Урок "Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • - проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля.
  • - продолжить формирование умения учащихся работать в группах.

Задачи:

  • выяснить происхождение слов “казак”, “казачество”,основные версии происхождения казачества, особенности характера казаков, образа жизни. С чего началось забвение казаков?
  • выяснить отношение общества к проблеме возрождения казачества в нашей стране и крае;
  • узнать, как и кем данная проблема решается на государственном, областном, районном уровнях;
  • продолжить формирование умений планирования совместной работы, постановки целей, распределения обязанностей; умения анализировать СМИ, законодательную и нормативно-правовую базу проблемы; проводить социологические опросы разных групп населения; организовывать встречи и брать интервью с компетентными специалистами, экспертами.

Оборудование: папки со скоросшивателем, фото-,видео камеры, телевизор,DVD, магнитофон.

Этапы работы:

  1. Подготовка проекта
  2. Подготовка к презентации.
  3. Презентация.

1. Подготовка проекта

Для выполнения проекта класс необходимо разделить на группы ( в соответствии с желанием самих ребят): историки, журналисты, юристы, социологи. На уроке, предшествующем собственно проектной работе ( лучше если задание будет дано за 2-3 недели до презентации), каждой группе необходимо определить направление в работе, результат которой они должны представить классу, а также наметить план работы, распределить обязанности, составить анкеты, сформулировать вопросы для интервью и т д. (в случае недостатка учебного времени, данную работу можно перенести на классный час).

Историки должны выяснить:

  • происхождение слов “казак”, “казачество”.
  • основные версии происхождения казачества, особенности характера казаков, образа жизни.
  • С чего началось забвение казаков?

Им предлагаются памятки:

Форма анализа информации из печатных источников

Ваша фамилия______________________________________________________________________ Дата______________________________________________________________________________

Проблема___________________________________________________________________________

Название/дата публикации_____________________________________________________________

Заголовок статьи_____________________________________________________________________

Позиция, занимаемая в статье по данной проблеме________________________________________

Основные пункты этой позиции________________________________________________________

Ваше отношение к этой позиции(аргументировать)_______________________________________

Форма обзора радио- и телевизионных передач

Ваша фамилия______________________________________________________________________ Дата______________________________________________________________________________

Проблема___________________________________________________________________________

Источник информации.(Это может быть телевизионная или радиопрограмма новостей, документальная программа, интервью или какая – либо другая программа по проблеме)_______

___________________________________________________________________________________

Основные вопросы, обсуждаемые в рамках проблемы_____________________________________

Позиции участников__________________________________________________________________

Принятые решения, сделанные выводы__________________________________________________

Какова ваша позиция_________________________________________________________________

Ваши предложения по решению проблемы______________________________________________

Юристы должны изучить законодательную и нормативно- правовую базу проблемы, различные письменные источники и на их основе выделить основные этапы возрождения казачества в нашей стране.

Журналисты должны провести встречи, интервью с компетентными специалистами, экспертами и выяснить, как решается проблема возрождения казачества в нашем посёлке.

( Необходимо помочь учащимся определить круг специалистов. Объяснить, как правильно договориться о встрече. Прежде чем отпустить их на встречу, проверить составленные ими вопросы. Посоветовать ученикам взять фото- и видео- камеры, и с разрешения чиновника провести фото- и видео- съёмки.).

Социологи должны провести социологические опросы разных групп населения с целью выяснения актуальности данной проблемы в обществе, отношения общества к политике проводимой государством по решению проблемы возрождения казачества, какие пути решения проблемы могут предложить опрашиваемые. Для этого необходимо разработать анкеты, в которых указать следующие данные: пол, возраст ( дети, молодёжь, средний возраст, пожилые люди), образование.

Каждой группе выдаётся папка со скоросшивателем, в которую будет собираться материал. Первый лист в папку вкладывает учитель, в котором указаны:

  1. Основные направления работы группы;
  2. Задания:
    1. Собрать, систематизировать, оформить материал, к оформлению отнестись творчески;
    2. Наметить план выступления на презентации ( время выступления - 5 мин.)
    3. Сформулировать ответ на вопрос: чему нас научила работа в группе;
    4. Оценить работу каждого члена группы по критериям, приведённым в таблице;
    5. Все материалы работы группы сложить в папку с надписью ( исследователи СМИ, юристы, журналисты, социологи).

Критерии оценки работы группы______________(название группы)

Имя, фамилия

Вклад в работу группы

Готовность идти на уступки, принимать чужое мнение

Умение наилучшим образом представить работу группы

+

-

0

+

-

0

+

-

0

                   

Лист самооценки работы в группе_______________(имя, фамилия)

критерии

Сбор информации

Работа в команде(готовность идти на контакт, умение договариваться)

Умение выступать перед классом

Выполнение инструкции

оценка

+

-

0

+

-

0

+

-

0

+

-

0

                         
Чему мне нужно научиться, чтобы моя группа получила самые высокие оценки:

Памятка “ Как говорить”

  1. Представиться.
  2. Кратко пояснить, о чём вы будете говорить.
  3. Говорить по существу, не отклоняться от темы.
  4. Стараться приводить интересные факты, примеры.
  5. Если нужно использовать иллюстрации, фото-, видео- материалы.
  6. Говорить достаточно громко, но не кричать.
  7. Стараться говорить, а не читать( в крайнем случае, использовать краткие записи: цифры, даты, имена…)

2.Подготовка к презентации.

На данном этапе (урок или кл. час) каждая группа должна получить возможность обсудить с товарищами , как организовать презентацию своего задания. Учащиеся обсуждают, систематизируют собранный материал, оформляют демонстрационные плакаты.

3. Презентация.

Тема: “Возрождение казачества в нашей стране и в р. п. Иловля”

Класс рассаживается по группам. На столах стоят таблички: историки, журналисты, юристы, социологи.

Вступительное слово учителя:

“Мы приехали к Дону и ему поклонились,
Покрестились, как водится, и умылись водой.
И сердца казаков от волненья забились,
И казацкая песня полилась над волной...
( звучит казачья песня)

В этом году, 15 сентября, мы отмечали День рождение нашего посёлка. Сколько лет исполнилось Иловле? (335 лет). Иловля – это древнейшая казачья станица, в которой из покон веков жили казаки. И сейчас здесь продолжают жить потомки казаков. С самого рождения каждый из вас слышит слова “казак”, “казачка”, “казачество”. Что означают эти понятия? С чего началось забвение казаков? Как проходит процесс возрождения казачества в нашей стране и крае?

В течение двух последних недель вы, разделившись на группы, искали ответы на эти вопросы, самостоятельно работали по 4 основным направлениям: выясняли, кто такие казаки и с чего началось их забвение, изучали законодательную и нормативно-правовую базу вопроса, проводили социологические опросы, встречались с компетентными специалистами, брали у них интервью. Сегодня нам предстоит, опираясь на знания, полученные на уроках, классных часах, а также в ходе вашей самостоятельной работы ответить на вопрос:

- Как проходит возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля и насколько данная проблема сегодня актуальна?

Группам предоставляется время для выступлений в соответствии с установленным регламентом. Пять минут отводится на выступление и ещё 2-3 минуты – на обсуждение: вопросы слушателей, мнения об услышанном, дополнения и уточнения. Последовательность выступления групп: историки, юристы, журналисты, социологи.

В конце урока ученики должны сделать основные выводы ( учитель может помочь учащимся, задав наводящие вопросы):

Процесс возрождения казачества начался в 90-е годы 20 века и продолжается по сей день, постепенно набирая силу. Были приняты законодательные акты, способствующие процессу возрождения. Во многих местностях эта проблема является актуальной, но возродить казачество в том виде, в котором оно было раньше уже нельзя, да и не нужно. Необходимо сохранять память о культурных традициях казаков, об их роли , которую они играли в истории нашего Отечества, и передавать эту память своим потомкам.

В заключение урока 2 минуты необходимо отвести на письменные ответы учащихся на следующие вопросы:

  • Чему я научился, работая над проектом?
  • Чем эта работа была мне интересна?
  • Чем она была полезна?
  • Хочу ли я работать таким образом на других уроках?