Тема: Единицы счёта.
Цели:
- познакомить детей с укрупненными счётными единицами: коробками, пачками, ящиками, лотками;
- учить детей их сравнить, складывать, вычитать;
- закреплять умение решать текстовые задачи, отрабатывать навыки счёта в пределах «9»;
- развивать речь, память, внимание;
- расширять знания о городе, в котором живём.
Оборудование: коробки с карандашами, пачки с печеньем и вафлями, пачки жевательной резинки, лоток с яйцами, слайды с видами г.Новый Уренгой.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Учитель: Ребята, сегодня на уроке математики мы совершим небольшую виртуальную экскурсию. А куда? Вы узнаете, когда расшифруете слово. (У детей на столах карточки с заданием)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 – 2 = 2 + 3 = 6 – 3 = 0 + 1 = |
О Г Е У |
7 – 5 = 4 + 3 = 8 – 4 = |
Р Й Н |
Учитель: Какое слово у вас получилось?
Дети: Уренгой.
Учитель: Значит будем путешествовать по нашему городу. А что обозначает слово» Уренгой» в переводе с ненецкого языка.
(Дети отвечают, ученица чихает стихотворение.)
«Уренгой – город мой!
Как привык я гордиться тобой!
Утонувший в снегах, заметённый пургой,
Мой товарищ, всегда молодой».
Учитель: Дети, вы узнали это здание? Здесь работает мэр нашего города со Своей командой. Они руководят работой городских служб, а мы будем решать свои задачи.
(Дети считают устно, можно использовать линейку.)
– Назовите 3 числа, следующие подряд за числом 2.
– Назовите 3 числа по порядку, за которыми идет
число 6.
– Назовите число предыдущее 15.
– На сколько 15 > 14?
– Соседи числа 9.
– Первое слагаемое – 8, второе – 1, сумма – ?
Учитель: Мы живём на крайнем Севере, у нас бывает полярный день и полярная ночь. Сейчас мы закроем глазки, пусть они отдохнут, но продолжим считать.
Цепочка: 2 + 6 – 8 + 9 – 7 + 6 – 5 + 3 – 2
Учитель: Какое число получилось?
(Дети отвечают.)
Учитель: 4 – необычное число для нашего города, т.к. в его окрестностях протекают 4 реки: Ево-Яха, Седэ-Яха, Тамчара-Яха, Варенга-Яха.
III. Открытие нового
Учитель: Это здание вам знакомо?
Дети:Это наша школа.
Учитель: Правильно это наша школа. Скоро закончится ваш первый учебный год, а вы освоили только 10 цифр, назовите их.
(Дети называют.)
Учитель: Если и дальше мы будем каждое число обозначать каким-то новымзначком, то к концу 4 класса мы едва освоим счёт до 100. Давайте попробуем придумать способ обозначения больших количеств ужеизвестными нам цифрами.
(Учитель высыпает на стол карандаши из 3 коробок.)
Учитель: Сколько карандашей на столе?
(Дети затрудняются ответить.)
Учитель: А кто догадается, как их количество можно обозначить числом 3?
(Подсказка)
Дети: Собрать в коробки. (Открытие!)
(Дети собирают карандаши в коробки.)
Учитель: Значит, если объединить предметы в группы, то для обозначения любого количества предметов нам хватит 10 цифр. До настоящеговремени мы считали количество «штуками», т.е. отдельнымипредметами. Когда предметов много, их объединяют в группы и считают более крупными мерками: коробками, ящиками, пачками…
(Учитель показывает лоток с яйцами, пачки печенья и вафель, пачки жевательной резинки.)
Учитель: Укрупнённые счётные единицы запивают как именованные величины, либо графически.
ФИЗМИНУТКА
IV. Закрепление нового материала
1. Решение задачи № 2, стр. 34 (устно)
Учитель: Иногда все предметы не укладываются в коробки или ящики, Какая-то их часть остается, тогда их считают в коробках и штуках.
2. Решение задачи № 4а с объяснением.
3. Самостоятельная работа с проверкой: № 6а – 1 вариант, № 6б – 2 вариант.
V. Итог урока
Учитель: Ребята, в жизни часто приходится встречаться с укрупнёнными единицами счёта. Вы живёте в северной части города, где много больших домов. Для того, чтобы было удобно ориентироваться, северную часть разбили на микрорайоны. Сколько их? Назовите их.
(Дети отвечают.)
Дома подумайте, посмотрите вокруг и попробуйте найти укрупненные счетные единицы в окружающей действительности.