Повторительно-обобщающий урок "Россия в первой четверти XVIII в. Петровские преобразования"

Разделы: История и обществознание


Урок проходит в форме игры. На доске игровое поле – квадрат из 25 клеток. Каждая команда выбирает направление и задание, при этом старается набрать как можно больше баллов. Если команда не может ответить, то такое право предоставляется другим.

Цель: повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы.

I. Войны и походы

  1. По приказу Карла XII в Европе была выпущена медаль с надписью «Исшед вон, плакася горько». Какому событию она была посвящена? (1 балл) (Поражению русских под Нарвой).
  2. После взятия этой крепости русские стали контролировать все устье Невы. Назовите эту крепость? (2 балла) (Ниешанц)
  3. «Зело крепок был сей орех, однако слава богу, счастливо был разгрызен» О какой победе в ходе Северной войны идет речь? (3 балла) (Взятие крепости Орешек)
  4. Взятие этого «ключа» было ознаменовано военным парадом? О каком ключе идет речь? (4 балла) (Взятие Шлиссельбурга)
  5. Сражение у д. Лесной Петр I назвал матерью Полтавской баталии, а какое событие можно назвать отцом Полтавской битвы? (5 баллов) (Разорение Батурина)

II. Преобразования в экономике

  1. Чтобы пополнять казну Петр I учредил новую должность. Назовите ее (1 балл) (Прибыльщик)
  2. Как называют создание максимально выгодных условий для отечественных производителей (2 балла) (Протекционизм)
  3. Политика поощрения вывоза товаров за границу и ввоза оттуда денег (3 балла) (Меркантелизм)
  4. Где в России открылась первая биржа? (4 балла) (В Санкт-Петербурге, в 1703 г.)
  5. Их покупатели специально для работы на заводах и вместе с ними. Как их называли? (5 баллов) (Посессионные крестьяне)

III. Персоналии

  1. Под какой фамилией Петр I отправился в Великое посольство и осваивал корабельное дело в Голландии? (1 балл) (Бомбардир Петр Михайлов)
  2. Этот сподвижник Петра I был воеводой и губернатором: управлял Финляндией, был начальником Адмиралтейского приказа и главнокомандующим флотом (2 балла) (Ф.М. Апраксин)
  3. Именно для него предназначал Петр I, придуманный им, антиорден Иуды. Кто он? (3 балла) (Гетман Мазепа)
  4. До конца своих дней сохранил репутацию неподкупного, чем заслужил расположение к себе царя: хотя имел прямое касательство к материальным ценностям, никто никогда не заподозрил его в казнокрадстве; он руководил Преображенским приказом, который занимался политическим сыском (4 балла) (Ф.Ю. Ромодановский)
  5. В 1721 году Россия и Швеция заключили Ништадтский мир. Один из пунктов договора предусматривал взаимный обмен пленными. Петр I в шутку говорил, что выполнить этот пункт ему будет непросто. Кого он имел в виду? (5 баллов) (Среди пленных была Марта Скавронская, будущая императрица Екатерина I)

IV. Преобразования в быту

  1. Как при Петре I назывались общественные собрания? (1 балл) (Ассамблея)
  2. 300 лет назад это стали начинать от Василия Великого, а не от Симеонова дня (2 балла) (До Петра I новый год на Руси встречали в день Симеона – летопроводца 1 сентября. 1700 год россияне встречали в Васильев день по царскому велению)
  3. Кого при Петре I называли пенсионерами (3 балла) (Дворян, которые поехали за казенный счет учится за границу)
  4. С 1703 по 1728 г. в Москве строили только деревянные здания. Почему? С чем это связано? (4 балла) (В это время действовал указ Петра I, запрещавший строить Каменные здания где-либо, кроме Петербурга)
  5. В России времен Петра I только три человека имели эту привилегию: Губернатор Московской Губернии Тихон Стрешнев в силу хорошего отношения со стороны царя, боярин Черкасский из уважения к его преклонным годам и патриарх в силу его сана. Что же за привилегию имели эти люди? (5 баллов) (Все трое имели право носить бороду без уплаты соответствующей пошлины)

V. Преобразования в армии

  1. Так назывались первые воинские подразделения, созданные Петром I (1 балл) (Потешные полки)
  2. Этот город стал местом рождения русского военного флота. Назовите его. (2 балла) (Воронеж)
  3. В русской армии они были введены в 1700 г. и поначалу украшали лишь одно левое плечо о чем идет речь? (3 балла) (Погоны. С 1802 г. их стали носить на обоих плечах)
  4. В современной армии это гранатометчик. А раньше? (4 балла) (Гренадер)
  5. Помимо возрастных, медицинских и «юридических» ограничений при системе рекрутских наборов внимание обращалось еще и на это. О чем идет речь? (5 баллов) (Рекрут не должен быть увечным, не опорочен преступлением и не дураком)

Проводятся итоги игры и награждаются победители.

Рефлексия:

  • Урок понравился …
  • Урок не понравился …
  • Я бы сделал так …

Литература:

  1. Драхлер А.Б. «Отечественная история с древнейших времен до наших дней» М.Владос 2001
  2. Федорчук И.А. «История. Интеллектуальные игры для школьников» Ярославль Академия развития 2006