Урок окружающего мира с использованием ИКТ, 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Показать специфику зоны степей и пустынь: познакомить с обитателями степных и пустынных экосистем.
  • Показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы степей и пустынь.
  •  Пробудить желание изучать предмет окружающий мир.
  • Воспитывать умение работать в группе, самостоятельность дисциплинированность.

Оборудование: карта природных зон,    презентация,  компьютеры (13),  мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

Нас сегодня ждет дорога.
И надо нам много узнать.
Так, возьмемся, ребята,
Скорей за работу,           
Чтобы времени зря не терять.

1. Исправь географические ошибки в тексте: (Приложение 1, слайд 1)

(Лесная зона расположена к северу (к югу) от тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (мягкие), чем в, тундре. Растительный мир беден (богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный (хвойный) лес. В лесной зоне широко распространенными (редкими) животными являются: зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.)

2. Индивидуальная работа. Тест  (Приложение 2)

(12 человек  работают за компьютерами.)

«Дополни  предложения»

  •  Природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники. Это – ...
  • Природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы,  мхи, лишайники. Это …
  • Природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова. Встречаются мхи и лишайники. Это – ...
  • Мы называем тайгой …….
  • Рощи, дубравы – это…..

 II. Объяснение нового материала

1. (Приложение 1, слайд 2)

– Куда приведет нас дорога?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд разгадать.

  1. Кустарничек с красными ягодами, округлыми листьями, растёт в тундре и лесной зоне.
  2. Вроде сосны, вроде елок, а зимою без иголок.
  3. Хозяин лесной просыпается весной. А зимой под снежный вой спит в избушке снеговой.
  4. Лиственное дерево, в народе его часто называют сладким. Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самым душистым.
  5. Какое животное в лесу называют «лесным исполином»?

Ответы:  Брусника;  Лиственница;  Медведь;  Липа;  Лось. (Ключевое слово: степь.)

– Зовет нас дорога к югу, в бескрайние степи или в зону степей (слайд 3).
«Ой, ты степь широкая, ой, ты степь привольная ... », – поется в песне. «Куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг».

2. Посмотрите внимательно на карту. Что расскажет нам наша помощница?

– Где расположена зона степей
– Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?
– В каком пепловом поясе находится эта зона?

3. Чтение текста «Степная зона» стр. 56
–  Чем похожи и чем отличаются природные зоны: тундра и степь?
– Как называется верхний слой земли в степи? (слайд 4)

4. Чудесное время года в степи – весна. Земля еще напитана снеговой влагой. Все зеленеет, растет. Но летом от жары вода после дождя испаряется так быстро, что растения не успевают вдоволь напиться (слайд 5).

– Как же приспособились растения и животные к жизни в степи? (слайд 6)

Дети высказывают свои предположения.

– Прочитайте текст на стр.57. Сделайте вывод:
У тюльпанов, которые имеют красивые яркие цветы, после цветения листья и стебли отмирают, и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы .

Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. (слайд 7)

Дети делают вывод:  Эти растения растут в виде крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

– Попробуем установить взаимосвязь.  Продолжите  высказывания.

В степях почти нет деревьев, но есть травянистый покров (слайд 8), поэтому в траве живет … (множество насекомых: кобылка, кузнечик, шмель). Если много насекомых … (в степи  будет много птиц). Степной жаворонок, дрофа, серая куропатка. Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле А если есть птицы … (будут и хищники). Степной орел, степной хорек, степная гадюка.

– Животные степи не крупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от жары и хищников. В степи живут суслики, корты, цокоры хомяки, мыши-полевки, в норах они делают себе запасы на зиму. (слайд 9)

III. Физкультминутка

IV. Первичное закрепление знаний

– В степном разнотравье обитает множество насекомых. Кем они «работают» в экосистеме степи? (Едоками)

–  Восстановите пищевую цепь в степной зоне.  (слайд 10)

V. Объяснение нового материала

– Покинув бескрайние степи, мы движемся на юг.

Солнечный, жаркий,
Желтый поток
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом
И плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.

– Куда мы с вами попали? (слайд 11)

Чтение текста «Пустынная зона» (стр. 59)

– В чём особенность растений пустыни? (Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запах воды.)
– Самое распространенное растение пустыни верблюжья колючка. Саксаул – это небольшой кустарник.  (слайд 12)
– Как приспособились эти растения к жизни в пустыне?
– Знаете ли вы, какие животные населяют пустыню?
– Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это их маскировка. Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пищи они неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы им не хотелось есть и пить.
– Знаете ли вы, к какой группе животных относятся эти животные?  (слайд 13)
– Как они ведут себя на холоде и в тепле?

VI. Итог урока

– Чем различается травяной покров степей и пустынь?

– Отгадайте: кто или что это?  (слайд 14)

  1. Я песчаный холмик – хан, и зовут меня …
  2. Самое распространённое растение пустыни. Его корни уходят вглубь на 15–20 метров
  3. Лежит верёвка шипит плутовка. Брать её опасно – укусит. Ясно?
  4. Кто на свете ходит в каменной рубахе? В каменной рубахе ходят….
  5. С ветки – на тропинку, с травки – на былинку прыгает пружинка, зелёная спинка.
  6. От цветка к цветку порхает, утомится – отдыхает.
  7. За короткое время он успевает вырасти, отцвести, дать семена. Сохраняется  в почве в виде луковицы.

– Расскажите о подземной жизни растений и животных степей и  пустынь.

VII. Домашнее задание

– Подготовить сообщение «Как приспособились растения и животные к жизни в засушливых зонах» (кактус, верблюд, лисичка-корсар, ушастый еж )

Используемая литература

  1. Окружающий мир. Учебник для 2-го класса: «Наша планета Земля»/ Авт. А.А.Вахрушев
  2. Окружающий мир. 2 класс: поурочные планы по учебнику «Наша планета Земля»/ авт.-сост. Л.И. Рудченко – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.