Разделительный мягкий знак

Разделы: Начальная школа


Цель: развивать умение употреблять в словах мягкий знак.

Задачи:

  • Развивать умение проводить звуко-буквенный анализ слов;
  • Повторить функции мягкого знака.
  • Научить находить в словах разделительный мягкий знак.
  • Развивать речь учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, учебник Т.Г. Рамзаева. «Русский язык. 2-й класс», раздаточные карточки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Минутка чистописания

Д,д К,к В,в

3. Словарная работа (слайды 2–5)

– Угадайте какое слово спрятано?
– В слове «деревня»  какая буква пропущена?
– В  слове «коньки »  какая буква пропущена?
– В слове «ветер»  какая буква пропущена?
– В каком слове количество звуков и букв не совпадают? Почему?

4.  Сообщение целей и темы урока (слайд):

Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

– Сегодня на уроке  будем читать и писать слова с мягким знаком. Вспомним для чего служит мягкий знак в словах.

5. Работа над  новой темой. Работа с текстом (слайд 6)

– Сосчитайте количество звуков и букв в слове «полю»?
– Сосчитайте количество звуков и букв в слове «полью»?
– Что изменилось?

Анологично с другими словами.

– В каких словах слышится звук «й»?
–  Перед какими буквами стоит мягкий знак?

Вывод: разделительный мягкий знак служит для разделения звуков.

– Прочитайте правило. Когда пишется разделительный мягкий знак? (После согласных букв перед гласными е, ё, и, я, ю.)
– Подберите  слова с разделительным мягким знаком. Запишите (слайд 7).
– А какую работу выполняет мягкий знак в словах соль, коньки? (В этих словах мягкий знак – показатель мягкости.)

6. Физкультминутка для глаз (слайд 8–11)

7.  Закрепление изученного материала. Работа с учебником

1. Выполнение упр. 201 (слайд 12).

– Прочитайте. Найдите выделенные слова. Сравните.
– Чем похожи эти слова? (В написании одинаковые буквы.)
– Чем отличаются эти слова? (Имеют разное значение  разное произношение.)
– Объясните значение выделенных слов? (Полю – очищаю от сорных растений. Полью –создам влажность в почве. Олени – парнокопытное животное с рогами. Оленьи – принадлежит оленю.)
– Выполните задание.
– В каких словах пишется мягкий знак?

8. Физкультминутка

Руки в стороны, в кулачок
(руки в стороны, пальцы в кулак)
Разожмём и на бочок.
(руки на пояс)
Руки вверх, в кулачок
(руки в стороны, пальцы в кулак)
Разожмём и на бочок.
(руки на пояс)
На носочки поднимайся
(встать на носки)
Приседай и выпрямляйся
(присесть и встать)
Чтобы вырасти быстрей
(руки вверх, подтянуться)
Потянулись посильней
(руки расслабленно вниз)

9. Закрепление изученного  материала

1. Выполнение упр.202.

– Прочитайте. Какие буквы пропущены в словах?
– Запишите слова. Выполните задание.
– Прочитайте слова, которые у вас получились?

2. Работа с раздаточными карточками (слайд13)

Уровень А

– Укажите стрелками к какому столбику относятся слова:

мягкий знак деньки
ученье
огоньки
льёт
пальцы
вьюга
письмо
соловьи
разделительный мягкий знак

Уровень Б

– Вставьте, где надо разделительный мягкий знак:

  • Кол…я принёс домой кол…я для забора.
  • Пол покрыт пыл…ю, а я мету и не пыл…ю.

3. Разгадывание кроссворда (слайд 14)

По горизонтали:

1) Саша, Таня и Илья – все они мои … (друзья)

2) Приглядитесь: в лесу у пня
Суета и беготня
Не умеют здесь лениться,
Строит город вся семья. (Муравьи)

3) Корчит рожицы и дразнит
Думает, что без изъяна
Быстро скачет по деревьям
Маленькая … (обезьяна).

По вертикали:

1) Как только листья опадут
На дереве вы заметны тут.  (Сучья)

10. Итог урока

– Когда пишется разделительный мягкий знак?

11. Домашнее задание: упр.203.

В презентации использованы материалы сети Интернет: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=18630&tmpl=lib

Презентация

Песня «Оранжевое солнце»