Цель урока: Оформление объёмной настольной модели ботика Петра мелкими деталями.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепление полученных знаний по изготовлению объёмной настольной модели ботика.
- Обучение поэтапному изготовлению модели.
- Закрепление практических умений пользоваться схемами сборки модели.
- Закрепление полученных знаний по истории возникновения российского флота.
Развивающие:
- Развитие образного мышления, художественного вкуса, навыков культуры труда, самоконтроля и взаимоконтроля, самостоятельности.
Воспитательные:
- Воспитание аккуратности, дружелюбия и взаимовыручки.
Материальное оснащение:
Для педагога:
- рисунки ботика, а также его составных частей.
- общая схема устройства судна.
- копии деталей судна.
- готовая модель ботика, как пример.
- запасные ножницы, линейка, нож, швейная игла, нитки, клей, а также лак и природные материалы, необходимые в отделке судна.
- клеящий пистолет с удлинителем.
Для обучающихся:
- инструмент (ножницы, нож, шило, линейка, швейная игла, катушка чёрных ниток, маркеры, фломастеры, карандаш, кисточка для морилки и бесцветного лака).
- Клей (момент-1, супер момент).
- Клеёнка на парту.
- Природные материалы (спички, треста, ивовый прут).
- Изготовленная ранее детьми модель ботика готовая к установке парусов и флагов.
Оформление кабинета:
- Изображение ботика и его составных деталей.
- Оформленный на бумаге кроссворд.
- Готовая модель ботика, как пример.
- Изображение потешной флотилии.
- Портрет молодого Петра I.
- Рисунок единственного уцелевшего судна потешной флотилии бота - “Фортуна”
Структура урока:
1. Организационно подготовительный этап: 3 минуты
- Приветствие
- Формулировка темы и цели урока
- Постановка задач
- Организация рабочего места
2. Проверка полученных ранее знаний по теме и формирование новых: 12 мину.
- Теоретические сведения по данной модели
- Разгадывание кроссворда
- Инструктаж по технике безопасности
- Показ и объяснение педагогом приёмов изготовления и установки деталей модели
Применение знаний и умений на практике: 20 минут
- Выполнение практического задания с помощью схем сборки модели
Контрольный этап: 5 минут
- Исправление возможных ошибок
Подведение итогов: 3 минуты
- Демонстрация готовых изделий, выбор лучших
- Награждение
Уборка рабочего места: 2 минуты
Ход урока
ВСТУПЛЕНИЕ
Ребята, сегодня вы должны закрепить теоретические знания по теме “Зарождение флота российского”, знание терминологии, а также продемонстрировать практическое умение распознавания деталей судна и показ их на макете.
Перед тем, как перейти к разгадыванию контрольного кроссворда предлагаю вспомнить, чем знаменит ботик, модель которого мы завершаем сегодня.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Основание и дальнейшее развитие русского флота связано с именем Петра I, прозванного за его заслуги перед Отечеством “Великим”.
Особенно велика его роль в развитии судостроения и военного дела в России.
Ещё в 1688 году под руководством бывшего голландского военного моряка Франца Тиммермана и русского мастера Р. Карцева Пётр приступил к строительству кораблей “потешной” флотилии.
А поводом для создания флотилии, строительство судов послужила находка, которая сыграла очень важную роль в дальнейшей судьбе России.
Петра с детства тянуло к морю. Он с большим удовольствием изучал морское дело, занимался арифметикой, астрономией, фортификацией, артиллерией. Первые уроки морского дела ему преподал Франц Тиммерман.
Однажды, гуляя с Тиммерманом (май-июнь 1688 года), Пётр обнаружил в амбаре села Измайлова среди вещей своего двоюродного деда, боярина Никиты Ивановича Романова небольшую ветхую шлюпку.
От Тиммермана он узнал, что это судно английский бот, способный ходить не только при попутном, но и при боковом и даже встречном ветре. Ремонт ботика был поручен галандцу Карстону Бранту, он же стал первым наставником Петра в управлении ботиком.
Очень скоро под руководством Бранта Пётр в совершенстве овладел искусством управления ботиком, изучил его парусное вооружение.
Карстен Брант поражался неутомимой энергии молодого царя, его необычайному интересу к морскому делу. Прошло совсем немного времени с тех пор как, он преподал молодому Петру первые уроки управления ботиком, а теперь уже и сам внимательно прислушивался к его советам и предложениям.
И уже в 1688 году молодой Пётр всецело отдался созданию Переславской “потешной” флотилии, ботик же, по царскому указу, надлежало хранить для потомков, как реликвию флота российского.
Подлинный ботик “дедушка” русского флота находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге, а его копия, которая была создана к 300-летию российского флота, хранится в ботном доме.
С целью проверки полученных теоретических знаний предлагаю вам разгадать кроссворд.
В качестве разминки ответьте на такие вопросы:
Какой флаг российского флота утвердил Пётр Алексеевич, и какие две разновидности этого флага имеются?
Ответы:
- Андреевский флаг в честь святого Андрея Первозванного
- Есть ещё военный Андреевский флаг
Покажите их на доске и разъясните, что на них нарисовано:
Символом Андрея первозванного является голубой крест по белому фону
- На военном флаге к голубому Андреевскому кресту добавляется белый крест по красному фону святого Георгия Победоносца
- Перед вами лежит пиратский пистолет. Расскажите почему Балтийское море было для нас и большей части иноземных купцов закрыто?
Теперь переходим к разгадыванию кроссворда (Приложение)
Переходим к практической части нашего занятия:
Нам осталось установить последние детали для завершения модели ботика – это паруса и флаги.
Изготавливая их необходимо придерживаться определённой последовательности:
(смотри инструкцию и чертёж деталей в приложении)
Контрольный этап:
Проведём сравнение готовых работ с образцом, а также с оригиналом на рисунках. Выявим и по возможности устраним недостатки.
Подведение итогов:
Продемонстрируем готовые работы и выберем лучшие. Авторы лучших работ награждаются медалями высшего достоинства, остальные получают памятные медали.
УБОРКА РАБОЧЕГО МЕСТА!!!