Праздник числа

Разделы: Внеклассная работа


В классе развешаны таблицы с изображением римских и арабских цифр, кроссвордов, ребусов, загадок.

Звучит мелодия “Чему учат в школе” (муз. В. И. Шаинского, сл. М. Пляцковского)

Учитель. Здравствуйте, дети. Сегодня у нас Праздник числа. На празднике мы будем считать, играть игры, петь песни, решать кроссворды и ребусы.

Чтобы ответить, сколько тебе лет, сколько у тебя друзей, сколько лап у паука, или у собаки, надо знать цифры, надо уметь считать. В разных странах в разные времена люди по-разному записывали числа.

Сначала поговорим о том, на что похожа каждая цифра.

На сцену выходят дети с рисунками, ставят их на подставку и читают стихотворение С.Я. Маршака “Веселый счет”.

Игра “Веселый счет” (на таблице цифры от 1 до 10. Надо назвать и показать все число от 1 до 10. Два ученика показывают и считают по порядку.)

Учитель. А теперь ребята, каждая цифра загадает вам загадку о себе, а вы, если узнаете ее, поднимите соответствующую карточку, и тогда картинка-загадка встанет рядом с цифрой.

Ученики читают загадки по очереди, а участники праздника поднимают карточки с цифрой, о которой идет речь. (У всех карточки с цифрами.)

1-й ученик.

Я четвертою стою
Между цифрами в строю. (цифра 4)

2-й ученик.

На одной ноге в болоте
Вы меня легко найдете. (цифра 1)

3-й ученик.

Повернуть ее ты сможешь,
Головой поставить вниз.
Цифра будет все такой же,
Ну, подумай? Покажи. (цифра 8)

4-й ученик.

Я неплохо потрудилась -
В кресле мягком развалилась. (цифра 5)

5-й ученик.

Летом траву я кошу на лугах,
Зимою- на гвозде в сенях. (цифра 7)

6-й ученик.

Я - в озере лебедка.
Длинношеяя молодка. (цифра 2)

7-й ученик.

Змейкой ползу я на сучок,
Ловко цепляюсь я, словно крючок. (цифра 6)

8-й ученик.

Что за цифра- акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет. (цифра 9)

9-й ученик.

Я - горбатая старушка,
Или старушка –завитушка. (цифра 3)

10-й ученик.

Нуль поставил спинку брату.
Тот забрался не спеша.
Стали новой цифрой братцы,
Не найти нам в ней конца. (цифра 10)

Учитель Вы узнали все цифры и правильно их назвали,

А это – ноль, или ничего,
Послушай сказку про него.

Дети показывают инсценировку стихотворение С.Я. Маршака.

Игра “Живые числа” (Учитель раздает детям карточки с цифрами. По сигналу дети выходят, строятся в ряд.)

Учитель. Молодцы, ребята! Как выглядят цифры вы знаете. А умеете ли вы считать. А без чего нельзя считать. Правильно, без математических знаков и действий.

1-й ученик.

Как нету на свете
Без ножек столов,
Как нету на свете
Без рожек козлов,
Котов без усов
И без панцирей раков,
Так нет в арифметике
Действий без знаков.

2-й ученик.

Крестик - он зовется плюс
Без него не обойдусь,
Если я хочу узнать,
Сколько будет два и пять,
Тут я, без сомнения,
Выполню сложение.

К доске прикрепляется табличка СЛОЖЕНИЯ.

слагаемое слагаемое сумма
5 + 2 = 7

Чтение и решение примеров на сложение по разному.

3-й ученик.

К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок
Прилетело на урок?

4-й ученик.

Минус вам поможет тут!
Меня минусом зовут.
Я не крестик, но, друзья,
Без меня никак нельзя!

Ученики. Выполняем вычитание.

К доске прикрепляется табличка ВЫЧИТАНИЯ

уменьшаемое уменьшаемое разность
7 - 3 = 4

Учитель. Ребята, вы уже знаете знаки “плюс” и “минус” и два арифметических действия – сложение и вычитание. А умеете ли вы решать веселые задачи? Сейчас посмотрим.

Скоро десять лет Сереже,
Диме нет еще шести –
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.
А на сколько лет моложе
Мальчик Дима, чем Сережа? (на 4 года)

На плетень взлетел петух,
Повстречая там еще двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (3)

У Коли и Марины
Четыре мандарина.
Из них у брата - три
А сколько у сестры? (1)

Пять щенят
Плюс мама-лайка
Сколько будет, сосчитай-ка? (6)

Учитель. Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны и быстро решили задачи. А сейчас поиграем, отдыхаем. Выходите все.

Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали, раз, два, три.
Ножками потопали, раз, два, три.
Сели, встали, встали, сели
И друг-друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.

Игра “Соберем яблоки в саду. ”

На доске изображены яблони, на каждом дереве висят яблоки, на обратной стороне которых задания. У доски – три корзины. По очереди от каждой команды выходят ученики, каждый срывает яблоко, решает примеры. Если результат правильный, то яблоко кладут в свою корзину. Если ответ неверный – яблоко возвращается на дерево.

9-1 8-2 7+3
9-2 7-3 8-3
9-3 5+2 6+3
7+1 6+2 1+4
2+3 4+1 3+2

Учитель. Молодцы!

А теперь отправимся…
Во времена царя Гороха
Под смех и шутки сномороха
Царь, на нос нацепив очки,
Играл с царицею в стручки.
Ты знаешь, как они играли?
Я сообщаю все детали!

Примеры довольно простые, но, как видите, они были не очень сильны в математике: во всех примерах- ошибки. Помогите им. Переложите в каждом примере только одну палочку, чтобы ответы были правильными.

Примеры царя I I+ I = I I I I I I – I I = I
Примеры царицы I + I I = I I I I I I I I – I I = I

Учитель. Итак, вы сумели исправить ошибки царя и царицы. А теперь угадаем слова.

А СУ 2М НИ ТА ВЫ ЧИ Е
И М С Н У Ю С П Л

Учитель. А теперь вспомним, как нелегко нам было учиться считать.

Дети показывают инсценировку рассказа Н. Носова “Ступеньки”

Учитель. Вот и закончился наш Праздник числа. Спасибо всем участникам праздника. Любите математику и дружите числами. На прощание все вместе споем нашу любимую песню. “Дважды два четыре”.