Урок по теме “Wir lieben unsere Schule. Мы любим нашу школу” является интегрированным и входит в состав содержательной линии “Информационные технологии”.
Урок посвящен изучению систем образования в России и Германии и проводился в 8-ом классе. Данный урок рассматривается как обобщающий по пройденным темам немецкого языка и информатики и дает возможность ученикам на практике использовать полученные ими на уроках знания, умения и навыки. Сам урок, предшествующий ему подготовительный этап, направлены на:
- формирование у учащихся ценностного отношения к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию как особому информационному процессу, воспитание у них стремления к самообразованию с использованием информационных технологий и мультимедиа- и Интернет- ресурсов;
- подготовку школьников к широкому практическому использованию информационных технологий в различных сферах жизни и деятельности, овладение основными средствами компьютерных технологий;
- формирование понятий о культуре современного труда, стимулирование успешного обучения и личностного самоопределения.
Проведению урока предшествовала подготовительная работа, в которой принимали участие как учителя, так и учащиеся. На уроке немецкого языка учащимся при изучении темы “Школа” было дано задание составить сообщения о своей школе, классе, любимых предметах, изучить и сравнить системы образования в нашей стране и Германии, найти в сети Интернет информацию, связанную с жизнью немецких школьников, подготовить фоторепортажи о нашей школе. Найденная информация: фотографии, сайты были использованы на уроках информатики в качестве основы для создания тематических презентаций.
Продолжительность урока – 1 час.
Первая часть урока – развитие навыков устной монологической и диалогической немецкой речи. В ходе урока учащиеся рассказывают о системах образования России и Германии, о своей школе, классе, любимых предметах, иллюстрируя свои сообщения собственными презентациями.
Вторая часть – выполнение разнообразных проверочных заданий на знание лексики по теме “Школа”:
- Wortsalat. Упражнения на развитие логики, памяти, сообразительности.
- Компьютерное тестирование с помощью программы “Wir lieben unsere Schule”,
Третья часть – работа в сети Интернет: посещение сайта Кассельской гимназии http://www.goetheschule-kassel.de/,знакомство с жизнью немецкой школы
Технические требования к технике и программному обеспечению:
для проведения урока использовались компьютеры “Aquarius”;
- ОС Windows XP;
- Microsoft Office 2003;
- программа дистанционного управления компьютерами NetOP School (с помощью которой учитель имеет возможность проследить со своего компьютера за работой каждого учащегося или группы, а также выполнить проверку выполняемых заданий);
- тестовая программа “Wir lieben unsere Schule”, реализованная на языке Visual Basic.
Интегрированный урок на тему: “Wir lieben unsere Schule (Мы любим нашу школу)”.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках немецкого языка, информатики, при изучении тем “Школьная система Германии” (немецкий язык), “Текстовый редактор Word”, “Создание презентаций Power Point” (информатика).
Задачи урока:
1. Образовательная:
- познакомить с системами школьного образования Германии и России, сравнить их, найти общее и различия;
- проверить с помощью компьютера знания учащихся по немецкому языку;
- отработать умения работы с компьютерными приложениями Word, Power Point;
- познакомить с правилами работы в Интернете.
2. Воспитательная:
- прививать интерес к языку;
- воспитывать любовь к школе, учебе, к произведениям классической немецкой литературы, уважение к труду учителя;
- воспитывать чувство гордости за свою школу;
- воспитывать чувство ответственности, коллективизма, коммуникабельности через работу в группе;
3. Развивающая:
- развивать навыки устной монологической, диалогической немецкой речи;
- развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий;
- развивать навыки тестирования при помощи компьютера;
- закрепить, углубить приемы и навыки работы в текстовом редакторе: отработать технику редактирования, форматирования текста, использования различных вставок, эффектов оформления текста, открытия и сохранения компьютерной презентации.
4. Здоровьесберегающая: соблюдать правила и нормы при работе на компьютере, выполнять комплекс физических упражнений и гимнастику для глаз.
Наглядность: плакаты “Система образования в Германии”, “Немецкие пословицы о труде”, рисунки, книги, компьютерные программы-приложения: презентации, тестовая программа, текстовые файлы с заданиями.
Оборудование: мультимедийные ПК.
План проведения урока.
- Организационный момент.
- Wir lieben unsere Schule.
- Вступительное слово учителя.
- Фонетическая зарядка.
- Die Schule in Deutschland. Монологические высказывания по теме с компьютерной поддержкой.
- Школа в России. Монологические высказывания по теме с компьютерной поддержкой.
- Сравнение двух систем школьного образования . Монологические высказывания по теме с компьютерной поддержкой.
- Wortsalat. Упражнение на развитие логики, памяти, сообразительности.
- Школьные предметы, учителя, наш класс, наша школа. Монологические высказывания по теме с компьютерной поддержкой.
- Тестирование.
- Работа в сети Интернет. Отправление сообщения в гостевую книгу гимназии города Касселя (Германия).
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие учащихся. Запись числа, темы урока: “Wir lieben unsere Schule”. Проверка отсутствующих.
2. Wir lieben unsere Schule.
2.1. Вступительное слово учителя немецкого языка: Guten Tag! Das Thema der heutigen Stunde ist Wir lieben unsere Schule. Wir beginnen unsere Stunde mit der Mundgymnastik.
2.2.Фонетическая зарядка.
Учащиеся повторяют за учителем стихотворение.
Wir lieben unsere Schule
Wir lernen fleiig hier.
Wir machen sie auch sauber,
Denn Schule – das sind wir!
2.3. Die Schule in Deutschland.
Монологические высказывания по теме с компьютерной поддержкой. Das Schulsystem in Deutschland ist kompliziert. Es ist die Sache der Bundeslander. Nicht wahr? Учащиеся рассказывают о системе образования в Германии, дают характеристики основным ее ступеням, иллюстрируя рассказ подготовленной презентацией по теме.
Das Schulsystem in Deutschland ist Sache der Bundeslander.
Schulsystem hat drei Stufen: die Primarstufe, die Sekundarstufe I und Sekundarstufe II. Jungen und Madchen,die am 30. Juni sechs Jahre alt sind, gehen im Herbst in die Schule. u.s.w.
Lehrer: Ja, in der 4.Klasse ist die Grundschule zu Ende. Nun beginnt dieSekundarstufe. Hier gibt es drei Wege:Hauptschule, Realschule oder Gymnasium. Und wie sieht das Schulsystem in Russland?
2.4. Школа в России.
Монологические высказывания по теме с компьютерной поддержкой. Учащиеся рассказывают о системе образования в России, дают характеристики начальной, средней и старшей школе, иллюстрируя рассказ подготовленной презентацией по теме.
Die Schule in Russland hat drei Stufen: Unterstufe, Mittelstufe und Oberstufe.
Die Kinder gehen mit 6 oder 7 Jahren in die Grundschule, die vier Jahre dauert. Die Kinder lernen lesen, schreiben, rechnen. Sie werden mit anderen Fachern bekannt gemacht.
Das sind in der Regel Naturkunde, Kunst, Musik, Sport und eine Fremdsprache. Bei uns ist das Englisch.
Die Mittelstufe beginnt mit der 5. Klasse und dauert bis zur 9. Klasse. Nach der 9. Klasse legen alle Schuler Abschlusprufungen ab.
Nach 9. Klasse kommen die Schuler nach Lyzeum oder besuchen eine Berufsschule. Der Unterricht in der Schule dauert von 8.00 bis zur 14 Uhr. Es gibt Herbst-, Winter-, Fruhlings- und Sommerferien, die drei Monate dauern.
2.5. Сравнение двух систем школьного образования.
Монологические высказывания по теме с компьютерной поддержкой.
Lehrer:In der deutschen Schule gibt es die Noten von 1 bis 6.Vergleichen wir die deutschen und die russischen. Noten!
Учащиеся рассказывают о системе оценок в России и Германии.
2.6. Wortsalat.
Упражнение на развитие логики, памяти, сообразительности.
Lehrer: Wortschatz; ist es wirklich ein Schatz? Jetzt spielen wir Wortsalat zum Thema “die Schule”.
UTDEHSC DEUTSCH
MKUSI MUSIK
SRTPO SPORT
YMIUMNASG GYMNASIUM
RLULESCHEA REALSCHULE
Welches Wort passt nicht?
Bio, Chemie, Physik, Religion, Mathe, Sport
Das Abitur, der Lehrer, die Realschule, Weihnachten, die Hauptschule, die Stufe.
Macht die Sprichworter komplett
Alleranfangistschwer. Aller Anfang ist schwer.
Keineroseohnedornen. Keine Rose ohne Dornen.
Ohnefleikeinpreis. Ohne Fleikein Preis. .u.s.w.
2.7. Школьные предметы, учителя, наш класс, наша школа. Монологические высказывания по теме с компьютерной поддержкой.
Lehrer:In diesem Schuljahr habt ihr 17 Facher.Auf dem Stundenplan stehen : Chemie, Physik, Mathe, Russisch, Biologie, Sport, Musik, Informatik u.a. Was fallt dir schwer,(leicht)? Wie heissen eure Lieblingsfacher? Wie heisst die Lehrerin, die Russisch unterrichtet? Jetzt zeigen wir unsere Computerprasentationen zum Thema “Wir lieben unsere Schule”. Учащиеся рассказывают о своих любимых школьных предметах, о школьном расписании, о своих учителях, о своем классе, школе, иллюстрируя рассказ подготовленными презентациями по темам “Unsere Schule”, “Mein Liebliengsfach”, “Mein Stundenplan”, “Meine Klasse”.
Lehrer: In der Pause besprechen die Schuler das Schulleben. Woruber sprechen sie? Wir haben jetzt Mathe bei N.Mathe? Scheusslich! Scheusslich?! Ich finde das toll.Nicht umsonst nennt man die Mathematik Konigin aller Wissenschaften. Na ja, das ist doch Geschmacksache. Und was hast du denn am liebsten?Musik. Auch nicht schlecht. Учащиеся инсценируют сценку-диалог о любимых предметах.
Lehrer: Es ist schon Zeit, eine Turnpause zu machen.
1,2,3,4.Wir sind hier!
1,2.Das ist fein!
1,2,3,4,5,6.Die Schule ohne Stress.
7,8. Gut gemacht!
2.8.Тестирование.
Lehrer: Und nun prufen wir, was wir schon wissen und konnen. Das machen wir mit Hilfe des Testprogramms.
Тестирование учащихся проводится на компьютерах с использованием специально составленной программы-теста, в базе данных которой содержатся вопросы, проверяющие знание лексики, грамматики и страноведения.
2.9. Работа в сети Интернет.
Отправление сообщения в гостевую книгу гимназии города Касселя (Германия) http://www.goetheschule-kassel.de/. При подготовке к уроку в сети Интернет был проведен поиск сайтов школ Германии. Был найден сайт гимназии в городе Касселе, где работает Центр русского языка. На уроке учащимся было предложено задание написать на немецком языке сообщение – приветствие немецким школьникам с предложением познакомиться и подружиться. Созданное сообщение было оставлено в гостевой книге Кассельской гимназии http://www.umlauf.de/umlauf.de/web/sites/00012.php?PHPSESSID=56ca5c4d9ec20c399ee59b0fe2095ead
3. Итог урока. Комментируются и выставляются оценки за сообщения учащихся и по результатам тестирования.
4. Домашнее задание. Учащиеся получают задание на чтение текста с общим охватом содержания и выделения основной мысли по теме “Школа вчера и сегодня”.