Цели урока:
- определять структуру сказки (выделять зачин, окончание);
- развитие познавательных навыков учащихся;
- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
- развитие критического и творческого мышления;
- умение видеть, сформулировать и решить проблему;
- развивать сферу эмоций, интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение;
- формировать умение овладевать оценочной терминологией; коммуникативные навыки работы в группе.
Цель проекта: на основе имеющихся знаний о сказке выяснить, смогут ли герои разных сказок ужиться вместе.
Решение цели проекта: составление собственной сказки по пословице.
Возможный выход:
- создание собственной сказки;
- выступление перед учениками начальных классов;
- выступление в детском саду;
- создание книги сказок.
Оборудование:
- карточки с именами героев сказок;
- карточки с пословицами;
- план работы группы;
- шаблоны для иллюстрирования сказки, цветная бумага, ножницы, клей;
- элементы костюмов;
- аудиозаписи; магнитофон;
- презентация к уроку.
Ход урока
№ | Содержание урока. | Примечания |
1. | Актуализация знаний. Звучит музыка. - Сегодня мы проводим урок творчества по теме: “Закрепление изученного о сказках”. - Сказка в наши дни не потеряла своего значения, она многому учит, к ней хочется обращаться в любом возрасте. Почему? (ответы детей) - Давайте обобщим наши знания. Сказки бывают … - На уроках творчества мы создаём продукт, творим. Какую проблему нужно решить по теме урока? (трудно ли сочинить сказку) Звучит музыка, появляется Шапокляк. - Привет! Это я - самая добропорядочная старушка Шапокляк. Живу по правилу: “ Хорошими делами прославиться нельзя!” Вот и сегодня я не удержалась и совершила самую лучшую пакость - героев разных сказок собрала всех вместе, и они сидят и рыдают. В сказки свои хотят попасть, а не могут. Спорят, ссорятся … Красота!.. - Как тебе не стыдно, Шапокляк! Ребята, давайте докажем Шапокляк, что герои разных сказок смогут жить в одной сказке, созданной нами. Попробуем исправить положение? - Попробуйте, ничего у вас не получится. А я здесь посижу, может, “помощь” окажу. |
Слайд № 1: народные и литературные; бытовые, волшебные, о животных. |
2. | Постановка целей, обобщение знаний. | Слайд № 2: цели, пути решения, условия успешности работы. |
1) | - Какие цели поставим? | |
2) | Сбор информации, выбор ролей. - Если мы создаём сказку, то какой она будет? (авторской) Для создания сказки нам нужны: сценаристы, иллюстраторы, критики. Распределяем роли. |
Слайд № 3: определения понятий. |
3) | Какие основные этапы сказки вам
известны? - На партах у вас тоже есть алгоритм работы по составлению сказки. Можно воспользоваться им. |
Слайд № 4: этапы сказки. |
Ш.: - Я вот вам хочу пословицы предложить
- может, воспользуетесь ими? - Объясните, как вы это понимаете? |
Расставляет пословицы. | |
3. | Выбор героев. - Выберите героев, которые будут участвовать в вашей сказке. - Не забудьте дать сказке название. Физминутка. - Ну, ребятки, в путь! Встаньте, пожелаем друг другу удачи. (эмоциональная и тактильная поддержка в группе) |
|
4. | Проектирование сказки. Работа в
группах. - Если вам необходима моя помощь – я всегда рядом. Успехов вам! Работа детей. По команде учителя работа прекращается. |
1 и 2 группа- создание диафильма; 3 и 4 группа- театрализация. |
5. | Защита проекта сказки. - Возьмите алгоритм выступления, прочитайте. Все вы сейчас побываете в роли артистов, зрителей и слушателей. Выступление каждой группы. Вопросы из зала. |
Жестовое общение |
6. | Итог урока. - Какие цели ставили перед собой? Какие выводы можно сделать? - Шапокляк, справились ребята с работой? Вернёшь теперь персонажей в свои сказки? Ш.: - Так и быть, верну. Пойдём, Лариска, нам здесь делать нечего, (уходит). |
Слайд № 5 Слайд № 6 |
7. | Практическая значимость. - Давайте подумаем, где можно осуществить наши проекты? (выступить перед другими классами, показать сказки в детском саду) |
Слайд № 7 |
8. | Рефлексия. - Оцените свою работу и работу группы в целом. Перед вами мордашки. Выберите нужную. - Кому на уроке было комфортно, общение и работа в группе доставила радость? - Кто не удовлетворён своей работой? Почему? - Мне было приятно, что сегодня на уроке вы показали свои отличные знания, умение работать вместе, ваше чувство локтя. Спасибо за работу. |
Цветоматрица Показ, высказывания детей. |
Приложение к уроку.
Выберите сказочных персонажей для создания своей сказки:
Баба | Лиса Патрикеевна |
Буратино | Мальвина |
Дед | Ослик Иа |
Колобок | Три поросёнка |
Кот в сапогах | Чебурашка |
(можете добавить своих)
При составлении сказки пользуйтесь планом:
ЗАЧИН | Небылица Жили- были… Стихотворное начало |
На болоте была трясина… На море-окияне… В некотором царстве… |
РАЗВИТИЕ СКАЗКИ | Где происходит Как встречаются герои Какие диалоги Что случается |
Долго ли, коротко ли… Далеко ли, близко ли… Высоко ли, низко ли… Встань передо мной, как лист… Стань ко мне передом… Добрый молодец, красна девица |
ОКОНЧАНИЕ СКАЗКИ | Чему учит сказка? Вывод. |
Стали они жить- поживать… Сказка- ложь, да в ней намёк… |
Защиту проекта сказки расскажите по плану:
- Нам предложено составить сказку по пословице…
- Мы выбрали героев…
- Сказка называется…
- Мы считаем, что в нашей сказке различные персонажи уживаются (не уживаются), так как сказка получилась (не получилась)
- В этом нам помогли такие качества совместной работы…
(или что помешало работе)