Конспект занятия по формированию основ правового сознания у детей старшего дошкольного возраста. Из серии "Ваше право" — "Когда тебя обижают"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи:

  1. Формировать у детей понятие “право на безопасные условия жизни”, через ознакомление детей с рассказом К. Ушинского “Сила не право”.
  2. Помочь осмыслить тезис “Обижают – значит, нарушают твои права”.
  3. Учить рассуждать на заданную проблему: “Что ты будешь делать, если тебя обижают?”
  4. Развивать грамматический строй речи, умение дискуссировать.
  5. Ввести в активный словарь детей понятия: “безопасные условия”, “нарушения прав”, “нанесение обиды”, “откровение”.

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказа К. Ушинского “Сила не право”.
  2. Рассматривание иллюстраций, картинок к ситуациям из реальной жизни.
  3. Настольно-дидактическая игра “Что такое хорошо и что такое плохо”.
  4. Оформление новой статьи (в рисунках) конвенции о правах ребенка “Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому обращению”.

Материал и оборудование:

  1. Вывеска “Ваше право”.
  2. Видеоматериал “Говорят дети”.
  3. Символы “Поступаю правильно”.
  4. Металлофон – музыкальная игрушка, микрофон, маска.

Ход занятия

В группу, оборудованную под телестудию с вывеской “Ваше право”, приходят дети. Детей встречают ведущие программы: психолог и педагог группы.

Ведущий: Мы рады приветствовать вас на передаче “Ваше право”. Вот наши соседи, давайте представимся.

Игра “Знакомство” (передавая микрофон друг другу, дети называют сой имя)

Ведущий: Тема нашей сегодняшней встречи: “Что ты будешь делать, если тебя обижают?”.

Давайте послушаем наших гостей. Предлагаю просмотреть видеоматериал, где задаются ситуации для разрешения проблемы.

Ситуация 1. Маленькая девочка Таня играла в саду со своей любимой куклой. Неожиданно к ней подбежал её брат, Митя, и выхватил куклу. Сел на своего коня (палку) и “ускакал”. Таня стояла и плакала.

Ситуация 2. Сережа увидел в саду весело играющего Митю, который браво “скакал на коне” с куклой в руках, и подумал: “Сейчас отниму куклу у Мити, посажу её в свою машину, и буду катать по дорожке”. Он отнял у Мити куклу и еще прихватил его “коня”. Митя побежал жаловаться отцу.

Ситуация 3. У отца была дочь и два сына. Стоял солнечный день: Таня играла своей куклой, Митя “скакал на коне”, Сережа играл большим, новым самосвалом. Не понятно, отчего Мите захотелось отнять куклу у Тани, а Сереже понадобилась кукла и конь Мити. Все произошло быстро. И вот Митя бежит к отцу с жалобой, а отец видел все. Интересно, что он сказал Мите?

Ведущий: Дорогие участники нашей передачи, вы услышали три истории из жизни наших героев, сейчас вам предстоит исправить ситуации в позицию “хорошо”, советами или действиями. Как бы вы поступили тогда, когда вам наносят обиду. А я в это время буду фиксировать ваши ответы и пожелания символами.

Соседи (дети) принимают участие в обсуждении каждой ситуации, отмечая, что, к сожалению, право на безопасность жизни нарушают не только незнакомцы, но и близкие люди. Приходим к выводу, что сила не дает права обижать других.

Ведущий: Предлагаю вам, нашим соседям, перейти в зал, где ждет встречи с нами “маска откровения”. Дети проходят в другую часть групповой комнаты, где спиной к ним сидит (стоит) ребенок в маске.

Ведущий: Сейчас мы поиграем с вами в игру “Узнай меня маска”. Вы поочередно будете подходить к “маске” со спины и произносить слова “Узнаешь меня?”, если “маска” узнала, говорит: “Я узнал тебя – ты…”

Ведущий: Что-ж, пора выслушать историю “маски откровения”

“Маска откровения”: У нас во дворе всегда было спокойно: старушки сидели на скамеечке, старики играли в домино под старым кленом, малыши резвились в песочнице, а по вечерам мы, ребята постарше, собирались во дворе, играли или просто разговаривали о многих интересных вещах. Однажды в нашем дворе появились чужие мальчишки, которые старше нас. Откуда они пришли, никто не знал. Каждый раз эти ребята обижали того, кто попадался на их пути, они ругались плохими словами, дразнили, отнимали игрушки, сладости, а то и били нас. Однажды я не выдержал и дал сдачи одному из хулиганов. После этого они стали постоянно меня преследовать, избивали, когда я был один, угрожали. Мои друзья их боятся и поэтому не защищают меня. Я не знаю, как быть, как поступить в этой ситуации. Подскажите, что делать?

Ведущий: Пожалуйста, дорогие соседи предлагайте свои варианты помощи.

Соседи: Поделиться с родителями, подружиться и организовать футбольный клуб и т.д.

Ведущий: как хорошо, что рядом с нами есть люди, которые приходят нам на помощь. Нанесение обиды, жестокое обращение – это нарушение права любого ребенка на безопасные условия жизни. Теперь мы знаем, что же можно сделать в данной ситуации: защитить себя самому, обратиться за помощью к родителям, другим родственникам, воспитателю в детском саду, родителям своих друзей, к хорошим соседям, в милицию. Спасибо за участие в нашей передаче, успехов вам в разрешении подобных ситуаций.

Приложение

Рассказ К. Ушинского “Сила не право”.

Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры, Тани, куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала.

Выбежал из дому старший брат Мити, Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь.

Митя побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел.

Что сказал Мите отец?

Настольно-дидактическая игра “Что такое хорошо и что такое плохо?”

Цель: Введение ребенка в проблематику взаимоотношений между сверстниками. Уточнение и закрепление полученных представлений через работу с наглядным материалом.

Описание: Перед детьми набор картинок с разными ситуациями из реальной жизни, например: дети, играют в песочнице. К ней предлагаются две с разным описанием: мальчик, отбирающий ведерко с совочком, при этом с радостным выражением лица и мальчик, организатор новой игры с песком.

Ребенку предстоит выбрать нужную, на его взгляд, картинку и аргументировать свой выбор с точки зрения “хорошо - плохо” и почему?