Интегрированный урок (физика + история) по теме "Битва за Кавказ"

Разделы: Физика, История и обществознание


“Смысл интегрированного курса заключается в синтезировании уроков на основе учебного материала разных тем школьного курса”. Основой таких уроков является не столько усвоение определённых знаний, сколько развитие образного мышления, творческой активности учащихся. Всё это позволяет использовать содержание многих учебных дисциплин, обращаться к явлениям и событиям окружающей жизни, привлекать сведения из различных областей науки, искусства, культуры.

На уроке учитель может поддерживать внимание учеников на высоком уровне, используя различные виды работ, переключая учащихся на разнообразные виды деятельности.

Урок физики – истории был разработан и проведён в канун Дня Победы. Подходит к концу учебный год, пройдены все темы, можно повторить изученный материал за весь курс, да и праздник впереди – великий.

В основу урока положена тема “Битва за Кавказ”. Класс оформлен следующим образом: на боковых стендах размещены фотографии, иллюстрации из журналов, рассказывающие и показывающие красоту родного края, его сегодняшний день. На доске крепится карта края (её можно разместить и на мультемидийном экране) и цветные таблички, на которых напечатаны названия разделов: “Первоначальные сведения о строении вещества”. “Взаимодействие тел”, “Давление твёрдых тел, жидкостей и газов”, “Давление и мощность”, “Энергия”. Парты расставлены т.о., чтобы класс делился как бы на 2 части; в центре класса ставим широкий стол, на котором находится ещё одна географическая карта местности и разложены: с одной стороны - карта боевых действий “Оборона Кавказа. 25 июля – 28 декабря 1942 г.”, с другой – карта “ВОВ 1941 – 1945 г.г. Ход военных действий c 19 ноября 1942 г.- 23 декабря 1943 г ”, т.е. карты начала и конца боевых действий на Кавказе. На партах разложены фото - и документальные материалы, переносящие детей в военное время. Используются также модели боевых машин: самолетов, танков, артиллерийских орудий, задействованных в военных операциях на Кавказе ( танки “Т- 34”, “Тигр”, самолеты “He- 111”, “FW-190”, “Юнкерс”, “Ил- 4”, “И-16”, “Р-40 Томагавк”, “Р-39 Аэрокобра”, мотоцикл “Цундап”, фигурки солдат Красной армии и немецких войск, артиллерийский расчет).

Цель урока:

  1. Поддержать привитый интерес к физике в течении учебного года и побудить желание к осмысленному усвоению физики в следующих классах.
  2. Воспитание патриотизма и любви к Родине, родному краю.
  3. Расширение кругозора учащихся, углубление их знаний по физике, истории, географии.
  4. Воспитание у детей уважения к труду.

Предлагаю учащимся представить себя летчиками, танкистами, артиллеристами, саперами, медиками, поварами, представителями штаба и расположиться по обе стороны от меня за партами. Выделяем по 3- 4человека от каждой группы войск: воздушной, сухопутной, бронетанковой и т.д. Поставлена задача: выбить противника с занятых позиций. “Выбивать противника” будем, отвечая на вопросы в карточках- заданиях.

Кратко рассказываю о стратегических и военно-политических планах фашистской Германии, об операции по захвату Кавказа “Эдельвейс”, о боях в районе городов Туапсе, Новороссийска, Краснодара, Ейска. Местность, где проходили бои- сложная: здесь и заболоченные низины, плавни, овраги, речки и реки, горные массивы.

Враг был очень силен, имел прекрасное вооружение, рвался захватить Кавказ, но встретил самоотверженность и героизм защитников Кавказа и на море, и в горах, и в небе. Героическими действиями советские воины сорвали гитлеровские планы окружения наших войск и не позволили врагу прорваться к Черному морю.

Представителям обеих команд- т.е. “генштабу”, вручаются пакеты с заданиями для штабистов, медиков, танкистов, саперов пехоты, артиллеристов и водителей грузовых машин, поваров. Имеются карточки с технической характеристикой самолетов и танков. Ребята знакомятся с заданием, затем, по команде учителя, одновременно приступают к их выполнению.

Каждый вживается в образ: либо летчика, либо танкиста, медика, повара, старается как можно быстрее ответить на свой вопрос, принести победу своей команде. Ребята видят, как много нужно знать, чтобы найти верное решение, помочь товарищам, достичь цели. Представителям родов войск разрешается обратиться в “свой генштаб” за помощью.

Исход “битвы” может быть любой, победа может достаться той, или другой стороне. Это не должно смущать учителя, ведь чем сильнее противник, тем слаще победа. И, тем более, дети хотя бы на один- два урока, почувствуют глубже и сильнее цену жизни и Победы.

В конце урока подвожу итоги, объявляю победителя, провожу награждение; “участникам” игры можно выставить оцени и в журнал. Качественные задачи из раздаточного материала можно использовать для контрольной работы.

Интегрированные уроки способствуют повышению мотивации учения; в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи; не только углубляют знания и представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонней, гармонически и интеллектуально развитой личности.