас режим. |
Лыжи |
В воде купался, а сух остался. | Гусь |
2) А теперь прочитаем стихи, посвященные орфограммам.
1. Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
- приходите все на чай!
Сколько чаек, отвечай!2. Щука в озере жила,
Щеткой дно она мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.3. Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши,
Отраженья в нем живут:
Тучи в озере плывут,
Бор сосновый, как живой,
Дремлет книзу головой.
Во всех этих стихах есть такие орфограммы. Давайте их прочитаем.
В сочетаниях ЖИ-ШИ
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ЧА-ЩА
Пишем только букву А!
В сочетаниях ЧУ-ЩУ
Пишут только букву У!
Сегодня мы путешествовали по стране звуков и орфограмм. Следующее наше путешествие будет по другим орфограммам.