Цели урока:
- образовательная: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивающая: развитие и обогащение речи учащихся (через высказывания); развитие образного и логического мышления;
- воспитательная: воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; формирование ценностных установок, оставленных нам в наследство и передаваемых из поколения в поколение.
Оборудование:
- Текст сказки с заданием и пословицей, напечатанный на отдельном листе для каждого ребёнка (см. Приложение 1).
- Пособие “Солнце дружбы” (см. Приложение 2).
- Карточки с картинками к сказке по одному набору на двух учащихся (см. Приложение 3).
- Плакат для зрительной гимнастики по методу Базарного (см. Приложение 4).
- “Смайлики” для каждого ребёнка (см. Приложение 5).
- Компьютерный диск со слайдами и аудиозаписью.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Александровна и сегодня урок чтения проведу у вас я.
Сегодня на уроке мы будем проводить самые настоящие исследования и совершать открытия, будем историками, мультипликаторами, звукорежиссерами, литераторами.
1. Подготовка к восприятию произведения.
- Сегодня наш урок посвящён произведению, которое, наверняка, вам хорошо знакомо. Это сказка “Лиса и Журавль”. (Слайд 1)
- Ребята, это авторская или народная сказка? (Народная.)
- Посмотрите на заголовок сказки. Почему же тогда под ним написано: “В обработке К.Ушинского”? (Ответы детей.)
- Вы встречались уже с произведениями Ушинского?
(Слайд 2)
- Что вы можете рассказать о нём? (Ответы детей.)
- Константин Дмитриевич Ушинский был не писателем, а педагогом. Великим педагогом. Для созданных им почти 150 лет назад учебных книг “Детский мир” и “Родное слово” Ушинский подбирал прекрасные народные сказки, песни, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, а также разнообразные авторские произведения.
- Одним из произведений, вошедших в книгу “Родное слово”, и является сказка “Лиса и Журавль”.
2. Чтение произведения.
- Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью. Слушайте, как рассказывают сказку профессиональные артисты и одновременно, вслух, но очень тихо, читайте сами.
Возьмите ручки. При чтении подчёркивайте слова, значения которых вам не очень понятны. (Слайд 3)
- Какие слова вы подчеркнули? (Ответы детей.)
(Слайд 4) – Словарная работа, разбор каждого слова.
- (Слайд 5) Молодцы! Вы очень хорошо поработали. Давайте немного отдохнём.
Физминутка
К солнцу тянутся ромашки,
Птицы, звери, второклашки. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Если ты устал в пути,
К солнцу потянись и ты. (Дети встают на другую ногу и тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга. (Вращение прямых рук вперёд.)
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук назад.)
Руки в спину упираем,
Поясницу прогибаем. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)
А теперь, давай, дружок,
Посмотри на потолок.
Отдохнули мы чудесно,
И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)
- А теперь давайте побудем мультипликаторами и составим мультфильм к этой сказке.
- Вы будете работать в парах. Возьмите конверты, достаньте картинки-карточки. (см. Приложение 3)
- Разложите картинки в том порядке, в каком развивается сюжет сказки. (Работа в парах.)
- Найдите и отметьте в тексте сказки одно или несколько предложений, которые соответствуют каждой картинке. (Работа в парах.)
- Давайте озвучим наш мультфильм. (Слайд 6)
(Работа по картинкам. Если ребёнок неточно нашёл подпись к картинке, учитель обращает внимание на некоторые детали рисунка.)
Физминутка для глаз
- Наши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть.
- Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не поворачивая головы, посмотрите налево…, направо…, вниз…, вверх… . Посмотрите в окошко, далеко-далеко.
- Давайте прочитаем, что написано на плакате. (см. Приложение 4)
- Читайте, следуя глазами за движением указки. (Чтение хором.)
- Закройте глаза и подумайте, что же вы прочитали?
- Откройте глаза. Что у вас получилось? (Как аукнется, так и откликнется.)
- Что это за предложение? (Это пословица, она есть в сказке.)
3. Анализ произведения.
- Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей.)
- Значит,… (Учитель одновременно пишет на доске.) … Нехорошая Лиса обидела хорошего Журавля и он ей отплатил?
- Так? Или не так? (Предположения детей.)
- Давайте разберёмся.
-Какой Лиса обычно предстаёт в русских сказках? (Гадкая, хитрая, льстивая.)
- А в этой сказке? (Приятная: с Журавлём “подружилась”, а подружившись, как водится среди соседей, “вздумала угостить Журавля и пошла звать его к себе в гости”.)
- Что же тут плохого? (Ничего.)
- Как Лиса приглашала Журавля? (По доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила (каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: “Покушай, голубчик, сама стряпала”.)
- Плохие ли это слова и дела? (Нет.)
- Есть ли у нас хоть какой-то повод сомневаться в том, что Лиса задумала хорошее дело и старалась обставить его по всем принятым на Руси правилам? (Нет.)
- Так где же, в чём, когда допустила Лиса промашку? (Когда гость и хозяйка начали трапезничать. Увлёкшись приятным занятием (“лижет себе да лижет кашу”), Лиса и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а кашки ему при этом не достаётся.)
- А как повёл при этом себя Журавль? (Журавль же и виду не показал, даже не намекнул Лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он Лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.)
- Как же принял Лису Журавль? (Наготовил окрошки, перелил (!) её в кувшин с узким горлышком.)
- Умышленно ли он это сделал? (Да, он хотел отомстить Лисе.)
- Как вы думаете, заметил ли Журавль, что Лиса вертится вокруг кувшина, и лизнёт его, и понюхает, а до еды добраться не может? (Именно этого эффекта от своего угощения он и ждал.)
- Надо ли тогда удивляться тому, что Лиса обиделась такому приёму? (Нет, кому приятно, когда над тобой откровенно насмехаются, пригласив тебя же в гости.)
- Но, с другой стороны, и Журавлю было обидно возвращаться голодным домой. Не так ли? (Да, но обида обиде рознь. Лиса не умышленно обидела Журавля. Она его угостить хотела, но не учла, что, если приглашаешь гостя, надо предварительно изучить его вкусы и возможности. Надо всё время заниматься гостем, забыв о себе, иначе гость почувствует себя неуютно.)
- Как должен вести себя гость?(Культурно, искренне, честно. Журавль мог бы тактично намекнуть Лисе, что кашки-то ему не досталось. Или, если уж очень обиделся, мог бы просто, поблагодарив хозяйку, уйти и не приглашать Лису с ответным визитом. Вероятно, Лиса бы задумалась, почему так получилось.)
- Как мог бы поступить Журавль, пригласив Лису в гости? (На своём примере показать Лисе, как надо встречать гостей.)
- Но это доступно только культурным людям и искренним друзьям.
- А как же пословица? Ведь русский народ в пословице заключает главную свою мудрость!.. (Эта пословица обращена не к тому, кого обидели, а к каждому из нас. Она говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Потому что, если ты обидел, да, не дай бог, не слишком умного и не очень-то культурного человека, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.)
- Как вы думаете, есть ли ещё пословицы, которые подходили бы к этой сказке?
- Сейчас я буду называть пословицы. Если вы считаете, что пословица подходит к этой сказке – хлопайте в ладоши 1 раз. Поднимите руки вверх.
+ Что есть в печи, всё на стол мечи.
Шило в мешке не утаишь.
+ За добро добром и платят.
+ У нас на Руси прежде гостю поднеси.
Труд кормит, а лень портит.
Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
+ Хороший гость дому радость.
Друг познаётся в беде.
+ Гостю щей не жалей, а побольше лей.
За правое дело стой смело.
+ Умел в гости звать, умей и угощать.
4. Итог урока. Рефлексия.
- Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о чём надо подумать? (О том, чем я спровоцировал эту обиду.)
- Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду? (Нет.)
- Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.)
- А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас было много друзей? (Да.)
- Для этого нам надо зажечь волшебное солнце дружбы. (на доске – круг солнца)
- Возьмите листы с текстом сказки. Из слов, напечатанных внизу, подчеркните слова, обозначающие качества, которые вы хотели бы видеть у своего друга. (Работа детей.)
- Чтобы солнышко засветило, ему нужно добавить лучики.
- Какие слова вы подчеркнули? (Дети отвечают и одновременно прикрепляют к солнцу лучи с названиями качеств друга.)
- Как вы думаете, какого качества здесь не хватает? (Умение понимать друга.)
- Давайте добавим этот лучик.
- Ребята, вы прекрасно работали. Давайте посмотрим, с каким настроением вы заканчиваете урок?
- Возьмите карточки, где нарисован грустный и весёлый человечек. Я сделаю так же.
- Поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению. (Дети поднимают карточки.)
- А я выбрала такую карточку. (Учитель показывает карточку хорошего настроения.)
- Я очень рада видеть ваши весёлые лица. Вы настоящие друзья. Поэтому я хочу подарить вам это солнце дружбы, чтобы оно светило вам всегда, радовало и согревало вас.
- Наш урок закончен. Спасибо.