1 ученик.
Мы бежим быстрее ветра.
Кто ответит, почему?
2 ученик.
Ваня прыгнул на 2 метра.
Кто ответит, почему?
3 ученик.
Ира плавает, как рыба.
Кто ответит, почему?
4 ученик.
Может мостик сделать Слава,
По канату лезу я
Вместе. Потому что с физкультурой
Мы – давнишние друзья.
Ход собрания
Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о пользе физкультуры и спорта для здоровья.
Все знают, что здоровье человека во многом зависит от разумного, бережного отношения к нему в детстве и юности. Человек может многое восполнить из того, что недодала ему природа, закаляя свой организм и повышая его выносливость. Но в то же время может стать и расточителем своего здоровья, относясь к себе бездумно, ведя неправильный образ жизни. Поэтому, важнейшая обязанность родителей - привить ребятам навыки сохранения и укрепления своего здоровья. Ко всем можно отнести слова академика Быкова: “Беда наша в том, что мы впервые задумываемся о своём здоровье только в том случае, когда уже “поломан механизм, и нужно думать о его починке”.
Многие исследователи с тревогой отмечают, что с приходом детей в школу наступает резкое уменьшение их двигательной активности. Понятно, что учебные занятия в школе и дома требуют усидчивости, но это не означает, что весь образ жизни ребёнка должен стать “сидячим”. Такой образ жизни может привести – и, увы, в ряде случаев приводит – к отклонениям в физическом развитии. Нарушение осанки, опорно-двигательного аппарата, ожирение – вот наиболее частые и явные признаки нехватки движения, что самым нежелательным образом отражается на сердечно-сосудистой системе. Парадоксально, но ограничение движения во имя учения сказывается на учении как раз отрицательно: умственная работоспособность снижается, память ухудшается. Это известно давно. Ещё в прошлом веке Ушинский писал: “Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения. Гимнастика, прогулки на свежем воздухе и вообще всё, что укрепляет нервы, имеет большое значение для здоровья и памяти”.
-Каков же типичный день ученика 6 класса нашей школы?
Родители отвечали на вопрос: сколько времени уходит у вашего ребёнка на сон, на школу, на друзей, на работу по дому, на общение с семьёй, на одиночество, на спорт? На последний вопрос дети ответили: 30 минут,45 минут, 1-2 часа. Как видно, совсем мало времени уходит у детей на спорт. Это, конечно, без учёта уроков физкультуры, физминуток, игр на переменах, спортивных секций.
Надо сказать, что если в прошлом году наши дети не ходили на спортивные секции, то в этом году четвёртая часть учащихся 5-6 классов посещают их, причём, в основном баскетбольную секцию. Немного хочется сказать о пользе баскетбола. Эта подвижная игра является отличным средством всестороннего физического развития детей. Выявлено, что дети, занимающиеся регулярно баскетболом, крайне редко болеют, кроме того, она положительно влияет и на общее развитие детей, так как они активны в любом деле.
И хотя о пользе физкультуры известно давно, каждое новое поколение родителей склонно повторять одни и те же ошибки. Ведь в решающей степени от семьи зависит, насколько день ребёнка будет наполнен столь необходимым ему движением. То, что он получает в школе, недостаточно. Домашняя часть дня должна быть буквально пронизана физкультурой. Это утренняя гимнастика, физминутки во время выполнения домашних заданий, подвижные игры, занятия спортом, общие семейные увлечения (прогулки на лыжах, катания с горки, походы).
-Итак, с чего должен начинаться день любого человека?
-Правильно, с утренней зарядки.
-А кто из вас и ваших детей делает зарядку по утрам?
А ведь утренняя зарядка доступна любому, независимо от его физического развития. Ещё Гиппократ писал: “Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм”. Основное содержание утренней зарядки – обще развивающие упражнения с предметами и без предметов. Всего подбирается 6-8 упражнений для различных групп мышц. Каждое упражнение выполняется вначале 4-6 раз, а потом – 10-12раз. Продолжительность зарядки 8-10 минут. При возможности лучше делать утреннюю зарядку на свежем воздухе.
Посмотрите комплекс утренней зарядки, который вам покажут дети. (Звучит музыка).
- Потягивание. Способствует формированию правильной осанки, улучшает деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
- Упражнения для рук и плечевого пояса. Укрепляют мускулатуру, увеличивают подвижность суставов.
- Упражнения, укрепляющие мышцы туловища. Предупреждают нарушение осанки.
- Повороты и вращения туловища. Увеличивают гибкость позвоночника, предупреждают сутулость.
- Упражнения для ног. Укрепляют мышцы, увеличивают подвижность костей в суставах, улучшают кровообращение.
- Прыжки и бег. Укрепляют мускулатуру нижних конечностей, улучшают кровообращение, дыхание, обмен веществ.
- Ходьба в течение 1-1,5 минут с постепенным замедлением темпа.
Комплексы можно составлять и самостоятельно. Лучше всего готовят ребят к предстоящему дню те комплексы, в состав которых включается бег. Ещё с древних времён говорили:
“Если хочешь быть сильным – бегай,
Если хочешь быть красивым – бегай,
Хочешь быть умным – бегай”.
С незапамятных времён бег был одним из самых популярных и доступных увлечений человека. Его преимущество в том, что бег вовлекает в нагрузку весь организм от самой малой мышцы до крупных жизнеобеспечивающих систем. Бег улучшает обменные процессы, помогает формировать хорошую осанку и стройность фигуры, способствует эффективному укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Известный французский врач 18 века Тиссо считал: “Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить движения”.
Но не только бег, а и обыкновенная ходьба тренирует мышцы, сердце, дыхание, способствует улучшению обмена веществ. Важно правильно дышать во время ходьбы. Во-первых, дышите через нос, ведь известно, что человек, который дышит через рот- раб простудных заболеваний. Во-вторых, дышите 3 фазами: вдох- выдох- пауза. Нормальное дыхание обеспечивает полноценный газообмен, а значит, является предупреждением таких заболеваний, как пневмосклероз, бронхит, заболевания лёгких. Это об утренней зарядке и пользе бега и ходьбы. Понятно, что, только начав выполнять утреннюю гимнастику, нельзя сразу добиться результата в приседаниях, отжиманиях и т. д. Сдвиги будут не раньше, чем через несколько месяцев, если упорно выполнять упражнения, постепенно наращивая нагрузку.
Следующий вид физических упражнений – физкультурная пауза. Чтобы восстановить работоспособность во время приготовления домашних заданий, рекомендуется при появлении первых признаков усталости сделать перерыв с несложными физическими упражнениями. Такая пауза благотворно скажется на состоянии мозга, восстановит тонус мышц, поддерживающих правильную осанку, снимет напряжение с органов зрения и слуха, с уставших от долгого письма пальцев рук. Физ. пауза включает 3-4 упражнения. Каждое упражнение выполняется 3-4 раза. Продолжительность 2-3 минуты. Это может быть потягивание и прогибание, упражнения для мышц рук, туловища, ног, зрения, для улучшения работы мозга. Познакомьтесь с упражнениями для снятия напряжения с мышц, окружающих глаза. Эти упражнения следует выполнять сидя, не прилагая никаких усилий, используя минимум силы.
- Мягко переводить глаза вверх и вниз 6 раз (медленно, насколько возможно вверх и насколько возможно вниз )
- Из стороны в сторону, не прилагая усилий, 6 раз. (2-3 р.)
- Двигать глазами медленно и мягко по кругу в одну сторону, затем в другую по 4 круга (2-3 р.)
- Переводить взгляд с указательного пальца правой руки на большой предмет (окно, дверь), отстоящий на 3-4 м. Переводить взгляд туда и обратно 10 раз в достаточно быстром темпе.
Ещё мы говорили, что в домашнюю часть дня можно включить подвижные игры. Если ребёнок, вернувшись из школы и пообедав, сразу садится смотреть телевизор или читать, это не значит, что он по-настоящему отдыхает. Полноценный отдых – это смена деятельности. После нескольких часов работы за школьной партой ребёнку необходим активный отдых, подвижные игры.
Анкета. – Во что любят играть дети?
- С папой мы играем?
- С мамой мы любим играть…(Результаты анкеты)
Какой же вывод можно сделать? Физкультура и спорт должны сопровождать человека всю жизнь. А чтобы многое успеть за день, надо придерживаться определённого распорядка дня, то есть режима дня.
Из каких же пунктов должен состоять режим дня школьника? Может быть, кто-нибудь поделится своим опытом?
Вы, наверное, устали сидеть и слушать. Давайте теперь сами попробуем на себе, что значит спорт, движение.
Нам необходимы 2 команды по 6-8 человек для проведения весёлой эстафеты и строгое, но справедливое жюри.
1 этап. Зарядка. Бег со скакалкой.
2 этап. Завтрак. Какая команда быстрее приготовит яичницу?
3 этап. Уборка.
4 этап. Сбор в школу.
5 этап. Возвращение домой.
Жюри подводит итоги, вручает грамоты и шуточные призы.
Очень хотелось бы, чтобы информация, прозвучавшая на этом не совсем обычном собрании, оказалась для вас полезной. Здоровье, действительно, нужно беречь - ведь оно дороже золота, как говорит народная мудрость. Большое спасибо за внимание, за участие.