Урок проходит в форме игры. На доске игровое поле – квадрат из 25 клеток. Каждая команда выбирает направление и задание, при этом старается набрать как можно больше баллов. Если команда не может ответить, то такое право предоставляется другим.
Цель: повторить и обобщить знания, полученные при изучении темы.
I. Войны и походы
- По приказу Карла XII в Европе была выпущена медаль с надписью «Исшед вон, плакася горько». Какому событию она была посвящена? (1 балл) (Поражению русских под Нарвой).
- После взятия этой крепости русские стали контролировать все устье Невы. Назовите эту крепость? (2 балла) (Ниешанц)
- «Зело крепок был сей орех, однако слава богу, счастливо был разгрызен» О какой победе в ходе Северной войны идет речь? (3 балла) (Взятие крепости Орешек)
- Взятие этого «ключа» было ознаменовано военным парадом? О каком ключе идет речь? (4 балла) (Взятие Шлиссельбурга)
- Сражение у д. Лесной Петр I назвал матерью Полтавской баталии, а какое событие можно назвать отцом Полтавской битвы? (5 баллов) (Разорение Батурина)
II. Преобразования в экономике
- Чтобы пополнять казну Петр I учредил новую должность. Назовите ее (1 балл) (Прибыльщик)
- Как называют создание максимально выгодных условий для отечественных производителей (2 балла) (Протекционизм)
- Политика поощрения вывоза товаров за границу и ввоза оттуда денег (3 балла) (Меркантелизм)
- Где в России открылась первая биржа? (4 балла) (В Санкт-Петербурге, в 1703 г.)
- Их покупатели специально для работы на заводах и вместе с ними. Как их называли? (5 баллов) (Посессионные крестьяне)
III. Персоналии
- Под какой фамилией Петр I отправился в Великое посольство и осваивал корабельное дело в Голландии? (1 балл) (Бомбардир Петр Михайлов)
- Этот сподвижник Петра I был воеводой и губернатором: управлял Финляндией, был начальником Адмиралтейского приказа и главнокомандующим флотом (2 балла) (Ф.М. Апраксин)
- Именно для него предназначал Петр I, придуманный им, антиорден Иуды. Кто он? (3 балла) (Гетман Мазепа)
- До конца своих дней сохранил репутацию неподкупного, чем заслужил расположение к себе царя: хотя имел прямое касательство к материальным ценностям, никто никогда не заподозрил его в казнокрадстве; он руководил Преображенским приказом, который занимался политическим сыском (4 балла) (Ф.Ю. Ромодановский)
- В 1721 году Россия и Швеция заключили Ништадтский мир. Один из пунктов договора предусматривал взаимный обмен пленными. Петр I в шутку говорил, что выполнить этот пункт ему будет непросто. Кого он имел в виду? (5 баллов) (Среди пленных была Марта Скавронская, будущая императрица Екатерина I)
IV. Преобразования в быту
- Как при Петре I назывались общественные собрания? (1 балл) (Ассамблея)
- 300 лет назад это стали начинать от Василия Великого, а не от Симеонова дня (2 балла) (До Петра I новый год на Руси встречали в день Симеона – летопроводца 1 сентября. 1700 год россияне встречали в Васильев день по царскому велению)
- Кого при Петре I называли пенсионерами (3 балла) (Дворян, которые поехали за казенный счет учится за границу)
- С 1703 по 1728 г. в Москве строили только деревянные здания. Почему? С чем это связано? (4 балла) (В это время действовал указ Петра I, запрещавший строить Каменные здания где-либо, кроме Петербурга)
- В России времен Петра I только три человека имели эту привилегию: Губернатор Московской Губернии Тихон Стрешнев в силу хорошего отношения со стороны царя, боярин Черкасский из уважения к его преклонным годам и патриарх в силу его сана. Что же за привилегию имели эти люди? (5 баллов) (Все трое имели право носить бороду без уплаты соответствующей пошлины)
V. Преобразования в армии
- Так назывались первые воинские подразделения, созданные Петром I (1 балл) (Потешные полки)
- Этот город стал местом рождения русского военного флота. Назовите его. (2 балла) (Воронеж)
- В русской армии они были введены в 1700 г. и поначалу украшали лишь одно левое плечо о чем идет речь? (3 балла) (Погоны. С 1802 г. их стали носить на обоих плечах)
- В современной армии это гранатометчик. А раньше? (4 балла) (Гренадер)
- Помимо возрастных, медицинских и «юридических» ограничений при системе рекрутских наборов внимание обращалось еще и на это. О чем идет речь? (5 баллов) (Рекрут не должен быть увечным, не опорочен преступлением и не дураком)
Проводятся итоги игры и награждаются победители.
Рефлексия:
- Урок понравился …
- Урок не понравился …
- Я бы сделал так …
Литература:
- Драхлер А.Б. «Отечественная история с древнейших времен до наших дней» М.Владос 2001
- Федорчук И.А. «История. Интеллектуальные игры для школьников» Ярославль Академия развития 2006