Обобщающий урок по теме "Приближенные значения чисел. Округление чисел"

Разделы: Математика


Занятие №______

Обобщающий урок по изучаемой теме.

Класс 5 Дата "____" ___________ 200___ г.

Цель урока:  
образовательная Закрепление правил математического округления, умение применять их с учетом метода "прикидки".
воспитательная Привлечь внимание детей к необходимости самостоятельного накопления материала, связанного с применением пройденной темы.
развивающая Знакомство с различными видами округления с учетом их применения в реальности.
Материально-техническое оснащение занятия: Карточки-задания, раздаточный справочный материал, , вырезки из газет, мультимедийная система.
Методы проведения занятия: Рассказ, беседа, самостоятельная работа учащихся.
Время проведения занятия:  40 минут
Практическое задание Работа с прессой, решение задач.

Литература:

  1. М. Б. Волович, Как обеспечить усвоение математики в 5 классе, методическое пособие – изд. "Мозаика-Синтез", М.: - 2003 г.
  2. Л. Н. Шеврин, А. Г. Гейн, Математика 5 кл. (учебник-собеседник) – М.: Просвещение, 1994 г.
  3. Н. Я. Виленкин, Математика 5 кл. – М.: Мнемозина, 2005 г.

Ход урока

1. Организационная часть (5 мин.).  

1.1. Приветствие. Вводная беседа.
1.2. Сообщение темы, цели и задачи урока.

2. Повторение пройденного материала (8 мин.)

2.1. Устное повторение алгоритма математического округления числа. Самостоятельная работа.

3. Поиск областей применения округления чисел. Работа с прессой. (5 мин.)

3.1. Самостоятельная работа с вырезками из газет.
3.2. Совместное обобщение целей применения округления чисел. Области применения пройденной темы.

4. Обзорное знакомство с новым материалом (5 мин.)

4.1. Рассмотрение некоторых видов округления чисел, помимо математического (демонстрация на примерах)

5. Психологическая гимнастика (2 мин.)

5.1. Хлопковые упражнения.

6. Решение задач с использованием метода "прикидки" (8 мин.)

6.1. Решение практических задач отходящих от условий математического округления.

7. Комментарий к домашнему заданию (3 мин.)

8. Заключительная беседа и подведение итогов занятия (5 мин.)

Развернутый план-конспект урока.

1. Организационная часть (5 мин.). 

Учитель показывает живую розу неопределенного цвета.

- Какого цвета эта роза? …. (Ответы детей)

… Но ведь роза такая, какой ее создала природа, независимо от того, как вы ее сейчас описали. Определяя цвет розы, вы пытались приблизиться к реальности природы. Помните, насколько вы будете развиты и умны, настолько близко удастся вам подойти к реальному миру вокруг. А чем лучше вы будете знать окружающий вас мир – тем лучше вам в нем будет.

Сегодня мы с вами завершаем путешествие на уроках математики по миру приближенных чисел, и я надеюсь, что каждый раз, сталкиваясь в реальности с необходимостью применения этой математической операции, вы будете действовать со знанием дела.

Итак, тема сегодняшнего урока: "Приближенные значения чисел. Округление чисел".

Цели урока:

  • закрепить правила математического округления;
  • рассмотреть области применения округления чисел;
  • познакомиться с новыми видами округления;
  • вспомнить метод "прикидки" применительно к изучаемой теме;

2. Повторение пройденного материала (8 мин.)

1) Начнем с устной разминки.

а) м b=96/100 м с=3 м 2 см Vп-да - ? м3

б) S квадрата = 225,15 см2

а - ? см

в) V куба = 26 дм3 999 см3

а - ? дм

Что позволяет метод математического округления при решении рассмотренных задач? Или это была "прикидка"?

г) Устное повторение алгоритма математического округления числа на конкретном примере.

Слайд 3

(Приложение)

Каким пунктам алгоритма свойственны исключения?

2) Самостоятельная работа (проверка сразу после выполнения).

Округлить числа:

- до единиц – 965,049;

- до десятых – 348,645;

- до целых – 770,357;

- до сотых – 2953,697;

- до единиц тысяч – 1536,728.

3. Поиск областей применения округления чисел. Работа с прессой. (5 мин.)

"Лишь глупец много говорит о вещах для него бесполезных…"

Случайно ли вы так много времени потратили на изучение сегодняшней темы? Сейчас мы с вами займемся небольшой практической работой. Ваша задача: прочитав фрагмент газетной статьи сказать, где вы столкнулись с округленным числом и для чего оно там.

Слайд 4

(Приложение)

Предложить ученикам прокомментировать слайд № 4 используя жизненный опыт и известный материал из предметов школьного курса.

4. Обзорное знакомство с новым материалом (5 мин.)

Слайд 5

(Приложение)

Подведение итогов широты применения рассматриваемой темы и перспектив дальнейшего применения.

5. Психологическая гимнастика (2 мин.)

Выполнение хлопковых упражнений, например, на счет "1" – хлопок учителя, на счет "2" – хлопок учителя, на счет "3" – хлопок каждого присутствующего. Упражнение повторяется несколько раз, пока не будет достигнуто единство звука, что свидетельствует о готовности к дальнейшей работе.

6. Решение задач с использованием метода "прикидки" (8 мин.)

1) Всегда ли мы действуем строго по правилу? (устная задача)

Слайд 6

(Приложение)

2) Решите, пожалуйста, предложенную на слайде 7 задачу письменно. (Каждый ученик выполняет задание самостоятельно, через несколько минут на слайде появляются способы решения).

Слайд 7

(Приложение)

7. Комментарий к домашнему заданию (3 мин.)

Выучить теорию (новые виды округления).

Подобрать газетный материал, доказывающий необходимость округления.

8. Заключительная беседа и подведение итогов занятия (5 мин.)

Слайд 12

(Приложение)

Как вы понимаете прочитанный фрагмент стихотворения? Какое отношение он имеет к рассматриваемой теме?

P.S. Предложенный материал должен упрощаться, или наоборот усложняться, в зависимости от уровня развитости и работоспособности определенного класса. Для этого могут использоваться слайды 8-11 Приложения. Важна сама идея такого преподнесения материала.