Урок математики в 1-м классе. Решение логических задач "В гостях у гномов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Активизировать познавательный интерес младших школьников к изучению математики.
  2. Познакомить обучающихся с различными логическими задачами, научить определённым правилам их решения, использованию рисунков, схем, графических изображений.
  3. Формировать способности мыслить последовательно, по законам логики.
  4. Развивать внимание, смекалку, быстроту мышления.
  5. Воспитывать в детях умение работать в парах, аргументировано доказывать и делать выводы.

Оборудование:

  • иллюстрации,
  • индивидуальные листы,
  • цветные карандаши,
  • ручки.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На этом уроке мы побываем с вами в сказочной стране, где живут гномы. Эти маленькие существа очень любят математику. Ведь математика – царица всех наук, и тот, кто занимается ею, сможет не только считать и решать задачи, но и станет находчивым, сообразительным, научиться логически мыслить и находить выход из любой ситуации.

Сегодня вы отправитесь со мной в пещеры гномов под горой.
Тут сотни лет, друзья, живет народ трудолюбивый.
Такие вещи создаёт, глядишь-даёшься диву.
Но у малюток – мастеров порой и так случается.
Загадки цифр, задачи никак не разрешаются.
Давайте поможем им скорей, беритесь за дело веселей!

2. Задание на внимание. (Рисунок 1) (Рисунок на доске и на листках)

Гномы куют за кувшином кувшин
Их 5 штук заказали,
Но среди них есть волшебный один,
Только его потеряли.
Вот все кувшины расставили тут.
Только волшебный никак не найдут.
Ты им помочь постарайся, где тот кувшин, догадайся.

- Ребята, посмотрите внимательно на рисунок, найдите “лишний”. Объясните свой выбор. (У “лишнего” кувшина 2 ручки, а у остальных по одной.)

-Ваша внимательность и наблюдательность помогли гномам. Эти качества помогут вам решить и другие задачи и задания гномов.

Рисунок 1.

3. Решение задач про гномов.

Задача 1. (Коллективная работа)

В одном домике живет 2 гнома, а в другом 3 гнома. Сколько гномов живёт в двух домах?

- Объясните, как вы решили эту задачу?

- Какое решение можно записать? (2+3=5)

Задача 2. (Коллективная работа)

Гномы: Бим, Бом, Бам жили в разных домах (Рисунок 2). Один дом с окном и без трубы, второй с окном и трубой, третий без окна и с трубой. Бим и Бам живут в домике с трубой, а Бам и Бом живут в домике с окном. В каком домике живёт каждый гном?

-Можно ли ко второй задаче составить выражение. Почему? (Нет числовых данных)

Это логическая задача. Чтобы решить её, мы с вами будем рассуждать, и каждый шаг решения отмечать на рисунке с помощью стрелок.

- О каком гноме в условии задачи больше данных? (О Баме)

- Что мы знаем о Баме? ( Его дом с трубой и окном, значит это дом №2)

- Что мы знаем о Биме? (Его дом с трубой, значит это дом №1)

- Что мы знаем о Боме? (Его дом с окном, значит это дом №3)

Вывод:

- Что помогло решить нам задачу? (Рисунок.)

- Как мы решили задачу? (С помощью рисунка, рассуждения)

Рисунок 2.

Физминутка.

Задача 3. (Работа в парах. Необходимо решить задачу, придя к единому верному решению.)

Бом выше Бима, Бим выше Бама. Кто из гномов выше всех? ( Бом)

- Изобразите решение этой задачи в виде отрезков. Рост гномов отмечайте отрезками.

-Объясните свой ответ.

(Если Бом выше Бима, значит Бим ниже Бома. Если Бим выше Бама, значит Бам ниже Бима. Выше всех Бом.)

Задача 4. (Коллективная работа.)

У гномов есть колпаки: синий, красный и зелёный. У Бима не зелёный. У Бама не зелёный и не красный, у Бома не красный. Какой колпачок у каждого гнома?

- Закончите мои высказывания:

  1. Если у Бима не зелёный колпак, то он может быть…(красным или синим)
  2. Если у Бама не зелёный и не красный, то он… (Синий)
  3. Если у Бома не красный, то он может быть …(Зелёным, потому что синий у Бама.)
  4. Если у Бама не зелёный, то у него …. (Красный)

Вывод: У Бама – синий, у Бима – красный, у Бома – зелёный.

- Раскрасьте штанишки.

Задача 5. (Работа в парах) (Рисунок 3)

Белоснежка сшила для гномов штанишки: красные, жёлтые, зелёные, положила их в коробочки и на крышках приклеила кружочки такого же цвета, как и штанишки. Но напутала. Цвет кружков не соответствует цвету штанишек. Узнайте, какие штанишки лежат в каждой коробке. Раскрасьте штанишки гномам.

Жёлтые
Зелёные или красные.
Зелёные
Бим Бом Бам

Проверка решения. Демонстрация на доске.

- Объясните ход выполнения решения задачи, используя слова “если не…то”.

(Ответ: Если у Бома не красные и не зелёные штанишки. Значит у него жёлтые. Если у Бима не жёлтые, то у него или красные, или зелёные. Если у Бама не зелёные, значит у него красные. Тогда у Бима – зелёные.)

(Рисунок 3)

Физминутка.

Задача 6. (Работа в парах) Гномики любят играть фишками красного, синего, черного и зелёного цвета. Расположите фишки в игровом поле так, чтобы вертикальном и горизонтальном ряду фишки одного цвета не повторялись.

-Подумайте первый шаг. Вы начнёте выкладывать сразу все фишки или сначала расставите фишки одного цвета, затем другого и т. д.

-Попробуйте оба способа. Какой способ лучше?

       
       
       
       

Проверка. Пары показывают разные способы на доске.

Задача 7. Гномы приготовили вам последнее задание.

- Посмотрите внимательно на первое и второе поле и узнайте, какое слово зашифровано?

3   5
  4  
1 6 4
г   к
  о  
л а и

Ответ: логика

Ребята! Гномы советуют развивать логику, т.е. умение рассуждать и анализировать. Тогда вы справитесь с любой задачей.

5. Итог урока.

Вот и закончилось наше путешествие в сказочную страну гномов.

Сегодня мы учились с вами решать логические задачи.

- Что помогло нам решить эти задачи?

- Какая задача для вас была самой сложной? Самой интересной?

6. Домашнее задание.

Гномики подарили вам рисунки. На них изображена птица (Рисунок 4), которая держит в клюве ключик. Этот ключик непростой, а математический. Он поможет открыть вам тайны страны Математики. Гномы уверены, что вы сможете раскрасить картинки. Для этого вам нужно сосчитать и выбрать нужный цвет.

Рисунок 4.