Предпрофильная подготовка учащихся начальной школы

Разделы: Общепедагогические технологии


В современной школе предпрофильная подготовка является важнейшим компонентом, одним из условий индивидуализации обучения и подготовки учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы, принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор.

Одна из важных задач российского образования - создание системы мониторинга достижений школьников, документирующей результаты, полученные ими за рамками обычной классной работы и позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как-либо проявившего себя. Большое значение для успешной реализации задач школьного образования имеет представление учащимся возможности изучения курсов по выбору, содержание которых предусматривает расширение и углубление знаний, развитие познавательных интересов, предпрофильную ориентацию учеников. Они помогут школьникам сделать правильный выбор профиля обучения.

В рамках предпрофильной подготовки формируется портфолио достижений учащегося, куда включаются важные показатели учебной и внеучебной деятельности. Портфолио позволяет семье и учащемуся реально с учетом требований времени планировать, прогнозировать и составлять свой индивидуальный маршрут непрерывного образования с учетом личностных качеств и желаний. Создание портфолио является делом сугубо добровольным, а определять, какие документы в него войдут, должен сам ребенок.

Портфолио – индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности, за определенный период времени. Это наиболее удобная форма для отражения перечня и результатов прохождения курсов по выбору.

Портфолио отражает самооценку, самоанализ учащегося, перспективы его дальнейшей деятельности, социальную практику, а это и есть направление профильной ориентации; показывает рост ученика, его активность, его возможности и особенности; воспитывает культуру предъявления себя, своих достижений.

Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, призванную демонстрировать образовательные достижения учащегося. Являясь, по сути, альтернативным способом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен), портфолио позволяет решить две основные задачи:

  • проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, говорящий о конкретном индивидуальном развитии за определенный отрезок времени, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;
  • оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

Основной смысл портфолио – “показать все, на что ты способен”, создать для ученика “стимул роста”. При этом портфолио выполняет несколько функций:

  • диагностическую (фиксирует изменения и рост знаний учащихся за определенный период времени);
  • целеполагания (поддерживает учебные цели ученика);
  • содержательную (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ);
  • развивающую (обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году);
  • мотивационную (поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей);
  • рейтинговую (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения ученика).

Педагогическая философия портфолио предполагает:

  • смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету;
  • интеграцию количественной и качественной оценок;
  • перенос педагогического ударения с оценки педагога на самооценку школьника.

Основные типы портфолио

  • Портфолио документов (достижений) – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.
  • Портфолио работ представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Данная модель предполагает качественную оценку.
  • Портфолио отзывов включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной деятельности и ее результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования. Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профессионального направления.

Комплексное портфолио конструируется на основе предложенных вариантов портфолио:

a) Портфолио, состоящее из трех разделов:

  • раздел документов,
  • раздел работ,
  • раздел отзывов.

b) Портфолио, состоящее из двух разделов:

  • раздел документов и раздел работ,
  • раздел документов и раздел отзывов,

Каждый элемент портфолио должен датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса. Желательно, чтобы при оформлении окончательного варианта портфолио содержал сопроводительное письмо владельца с указанием цели, предназначения и краткого описания данного документа, оглавление с перечислением разделов и основных элементов представляемого портфолио, самоанализ и взгляд в будущее. Приветствуются инициативы, связанные с творческим и технологичным оформлением портфолио (в т.ч. применение средств мультимедиа при создании его электронной версии).

У портфолио как формы представления достижений учащихся много достоинств, однако, существует и серьезный недостаток – сложность оценки. Возникает проблема обязательного минимума и необязательного максимума его элементов, могут быть сложности с распределением “веса” оценки между различными разделами портфолио.

Система оценивания портфолио строится в соответствии с задачами его использования. Одним из вариантов является неформальное (экспертное) оценивание, включающее коллективную оценку педагогов, родителей, соучеников. Другим – формализация и стандартизация критериев оценивания, согласованных с общепринятыми учебными умениями. Опыт регионов, активно использующих портфолио в образовательном процессе, показывает, что целесообразно регламентировать систему оценивания материалов портфолио.

За элементами “портфолио документов” можно закрепить балльную оценку, стандартизировав разброс баллов, ограничив шкалу (например, от 0 до 10 или от 0 до 20 баллов). “Портфолио работ” предлагается оценивать как количественно, так и качественно. Качественную оценку можно провести по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Количественная оценка требует разработки четкой критериальной базы и ее принятия на региональном или районном уровне, уровне образовательного учреждения. “Портфолио отзывов”, как наименее формализованный, количественному оцениванию не подлежит. Его цель – раскрыть индивидуальные образовательные и профессиональные склонности ученика, поэтому представленную информацию целесообразно рассматривать как дополнительную, имеющую форму психолого-педагогической характеристики, рекомендательного письма и т.п.

Портфолио может использоваться в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускника основной школы наряду с результатами итоговой аттестации и учитываться при комплектовании 10 классов. При определении образовательного рейтинга ученика приоритетом должны стать “профильные” достижения, то есть результаты, достигнутые в областях, соответствующих избираемому на 10-11-е классы профилю обучения.

Каково место предпрофольной подготовки учащихся и портфолио в начальной школе?

Одна из целей предпрофильной подготовки - дать ребёнку возможность попробовать себя, свои силы в разных видах деятельности, творчества. Разнообразие своего опыта, увлечений, дел позволяет ребёнку лучше понять, что именно ему нравится, к чему лежит душа, что у него лучше получается, а что не нравится, не интересно или получается не очень хорошо. Такое самопознание необходимо для того, чтобы подросток мог уже осознанно выбрать дальнейшее направление своей специализации, исходя из своих интересов и представлений о своих способностях.

В начальной школе лучше всего создавать среду, которая позволяет ребёнку развиваться в самых разных направлениях, активизирует и интеллектуальные, и эмоциональные, и физические ресурсы, и общение со сверстниками. Именно разностороннее личностное развитие с раннего детства является той базой, опираясь на которую в дальнейшем уже можно выбирать специализацию. Но динамику развития личности младшего школьника можно проследить только при условии регулярного учета успехов ребенка. Следовательно, опять появляется потребность в создании портфолио ученика.

С первых дней обучения в первом классе на каждого ребёнка заводится папка, в которую вкладываются все его работы. Титульный лист с надписью “Мои успехи” украшают сами дети. В этих рисунках проявляется индивидуальность каждого ребёнка, и по ним можно составить первоначальное впечатление о своих учениках. Работы по разным предметам вкладываются в отдельные файлы. На каждом листочке стоит дата. Что это даёт? Прежде всего – возможность следить за ростом умений, знаний и за продвижением каждого учащегося. Важно, что в такой форме это доступно как учителю, так и родителям, которые могут в любое удобное для них время прийти в школу, взять папку своего ребёнка (и только своего), порадоваться его успехам и увидеть проблемы, проконсультироваться с учителем и т.д. С другой стороны, учитель в каждой, даже не самой удачной работе первоклассника может найти “плюсы” и, указав на них, помочь ребёнку поверить в свои силы или найти его лучшую по сравнению с предыдущими работу.

Работа с папками продолжается в течение всего периода обучения в начальной школе. Но в 3-4 классах дети помещают туда самые удачные на их взгляд работы. Консультация с учителем всегда доступна и приветствуется, возможна защита своей работы перед классом.

Сколько сил и старания вкладывает каждый ученик в свой труд, ведь каждому хочется, чтобы его папка была самой наполненной! Разумеется, в ней есть место и для творческих работ: рисунков, записей выступлений, рефератов, сочинений на свободную или заданную тему. Наиболее удачные работы, отобранные всем коллективом, помещаются на выставку. Дети искренне радуются успехам одноклассников и стараются добиться лучших результатов.

Перед учителем всегда стояла задача отследить продвижение ребёнка в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислений и др.

С этой целью в папку вкладываются “Листы индивидуальных достижений” школьников по чтению, русскому языку, математике:

  • освоение навыков отмечается с помощью каких-либо значков;
  • фиксируются текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам;
  • заполнение листа ведётся учителем или самим учеником.

Это позволяет ученику:

  • видеть своё продвижение;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки;

Это позволяет учителю:

  • наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию;
  • сделать отметку содержательной и для ученика, и для его родителей;
  • сделать оценку работы оптимистичной.

У учителя тоже есть подобная папка – “Достижения моих учеников”. В неё помещаются:

  • технологические карты по предметам;
  • результаты диагностических исследований психолога;
  • анкеты родителей.

Анализ технологических карт позволяет:

  • видеть общую динамику развития образовательного процесса;
  • определять зону ближайшего развития для каждого ученика;
  • оказывать педагогическую помощь конкретным детям;
  • формировать банк разноуровневые заданий по стержневым темам программы;
  • разрабатывать варианты дифференцированного и индивидуального контроля;
  • сделать выводы о качестве преподавания, обученности, и о характере пробелов в знаниях учащихся.

Но зачастую при создании портфолио допускаются ошибки:

Помогать, но не делать вместо...

ОШИБКА N 1. Нарушение принципа добровольности при формировании портфолио. При сборе официальных документов, творческих работ, самоотчетов о социальной практике и в конечном счете при оформлении состава портфолио родители и педагоги пытаются включить в него те или иные материалы... без учета мнения самого ребенка. Но школьник должен сам лично решить, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих достижений. Ни в коем случае нельзя принудительно, без согласия самого ребенка включать те или иные материалы в его портфолио - особенно на финальной стадии, когда ребенок предъявляет собранные документы при поступлении в профильный класс.

ОШИБКА N 2. Сбор материалов взрослыми, а не ребенком.

Распространенный случай, когда сбором документов и материалов для портфолио занимается не сам ребенок, а его родители или другие родственники "по его поручению" или даже "по его требованию".. Очень важно, чтобы ребенок сам приложил определенные усилия, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Тогда и выбор профиля дальнейшего обучения становится более осознанным. Кроме того, он начинает более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, к своему свободному времени.

ОШИБКА N 3. Отказ от всякой помощи ребенку при формировании портфолио.

Разумеется, ребенок должен работать над материалами своего портфолио самостоятельно, однако это не значит, что взрослые должны самоустраняться из процесса. Помощь может состоять, например, в том, чтобы просто время от времени напоминать ребенку о необходимости сбора и систематизации материалов. Или в том, чтобы попробовать вместе с ребенком обсудить различные способы демонстрации своих достижений - например, посоветовать ему подготовиться и выступить с докладом или сообщением на школьной научной конференции, включиться в интересный социальный проект и т.д. Иными словами, следует всячески стимулировать собственную активность школьника. Не направлять его в ту или иную сторону, а открывать ему разные возможности для самореализации. И оказывать при этом необходимую психологическую и практическую поддержку.

Что собирать?

ОШИБКА N 1. Неиспользование возможностей системы дополнительного и профессионального образования, общественных организаций и т.д.

Часто бывает так, что при сборе портфолио игнорируется деятельность ребенка в учреждениях дополнительного и профессионального образования и в различного рода общественных организациях. К сожалению, многие взрослые не склонны рассматривать успехи ребенка в спортивной секции или музыкальной школе, художественной студии или фотокружке как то, что позволяет сделать более осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.Нужно научиться видеть ценность внешкольных увлечений ребенка и разных форм дополнительного образования. Это позволяет выйти за пределы узкого круга тех олимпиад, конкурсов и викторин, которые предлагаются самими школами и в которых принимает участие далеко не каждый ученик.

ОШИБКА N 2. Формальный подход к портфолио - "соревнование за количество".

Следует помнить, что главное в технологии портфолио - помочь ученику и учителям разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Следует более тщательно подходить к отбору документов и материалов для портфолио. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ: помогает ли это сделать верный и осознанный выбор профиля дальнейшего обучения?

ОШИБКА N 3. Собираем только документы "с печатями".

Часто случается так, что авторы-составители портфолио считают, что собирать следует только официальные документы "с печатями" (дипломы, сертификаты, свидетельства, удостоверения и т.д.), которые выдаются официальными органами образования, культуры, физкультуры и спорта. При этом игнорируются творческие работы, самоотчеты, отзывы, рекомендательные письма и т.д. Но сама суть идеи портфолио заключается в том, чтобы помочь школьнику осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации о своей деятельности. Главное - способность школьника продемонстрировать свои возможности и достижения с разных сторон. Выбранная самим школьником творческая работа или самоотчет могут быть не менее значимыми, чем официальный документ с печатью.

ОШИБКА N 4. Превращение портфолио в архив всех прошлых достижений ребенка.

Понятно желание школьников и родителей включить в портфолио все имеющиеся у них документы и материалы, начиная с похвального листа за успехи в 1 классе. Однако идея портфолио состоит в том, чтобы из всех имеющихся на руках ребенка материалов отобрать те, которые позволят ребенку и педагогам с максимальной эффективностью определиться при выборе профиля, помогут сделать этот выбор более осознанным.

ОШИБКА N 5. Сбор материалов только последнего времени.

Только в том случае, если в портфолио собрана информация об успехах и достижениях ребенка за несколько лет, у него и его педагогов появляется реальная возможность оценить динамику его успехов и интересов, сделать качественный и достоверный прогноз относительно подходящего этому ребенку профиля обучения.

Псевдопортфолио

ОШИБКА N 1. Когда вместо портфолио - "зачетная книжка".

Это довольно распространенное "рацпредложение", вводимое в некоторых школах, а то и в целых регионах: издается своего рода "зачетная книжка" , одинаковая для всех детей. Полная свобода ребенка в том, чтобы вкладывать или изымать из папки те или иные документы - неотъемлемая составляющая идеи портфолио.

ОШИБКА N 2. Когда вместо свободного портфолио - характеристика от классного руководителя или педагогического совета.

Еще один способ упрощения идеи портфолио - вкладывание туда обязательных итоговых характеристик от классного руководителя или педагогических советов. В этом случае идея свободного портфолио как бы перекрывается мнением педагогов и теряет смысл как деятельность детского самоопределения. Включение или невключение характеристики (отзыва) от классного руководителя или педагогического совета в материалы портфолио -дело самого ребенка. Такая характеристика имеет право на существование, но только ребенок может судить, нужна ли она ему для портфолио.

ОШИБКА N 3. Вместо систематической работы над портфолио - разовая акция.

В этом случае портфолио рассматривается просто как инструмент для выбора профиля в 10 классе, а не как важный способ активизации самосознания ребенка на протяжении длительного времени. А нужно приучить ребенка к постоянной работе по сбору папки личных достижений, поскольку это технология всматривания в себя, которая потребуется ему на протяжении всей последующей жизни. Нужно, чтобы ребенок осознал, что в целом его будущая профессиональная деятельность и тем более карьера будут требовать этой постоянной работы по пополнению своей папки личных достижений.

ОШИБКА N 4. Акцент на форме, а не на содержании.

Бывает, педагоги и родители предъявляют чрезвычайно высокие требования к внешнему виду портфолио школьника. Но главное для портфолио - его содержание, а не внешняя красота и выдержанный стиль оформления.

Как оценить?

ОШИБКА N 1. Стремление оценить все материалы портфолио в баллах.

В нескольких российских регионах приняли решение оценивать все документы и материалы учебного портфолио определенными баллами (даже рекомендательные письма, отзывы на творческие работы ученика и т.д.). Это объясняется стереотипами педагогической практики, в ходе которой ученик должен обязательно получить балл -ведь часто у педагога нет иных стимулов и рычагов влияния на ребенка. Но это в корне противоречит замыслу портфолио - тем более в части оценки творческих работ, отчетов о социальной практике, отзывов научных руководителей исследовательских проектов школьников и т.д. Лишь сертифицированные документы портфолио школьника (первый раздел портфолио, который называется "Официальные документы") можно оценивать в соответствии с принятой в данной муниципальной образовательной сети шкалой. Все остальные материалы папки личных достижений ученика могут оцениваться только на основании качественных показателей с указанием оригинальности материалов и особенностей мышления автора, актуальности и проработанности, полноты и аккуратности и т.д.

ОШИБКА N 2. Завышение удельного веса портфолио.

Иногда происходит значительное завышение удельного веса портфолио: его итоговый балл в некоторых регионах превышает результаты сданных государственных экзаменов. Например, при двадцати максимально возможных баллах за четыре государственных экзамена вес портфолио оказывается равен 20 или даже 30 или 40 баллам. Однако портфолио - важный, но лишь дополнительный инструмент определения профиля дальнейшего обучения. Рекомендуемый вес портфолио должен составлять от пяти до десяти баллов.

ОШИБКА N 3. Отсутствие единства в оценке материалов портфолио.

В ряде территорий отсутствуют необходимые нормативные документы, в соответствии с которыми материалы портфолио всех школьников данного региона, а тем более муниципалитета оцениваются по единой шкале и признаются всеми общеобразовательными учреждениями этого региона. В этом случае соответствующее управление образования должно разработать и на уровне региона принять локальный нормативный документ, который будет регулировать вопросы оценивания и использования материалов портфолио при формировании состава классов для дальнейшего профильного обучения.

Результаты последних лет показывают, что работа с Портфолио хоть и сложна, трудоемка, но результативна. Первые места в олимпиадах, высокий балл по итогам ЕГЭ по языкам, как родному, так и 1 и 2 иностранным языкам.

Уверенность, устойчивость к испытаниям, возросшая самостоятельность обеспечивают нашим учащимся более точный выбор профиля на основании реально существующих возможностей и результатов. По такому же пути пошли и в создании Профессионального портфеля учителя.