Цели и задачи:
- Формировать личностно-деятельностностный характер усвоения знаний, умений и навыков, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации.
- Формировать у учащихся интерес к изучению предмета через вовлечение в коллективную творческую деятельность. Обучать проектной деятельности.
- Формировать интерес к профессиям.
- Развивать коммуникативные способности и логическое мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
- Воспитывать эстетический вкус, чувство коллективизма, умение держаться на публике.
Тип урока: Нетрадиционный, урок-проект.
Организационные формы:
- Индивидуальная;
- Групповая;
- Самостоятельная;
- Практическая.
Методы:
- Словесно-наглядный;
- Проблемно-поисковый;
- Проектирования.
Межпредметные связи: История, информатика, математика, экономика, ИЗО.
Оборудование урока:
- ТСО (компьютер, мультимедиа проектор, магнитофон);
- Наглядные (приборы для сервировки стола)
- Раздаточный материал (карточки с заданиями)
- Папка для оформления проекта (сбора материала)
Ход урока
1. Организационный момент.
1. Приветствие
Сообщение темы и целей урока (написаны на доске) – СЛАЙД № 1
Тема: БАНКЕТ- КОКТЕЙЛЬ.
Цели урока:
- Изучение нового материала
- Разработка творческого коллективного проекта
- Выполнение практических заданий
2. Учитель:
Сегодня новая тема – “Банкет – коктейль”. Итогом нашей работы сегодня станет разработанный и оформленный каждой бригадой творческий проект.
Обычный ход урока таков: объясняется тема и выдаётся д/з. Но сегодня урок построен немного иначе. На прошлом уроке вам было выдано коллективное д/з (по бригадам). Цель этого задания – самостоятельно найти информацию по заданной теме и по плану разработать праздник в форме банкета – коктейля. Каждой бригаде был выдан план. СЛАЙД № 2.
Пояснение по плану.
Итак, банкет-коктейль. СЛАЙД№3 (мультфильм)
……..
Как вы думаете, что это было?
Возможные ответы учеников: свадьба, застолье, праздник…
Учитель: Действительно, это деревенский праздник. И уже тогда сложились определенные традиции проведения подобных праздников и застолий. Люди собирались на праздники не только для того, чтобы насытиться, но и повеселиться, пообщаться. Но, увы, не всегда так получается. Цель нашего урока – научиться организовывать и проводить такой праздник, где будет сытно, уютно, красиво, интересно и затраты при этом должны быть минимальными.
СЛАЙД №4 (заставка банкет-коктейля с фото ресторана)
Учитель: Существует много различных форм приемов гостей, а именно: банкет, фуршет, коктейль, шведский стол.
- Банкет – это торжественный завтрак, обед или ужин, организованный в честь какого-либо лица или события.
- Фуршет – в переводе с французского означает “на вилку”, то есть вокруг вы не найдете в привычном понимании ни столов, ни стульев и при этом на столах закуска, которую можно брать только вилкой.
Что же такое банкет-коктейль? И какие особенности существуют при данном приёме?
Ответы учащихся, выступления бригад.
Учитель: Далее наш урок мы построим в виде конкурсной программы. А судить его предложим нашим гостям. Каждый из гостей получит судейский лист (см. приложение), где сможет поставить за все ваши выступления баллы. Максимально за каждый конкурс вы можете получить 3 балла.
СЛАЙД №5 (Обоснование проблемы)
Итак, первое конкурсное задание и называется оно “Проблема”, где вы оговариваете обоснование необходимости выполнения данного проекта. Чему будет посвящен ваш банкет-коктейль?
Итак, какие будут идеи?
Выступления бригад.
СЛАЙД №6 (Ура! Скоро праздник!)
Учитель: У вас намечается праздник? Вы решили пригласить гостей? Что для этого вам необходимо в первую очередь?
Правильно - приглашения.
Кто расскажет нам, что такое приглашение и нужно ли оно?
Выступления бригад.
СЛАЙД №7 (приглашения)
После выступления бригад учитель комментирует всё ли было правильно в оформлении пригласительных. Параллельно все выступления бригад и ребят отслеживает и комментирует жюри.
Учитель: Представьте, вы хозяйка, у вас праздник, скоро придут гости, что необходимо предпринять?
Выступления бригад.
Учитель: Правильно, и поэтому следующий конкурс “Дизайнерские находки”.
СЛАЙД №8 (дизайнерские находки)
Выступления бригад.
Учитель: Русский праздник всегда славится хлебом с солью, а русский человек – гостеприимством. Следующий конкурс – “Сервировка стола”, куда входит и “Меню”. Те девочки, которые занимаются сервировкой и приготовлением напитков (десертные блюда приготовлены заранее либо, если время позволяет, можно готовить в классе), проходят на кухню. Прошу вас вспомнить о правилах безопасной работы на кухне, с бытовыми электроприборами, а также о соблюдении санитарно-гигиенических требований. Напомните их, пожалуйста, для всех.
А пока девочки работают, бригады передают членам жюри свои разделы “Сервировка” и “Меню” и комментируют их.
СЛАЙД №9 + 10 (меню групп)
Учитель: Представьте, пожалуйста, свои блюда на пробу и расскажите о сервировках стола к банкету-коктейлю.
Выступления бригад.
Учитель: Что ж накормили, напоили, можно и развлечься. Как же вы будете развлекать своих гостей?
Выступления бригад. (можно на практике проводить игры со всей аудиторией)
Учитель: Издавна бытует мнение, что одна из самых сладостных утех – это роскошь человеческого общения. Умение общаться – это искусство. И каждый уважающий себя человек долен постигать данную науку. Правила поведения в общественных местах, на улице, в театре, дома и в гостях, за столом, а также норму и стиль одежды, манеры и речь – всё это называют этикетом. СЛАЙД №11 (этикет). А что вы узнали об этикете? (учащимся предлагаются карточки с вопросами о правилах этикета)
Ответы учащихся.
Учитель: Ну что ж, праздник подошел к концу, пора подсчитать наши затраты. СЛАЙД №12 (экономический расчет). Каждая из вас, как хорошая хозяйка, должна уметь рассчитать и сэкономить свои средства. Только на будущее учтите – экономический расчет желательно делать перед тратами, то есть составлять смету расходов, чтобы была возможность подкорректировать их. Так сколько вы потратили денег и какие статьи затрат вы учли? Представьте, пожалуйста, свои расчеты жюри.
Комментарии бригад к расчетам.
Учитель: Ну что ж… Папка заполнена, проект завершен. И я готова признать, что, если ваши проекты попадут в руки человека несведущего в области организации праздника, проблем у него с организацией и проведением не возникнет.
Прошу вас также приложить к материалам проекта список использованной вами литературы и передать проекты нашему жюри для оценки.
Комментарии жюри. СЛАЙД №13 (оценочный лист)
Учитель: При разработке данного проекта вы показали себя достаточно профессионально, но думаю вы даже не задумывались, что экономические расчеты делают экономисты; проблемы организации любого дела, производства решает менеджер; рисует открытки и приглашения художник-оформитель; накрывает на стол официант; готовит коктейли бармен; различные блюда – повар. И все эти профессии по окончании школы вы можете получить в нашем городе. СЛАЙД№14 (профориентация)
Вы сегодня подготовили большое количество информации на тему “Банкет-коктейль”. И сам урок получился праздничный, как банкет-коктейль.
И в итоге вы разработали групповой творческий проект.
СЛАЙД №15, СЛАЙД №16