Цель:
- - проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля.
- - продолжить формирование умения учащихся работать в группах.
Задачи:
- выяснить происхождение слов “казак”, “казачество”,основные версии происхождения казачества, особенности характера казаков, образа жизни. С чего началось забвение казаков?
- выяснить отношение общества к проблеме возрождения казачества в нашей стране и крае;
- узнать, как и кем данная проблема решается на государственном, областном, районном уровнях;
- продолжить формирование умений планирования совместной работы, постановки целей, распределения обязанностей; умения анализировать СМИ, законодательную и нормативно-правовую базу проблемы; проводить социологические опросы разных групп населения; организовывать встречи и брать интервью с компетентными специалистами, экспертами.
Оборудование: папки со скоросшивателем, фото-,видео камеры, телевизор,DVD, магнитофон.
Этапы работы:
1. Подготовка проекта
Для выполнения проекта класс необходимо разделить на группы ( в соответствии с желанием самих ребят): историки, журналисты, юристы, социологи. На уроке, предшествующем собственно проектной работе ( лучше если задание будет дано за 2-3 недели до презентации), каждой группе необходимо определить направление в работе, результат которой они должны представить классу, а также наметить план работы, распределить обязанности, составить анкеты, сформулировать вопросы для интервью и т д. (в случае недостатка учебного времени, данную работу можно перенести на классный час).
Историки должны выяснить:
- происхождение слов “казак”, “казачество”.
- основные версии происхождения казачества, особенности характера казаков, образа жизни.
- С чего началось забвение казаков?
Им предлагаются памятки:
Форма анализа информации из печатных источников
Ваша фамилия______________________________________________________________________ Дата______________________________________________________________________________
Проблема___________________________________________________________________________
Название/дата публикации_____________________________________________________________
Заголовок статьи_____________________________________________________________________
Позиция, занимаемая в статье по данной проблеме________________________________________
Основные пункты этой позиции________________________________________________________
Ваше отношение к этой позиции(аргументировать)_______________________________________
Форма обзора радио- и телевизионных передач
Ваша фамилия______________________________________________________________________ Дата______________________________________________________________________________
Проблема___________________________________________________________________________
Источник информации.(Это может быть телевизионная или радиопрограмма новостей, документальная программа, интервью или какая – либо другая программа по проблеме)_______
___________________________________________________________________________________
Основные вопросы, обсуждаемые в рамках проблемы_____________________________________
Позиции участников__________________________________________________________________
Принятые решения, сделанные выводы__________________________________________________
Какова ваша позиция_________________________________________________________________
Ваши предложения по решению проблемы______________________________________________
Юристы должны изучить законодательную и нормативно- правовую базу проблемы, различные письменные источники и на их основе выделить основные этапы возрождения казачества в нашей стране.
Журналисты должны провести встречи, интервью с компетентными специалистами, экспертами и выяснить, как решается проблема возрождения казачества в нашем посёлке.
( Необходимо помочь учащимся определить круг специалистов. Объяснить, как правильно договориться о встрече. Прежде чем отпустить их на встречу, проверить составленные ими вопросы. Посоветовать ученикам взять фото- и видео- камеры, и с разрешения чиновника провести фото- и видео- съёмки.).
Социологи должны провести социологические опросы разных групп населения с целью выяснения актуальности данной проблемы в обществе, отношения общества к политике проводимой государством по решению проблемы возрождения казачества, какие пути решения проблемы могут предложить опрашиваемые. Для этого необходимо разработать анкеты, в которых указать следующие данные: пол, возраст ( дети, молодёжь, средний возраст, пожилые люди), образование.
Каждой группе выдаётся папка со скоросшивателем, в которую будет собираться материал. Первый лист в папку вкладывает учитель, в котором указаны:
- Основные направления работы группы;
- Задания:
- Собрать, систематизировать, оформить материал, к оформлению отнестись творчески;
- Наметить план выступления на презентации ( время выступления - 5 мин.)
- Сформулировать ответ на вопрос: чему нас научила работа в группе;
- Оценить работу каждого члена группы по критериям, приведённым в таблице;
- Все материалы работы группы сложить в папку с надписью ( исследователи СМИ, юристы, журналисты, социологи).
Критерии оценки работы группы______________(название группы)
Имя, фамилия | Вклад в работу группы |
Готовность идти на уступки, принимать чужое мнение |
Умение наилучшим образом представить работу группы |
||||||
+ |
- |
0 |
+ |
- |
0 |
+ |
- |
0 |
|
Лист самооценки работы в группе_______________(имя, фамилия)
критерии | Сбор информации |
Работа в команде(готовность идти на контакт, умение договариваться) |
Умение выступать перед классом |
Выполнение инструкции |
||||||||
оценка | + |
- |
0 |
+ |
- |
0 |
+ |
- |
0 |
+ |
- |
0 |
Чему мне нужно научиться, чтобы моя группа получила самые высокие оценки: |
Памятка “ Как говорить”
- Представиться.
- Кратко пояснить, о чём вы будете говорить.
- Говорить по существу, не отклоняться от темы.
- Стараться приводить интересные факты, примеры.
- Если нужно использовать иллюстрации, фото-, видео- материалы.
- Говорить достаточно громко, но не кричать.
- Стараться говорить, а не читать( в крайнем случае, использовать краткие записи: цифры, даты, имена…)
2.Подготовка к презентации.
На данном этапе (урок или кл. час) каждая группа должна получить возможность обсудить с товарищами , как организовать презентацию своего задания. Учащиеся обсуждают, систематизируют собранный материал, оформляют демонстрационные плакаты.
3. Презентация.
Тема: “Возрождение казачества в нашей стране и в р. п. Иловля”
Класс рассаживается по группам. На столах стоят таблички: историки, журналисты, юристы, социологи.
Вступительное слово учителя:
“Мы приехали к Дону и ему поклонились,
Покрестились, как водится, и умылись водой.
И сердца казаков от волненья забились,
И казацкая песня полилась над волной...
( звучит казачья песня)
В этом году, 15 сентября, мы отмечали День рождение нашего посёлка. Сколько лет исполнилось Иловле? (335 лет). Иловля – это древнейшая казачья станица, в которой из покон веков жили казаки. И сейчас здесь продолжают жить потомки казаков. С самого рождения каждый из вас слышит слова “казак”, “казачка”, “казачество”. Что означают эти понятия? С чего началось забвение казаков? Как проходит процесс возрождения казачества в нашей стране и крае?
В течение двух последних недель вы, разделившись на группы, искали ответы на эти вопросы, самостоятельно работали по 4 основным направлениям: выясняли, кто такие казаки и с чего началось их забвение, изучали законодательную и нормативно-правовую базу вопроса, проводили социологические опросы, встречались с компетентными специалистами, брали у них интервью. Сегодня нам предстоит, опираясь на знания, полученные на уроках, классных часах, а также в ходе вашей самостоятельной работы ответить на вопрос:
- Как проходит возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля и насколько данная проблема сегодня актуальна?
Группам предоставляется время для выступлений в соответствии с установленным регламентом. Пять минут отводится на выступление и ещё 2-3 минуты – на обсуждение: вопросы слушателей, мнения об услышанном, дополнения и уточнения. Последовательность выступления групп: историки, юристы, журналисты, социологи.
В конце урока ученики должны сделать основные выводы ( учитель может помочь учащимся, задав наводящие вопросы):
Процесс возрождения казачества начался в 90-е годы 20 века и продолжается по сей день, постепенно набирая силу. Были приняты законодательные акты, способствующие процессу возрождения. Во многих местностях эта проблема является актуальной, но возродить казачество в том виде, в котором оно было раньше уже нельзя, да и не нужно. Необходимо сохранять память о культурных традициях казаков, об их роли , которую они играли в истории нашего Отечества, и передавать эту память своим потомкам.
В заключение урока 2 минуты необходимо отвести на письменные ответы учащихся на следующие вопросы:
- Чему я научился, работая над проектом?
- Чем эта работа была мне интересна?
- Чем она была полезна?
- Хочу ли я работать таким образом на других уроках?