Открытый урок по математике для учащихся 1-х классов с использованием краеведческого материала

Разделы: Начальная школа


Тема: Единицы счёта.

Цели:

  • познакомить детей с укрупненными счётными единицами: коробками, пачками, ящиками, лотками;
  • учить детей их сравнить, складывать, вычитать;
  • закреплять умение решать текстовые задачи, отрабатывать навыки счёта в пределах «9»;
  • развивать речь, память, внимание;
  • расширять знания о городе, в котором живём.

Оборудование: коробки с карандашами, пачки с печеньем и вафлями, пачки жевательной резинки, лоток с яйцами, слайды с видами г.Новый Уренгой.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, сегодня на уроке математики мы совершим небольшую виртуальную экскурсию. А куда? Вы узнаете, когда расшифруете слово. (У детей на столах карточки с заданием)

1

  2 

     3      

4

 5 

     6     

7

                 8 – 2 =
2 + 3 =
6 – 3 =
0 + 1 =
О
Г
Е
У
                7 – 5 =
4 + 3 =
8 – 4 =
Р
Й
Н
               

Учитель: Какое слово у вас получилось?

Дети: Уренгой.

Учитель: Значит будем путешествовать по нашему городу. А что обозначает слово» Уренгой» в переводе с ненецкого языка.

(Дети отвечают, ученица чихает стихотворение.)

«Уренгой – город мой!
Как привык я гордиться тобой!
Утонувший в снегах, заметённый пургой,
Мой товарищ, всегда молодой».

Учитель: Дети, вы узнали это здание? Здесь работает мэр нашего города со Своей командой. Они руководят работой городских служб, а мы будем решать свои задачи.

(Дети считают устно, можно использовать линейку.)

– Назовите 3 числа, следующие подряд за числом 2.
– Назовите 3 числа по порядку, за которыми идет число 6.
– Назовите число предыдущее 15.
– На сколько 15 > 14?
– Соседи числа 9.
– Первое слагаемое – 8, второе – 1, сумма – ?

Учитель: Мы живём на крайнем Севере, у нас бывает полярный день и полярная ночь. Сейчас мы закроем глазки, пусть они отдохнут, но продолжим считать.

Цепочка: 2 + 6 – 8 + 9 – 7 + 6 – 5 + 3 – 2

Учитель: Какое число получилось?

(Дети отвечают.)

Учитель: 4 – необычное число для нашего города, т.к. в его окрестностях протекают 4 реки: Ево-Яха, Седэ-Яха, Тамчара-Яха, Варенга-Яха.

III. Открытие нового

Учитель: Это здание вам знакомо?

Дети:Это наша школа.

Учитель: Правильно это наша школа. Скоро закончится ваш первый учебный год, а вы освоили только 10 цифр, назовите их.

(Дети называют.)

Учитель: Если и дальше мы будем каждое число обозначать каким-то новымзначком, то к концу 4 класса мы едва освоим счёт до 100. Давайте попробуем придумать способ обозначения больших количеств ужеизвестными нам цифрами.

(Учитель высыпает на стол карандаши из 3 коробок.)

Учитель: Сколько карандашей на столе?

(Дети затрудняются ответить.)

Учитель: А кто догадается, как их количество можно обозначить числом 3?

(Подсказка)

Дети: Собрать в коробки. (Открытие!)

(Дети собирают карандаши в коробки.)

Учитель: Значит, если объединить предметы в группы, то для обозначения любого количества предметов нам хватит 10 цифр. До настоящеговремени мы считали количество «штуками», т.е. отдельнымипредметами. Когда предметов много, их объединяют в группы и считают более крупными мерками: коробками, ящиками, пачками…

(Учитель показывает лоток с яйцами, пачки печенья и вафель, пачки жевательной резинки.)

Учитель: Укрупнённые счётные единицы запивают как именованные величины, либо графически.

ФИЗМИНУТКА

IV. Закрепление нового материала

1. Решение задачи № 2, стр. 34 (устно)

Учитель: Иногда все предметы не укладываются в коробки или ящики, Какая-то их часть остается, тогда их считают в коробках и штуках.

2. Решение задачи № 4а с объяснением.

3. Самостоятельная работа с проверкой:  № 6а – 1 вариант,  № 6б – 2 вариант.

V. Итог урока

Учитель: Ребята, в жизни часто приходится встречаться с укрупнёнными единицами счёта. Вы живёте в северной части города, где много больших домов. Для того, чтобы было удобно ориентироваться, северную часть разбили на микрорайоны. Сколько их? Назовите их.

(Дети отвечают.)

Дома подумайте, посмотрите вокруг и попробуйте найти укрупненные счетные единицы в окружающей действительности.