Включение эстетического компонента в преподавание математики как средство развития личности первоклассника

Разделы: Математика


Аксиологический подход в образовании предполагает перевод учащегося в субъектную позицию творца собственной системы ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Исходя из этого, школьное образование должно быть таким, чтобы мир в сознании ребенка не раскалывался на отдельные учебные предметы, а в представлении ребенка сохранял целостность.

Традиционная педагогика долгие годы лишь декларировала необходимость формирования у учащихся цельной стройной картины мира. Однако в рамках рецептивно-отражательного подхода к обучению ученик рассматривался лишь как объект обучения, и, как следствие этого, в ребенке недостаточно развивалось творческое начало. Что же послужило основанием для предположения, что включение эстетического компонента в преподавание математики будет служить эффективным средством творческого развития личности? Как показывает практика, эстетическому воспитанию на уроках “нехудожественных” дисциплин уделяется недостаточное внимание. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, в методических пособиях этот вопрос почти не рассматривается, а учитель не всегда имеет четкое представление об эстетических компонентах предмета математики. Во-вторых, потенциально-богатые и разнообразные задания учебника при отсутствии методических рекомендаций используются однобоко, обычно только для формирования практических знаний, умений и навыков и развития логического мышления. Наш опыт свидетельствует, что наряду с предметами художественно-эстетического цикла (литературой, музыкой, изобразительным искусством, хореографией) учебные предметы “нехудожественных” дисциплин позволяют использовать дополнительные художественные средства, способствующие развитию как интеллектуальной, так и эмоциональной сфер, воспитанию духовности и раскрытию творческого потенциала ребенка. Они способны развивать познавательную потребность, которая в сочетании с мотивом достижения цели создает глубокую удовлетворенность от учения. Наблюдения за учащимися гимназии показывают, что в процессе занятий приводятся в движение все умения и умственные силы ребенка. В свою очередь, он активно использует эту способность активной самореализации в других видах деятельности.

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что в образовательном процессе необходимо искать скрытые резервы для развития личности ученика. Именно поэтому включение эстетического компонента в содержание учебных предметов, в том числе и математики, может внести свой вклад в формирование общей культуры, расширить сферу взаимодействия ребенка с окружающим миром, прекрасным, увеличить потребность в самовыражении.

Исходя из этого, мы выдвинули предположение, что включение эстетического компонента в математическое образование с первого класса позволит существенным образом оптимизировать учебную деятельность учащихся, будет способствовать развитию богатых эстетических связей с действительностью, формированию ценностных представлений и предпочтений личности, и в то же время комплексному усвоению предмета, развитию математического мышления, пространственного воображения – все это поможет детям приобрести те положительные эмоции, которые повлияют на отношения, мотивы поведения учащихся, на восприятие учебного материала. Для этого необходимо выявить особые моменты эстетически-значимого в содержании предмета и методах его раскрытия перед учащимися.

Анализ программы и учебника “Математика” для 1 класса авторов И.И.Аргинской и др. показал, что они содержат богатые источники, формирующие красоту познания у учащихся. Один из них – сама действительность, ее стороны и явления, изучаемые в математике (решение жизненных и сюжетных задач, ориентация на плоскости и в пространстве, форма, размер, цвет предметов, объединение множеств, возникновение чисел как результат пересчета предметов, расширение множества натуральных чисел – однозначных, двузначных и пр.). Другой источник красоты познания – эстетические свойства самой науки: красота ее строгих понятий, законов, закономерностей, (переместительный и сочетательный законы сложения, установление взаимно однозначного соответствия между элементами множеств, упорядочивание натурального ряда чисел, знакомство с его свойствами, нахождение закономерностей и др.). Еще один источник красоты – история научных открытий, возбуждающая чувства прекрасного, удивительного, возвышенного (откуда взялась математика, как люди научились записывать цифры, почему математика использует латинский алфавит и т.д.). Существенным источником красоты является эстетически отраженный процесс познания и учения (открытие различных способов сложения и вычитания, составление алгоритма сложения и вычитания и работа по нему, таблица сложения и ее сокращение, решение уравнений различными способами, вариантность выполнения заданий, нетрадиционные способы решения и пр.). Все это обогащает индивидуальный опыт постижения учащимися сущности прекрасного в такой области как математика.

Наш опыт позволяет утверждать, что математическое образование становится существенной предпосылкой для освоения первоклассниками научно-обоснованной картины мира и составной частью подготовки их к жизни, если при формировании у детей прочных практических знаний, умений и навыков обращается внимание не только на развитие логического, строго математического мышления, но и на развитие фантазии и творчества. Это достигается при органичном включении в строго научное понимание предмета математики представление об ее эстетических компонентах. Мы убедились, что специфический вклад математики в культурно-эстетическое воспитание учащихся становится реальным при использовании специальных заданий для достижения следующих целей:

  • формирования знаний, умений и навыков в области данного предмета;
  • развития общих умственных и творческих способностей;
  • пробуждение положительных эстетических эмоций как стимулирующего фактора при ознакомлении учащихся с изучаемым материалом;
  • сознательного углубления культурных навыков школьников.

Возможности достижения названных целей имеются как в содержании материала, так и в методике преподавания и в организации урока.

Проиллюстрируем сказанное на примерах. Задания учебника математики авторов И.И. Аргинской, Е.П. Бененсон и Л.С. Итиной, задания, адаптированные из литературы, а также разработанные нами мы разделили условно на несколько групп.

Первая группа заданий дает представление о некоторых эстетических терминах (культура, гармония, красота и т.д.). Целью этих заданий является ознакомление учащихся с понятиями, которые способствуют расширению кругозора, погружению детей в мир эстетических ценностей, развитию познавательной сферы ребенка и его творческого мышления.

Вторая группа заданий развивает эмоционально-слуховое (зрительное) восприятие ребенка. Данные упражнения формируют умение слушать, слышать и воспринимать информацию, эмоционально на нее откликаться. Как показал опыт, у первоклассников запас этих умений довольно беден, поэтому целесообразна специальная работа по его обогащению.

Третья группа заданий способствует развитию культуры умственного труда: организации рабочего места, постановки и решения учебных задач, письменной фиксации знаний, рациональных путей решения, стимулирует к постоянному самостоятельному поиску новых путей, то есть к тому, с чего начинается красота познания. Достигать этого позволяет используемая в нашей гимназии дидактическая система Л.В. Занкова.

Четвертая группа заданий помогает развивать творчество детей (фантазию, воображение). Наукой доказано, что воображение является глубинным, постоянным источником красоты творческого познания, питающим деятельность школьника. Оно выстраивает, комбинирует получаемые новые знания и умения с уже имеющимися в новые связи и отношения, в новые цепи образных представлений. Погружение ребенка к фантазированию – путь для подготовки его к овладению красотой познания. Сознательное развитие творческого отношения ребенка к изучению предмета приводит к тому, что дети не удовлетворяются единственным вариантом выполнения задания, а стремятся к поиску многовариантности, раскрывая внутреннюю логику связей. Это вызывает более высокую активность, чем размеренное однообразие в повторении материала.

В качестве примера представляем некоторые задания.

1 группа заданий 2 группа заданий 3 группа заданий 4 группа заданий
1. Анализ девизов урока “Математика – один из видов искусства” Н.Винер, “В мире нет некрасивой математики” Г. Харди.

2. Игры-превращалки (буквы, слоги превращаются в “эстетические” слова);

3. Игры-угощения (угостим друг друга добрыми, красивыми, нежными, приятными словами).

4. Подбор понятия к группе рисунков.

1. Составление мозаик.

2. Дай свою оценку нарисованным узорам, историческим событиям.

3. Оценивание жизненных ситуаций с точки зрения эстетических ценностей.

4. Решение жизненных и сюжетных задач.

5. Рисование второй половины предмета (цветка, человека, узора и пр.), симметричной данной.

1. Коллективное определение цели деятельности, открытие нового понятия, способа действия с помощью учителя.

2. Проверка найденного способа действия на практике, в новой ситуации.

3. Составление моделей в виде схем, рисунков.

4. Рефлексия выполнения отдельных заданий, себя, урока в целом.

5. Коллективная эмоциональная оценка деятельности класса на уроке.

1. Преобразование незатейливых фигур в сказочных героев (? в старика, мальчика, в принцессу, кота, царя).

2. Рисование геометрическими фигурами радости, красоты, грусти и т.д.

3. Угадывание характера фигур.

4. Минутки фантазии.

5. Составление собственного узора.

6. Изображение геометрическими фигурами различных животных (зайца, лису, кошку и т.д.).

Большое значение на уроке при выполнении заданий для первоклассника имеет оценка учителя. Вместо традиционных “молодец”, “постарайся” мы говорим “у меня душа поет от твоей работы”, “ты меня порадовал своей работой, давайте все порадуемся за Колю”, “твою работу можно сравнить с рисунком, выполненным одним цветом. Внеси яркость и сочность красок”, “твоя работа будет интересной тогда, когда в ней зазвучит музыка” и др.

Все задания и упражнения подаются малыми порциями в развивающих играх, легко, без напряжения и вызывают интерес учащихся к изучаемым явлениям. При этом строго выдерживается стандарт образования, не допускается перегрузка учебным материалом, закрепляются учебные знания, умения и практические действия. Программный материал усваивается без увеличения времени обучения и практически без дополнительных затрат. Практика показывает, что у учащихся вырабатывается способность переносить знания и умения, полученные на занятиях художественно-эстетического цикла, в новые условия. У них развивается образное мышление. В качестве примера приведем урок математики на тему “Натуральный ряд чисел”. (Приложение 1, Презентация).

Как показывает опытная работа, вскрытые резервы стимулирования творческой работы учащихся в процессе математического обучения выводят их за рамки предмета: средством для этого является участие во внеклассных мероприятиях (классных часах, праздниках, олимпиадах, конкурсах).

Кроме того, такой подход свидетельствует, что открывая прекрасный мир математики, учащиеся получают представление о ее красоте и гармонии, о связи науки и искусства. Благодаря психогигиеническим моментам резко сокращается утомляемость, повышается работоспособность, активнее воспринимается учебный материал, что благотворно отражается на психическом и физическом здоровье детей.