Цели урока:
- Показать специфику зоны степей и пустынь: познакомить с обитателями степных и пустынных экосистем.
- Показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы степей и пустынь.
- Пробудить желание изучать предмет окружающий мир.
- Воспитывать умение работать в группе, самостоятельность дисциплинированность.
Оборудование: карта природных зон, презентация, компьютеры (13), мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
Нас сегодня ждет дорога.
И надо нам много узнать.
Так, возьмемся, ребята,
Скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
1. Исправь географические ошибки в тексте: (Приложение 1, слайд 1)
(Лесная зона расположена к северу (к югу) от тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (мягкие), чем в, тундре. Растительный мир беден (богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (хвойный) лес. В лесной зоне широко распространенными (редкими) животными являются: зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.)
2. Индивидуальная работа. Тест (Приложение 2)
(12 человек работают за компьютерами.)
«Дополни предложения»
- Природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники. Это – ...
- Природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники. Это …
- Природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова. Встречаются мхи и лишайники. Это – ...
- Мы называем тайгой …….
- Рощи, дубравы – это…..
II. Объяснение нового материала
1. (Приложение 1, слайд 2)
– Куда приведет нас дорога?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.
- Кустарничек с красными ягодами, округлыми листьями, растёт в тундре и лесной зоне.
- Вроде сосны, вроде елок, а зимою без иголок.
- Хозяин лесной просыпается весной. А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой.
- Лиственное дерево, в народе его часто называют сладким. Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самым душистым.
- Какое животное в лесу называют «лесным исполином»?
Ответы: Брусника; Лиственница; Медведь; Липа; Лось. (Ключевое слово: степь.)
– Зовет нас дорога к югу, в бескрайние степи или
в зону степей (слайд 3).
«Ой, ты степь широкая, ой, ты степь привольная ... »,
– поется в песне. «Куда ни посмотришь – кругом
безбрежные просторы, тебя обдувает горячим
ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного
деревца, только травы качаются вокруг».
2. Посмотрите внимательно на карту. Что расскажет нам наша помощница?
– Где расположена зона степей
– Какую территорию она занимает по сравнению с
другими зонами?
– В каком пепловом поясе находится эта зона?
3. Чтение текста «Степная зона» стр. 56
– Чем похожи и чем отличаются природные зоны:
тундра и степь?
– Как называется верхний слой земли в степи?
(слайд 4)
4. Чудесное время года в степи – весна. Земля еще напитана снеговой влагой. Все зеленеет, растет. Но летом от жары вода после дождя испаряется так быстро, что растения не успевают вдоволь напиться (слайд 5).
– Как же приспособились растения и животные к жизни в степи? (слайд 6)
Дети высказывают свои предположения.
– Прочитайте текст на стр.57. Сделайте вывод:
У тюльпанов, которые имеют красивые яркие
цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и
в земле остается луковица с запасом питательных
веществ до следующей весны. Так же
приспособились ирисы .
Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. (слайд 7)
Дети делают вывод: Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.
– Попробуем установить взаимосвязь. Продолжите высказывания.
В степях почти нет деревьев, но есть травянистый покров (слайд 8), поэтому в траве живет … (множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель). Если много насекомых … (в степи будет много птиц). Степной жаворонок, дрофа, серая куропатка. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле А если есть птицы … (будут и хищники). Степной орел, степной хорек, степная гадюка.
– Животные степи не крупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от жары и хищников. В степи живут суслики, корты, цокоры хомяки, мыши-полевки, в норах они делают себе запасы на зиму. (слайд 9)
III. Физкультминутка
IV. Первичное закрепление знаний
– В степном разнотравье обитает множество насекомых. Кем они «работают» в экосистеме степи? (Едоками)
– Восстановите пищевую цепь в степной зоне. (слайд 10)
V. Объяснение нового материала
– Покинув бескрайние степи, мы движемся на юг.
Солнечный, жаркий,
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.
– Куда мы с вами попали? (слайд 11)
Чтение текста «Пустынная зона» (стр. 59)
– В чём особенность растений пустыни? (Особенность
растений пустыни в том, что они должны как можно
меньше испарять влаги и добывать воду на большой
глубине или иметь свой запах воды.)
– Самое распространенное растение пустыни
верблюжья колючка. Саксаул – это небольшой
кустарник. (слайд 12)
– Как приспособились эти растения к жизни в
пустыне?
– Знаете ли вы, какие животные населяют пустыню?
– Большинство животных пустыни некрупные,
потому что им негде спрятаться от хищников. Их
окраска под цвет песка – это их маскировка.
Большинство животных ведут ночной образ жизни,
когда спадает жара. Воду они получают с пищей,
поедая растения или других животных; в выборе
пищи они неприхотливы. Чтобы найти воду, они
должны быстро передвигаться или впадать в
спячку, чтобы им не хотелось есть и пить.
– Знаете ли вы, к какой группе животных относятся
эти животные? (слайд 13)
– Как они ведут себя на холоде и в тепле?
VI. Итог урока
– Чем различается травяной покров степей и пустынь?
– Отгадайте: кто или что это? (слайд 14)
- Я песчаный холмик – хан, и зовут меня …
- Самое распространённое растение пустыни. Его корни уходят вглубь на 15–20 метров
- Лежит верёвка шипит плутовка. Брать её опасно – укусит. Ясно?
- Кто на свете ходит в каменной рубахе? В каменной рубахе ходят….
- С ветки – на тропинку, с травки – на былинку прыгает пружинка, зелёная спинка.
- От цветка к цветку порхает, утомится – отдыхает.
- За короткое время он успевает вырасти, отцвести, дать семена. Сохраняется в почве в виде луковицы.
– Расскажите о подземной жизни растений и животных степей и пустынь.
VII. Домашнее задание
– Подготовить сообщение «Как приспособились растения и животные к жизни в засушливых зонах» (кактус, верблюд, лисичка-корсар, ушастый еж )
Используемая литература
- Окружающий мир. Учебник для 2-го класса: «Наша планета Земля»/ Авт. А.А.Вахрушев
- Окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику «Наша планета Земля»/ авт.-сост. Л.И. Рудченко – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.