Цели:
- учить понимать слова, обозначающие основные цвета (красный);
- развивать логическое мышление (осуществлять классификацию по одному признаку, т.е. выделять группу предметов, имеющих общий сенсорный признак), развивать внимание, речь, умение строить простейшие умозаключения;
- воспитывать приветливость, заботливость, уважение к старшим.
Предшествующая работа:
1. Выполнение коллективной работы “Солнышко” (каждый ребенок обмакивает в краску ладонь и прикладывает ее к листу бумаги). Для выполнения работы используются краски красного, желтого, синего цветов.
2. Собирание и засушивание осенних листьев во время прогулки.
3. При одевании на прогулку обращать внимание детей на то, какого цвета у них шапки, куртки, сапоги или туфли.
Оборудование: кукла Бабушка Краснушка, макеты очков, где вместо стекол красная прозрачная бумага, листья красного, желтого, зеленого цветов, овощи и фрукты, красные тарелочки, корзинка, карандаши красного цвета, воздушные шарики красного цвета.
Обогащение словаря: наряд, корзина, овощи, фрукты, воздушный шарик. Активизация словаря: помидор, перец. яблоко, апельсин, банан.
Ход занятия:
Организационный момент
(Воспитатель входит в группу с корзинкой в одной руке и с куклой в красном наряде в другой).
Бабушка: - Ой, в какую группу я попала? Ой, какие детки красивые в этой группе.
Воспитатель: - Ребята, а к нам гостья пришла. Давайте пригласим ее к нам, познакомимся с ней.
(Дети приглашают гостью)
Бабушка: - Спасибо, ребятки. Как вас много, какие вы все красивые. Как же вас зовут?
(Знакомится с каждым ребенком)
– А я, бабушка Краснушка. Я приехала к вам из сказочного города Красногорска. В моем сказочном городе все красного цвета: красное солнышко, красное небо, красные деревья, красные дома, даже жители города ходят в одежде красного цвета.
- Посмотрите на мой наряд. (Дети рассматривают наряд бабушки).
– Какого цвета мое платье? Какого цвета мой платок? (ответы детей)
– А хотите, чтобы все предметы в вашей группе стали красными? Бабушка Краснушка
принесла для вас специальные волшебные очки. В них стекла красного цвета.
(Дети рассматривают предметы, находящиеся в группе сквозь очки с красными “стеклами”).
Воспитатель: - Какого цвета стали игрушки? стены? шторы?
Практическая работа № 1
Бабушка: - А я ведь к вам пришла не с пустыми руками. Я принесла вам букет из листьев, которые я собрала в своем родном городе Красногорске, но вот беда… Когда я проходила мимо вашего участка, то увидела там деревья с такими красивыми листьями, что не утерпела и собрала самые красивые. Я не заметила, как спутала свои листья с вашими.. Помогите мне, пожалуйста, разобраться.
(Дети отбирают красные листья и ставят их в красную вазу).
– Ой, какие вы молодцы, настоящие помощники!
Практическая работа № 2
Бабушка: - Что же еще есть в моей корзинке?
(Воспитатель достает из корзинки овощи и фрукты: яблоко, банан, помидор, апельсин, перец, а дети называют их).
– Отгадайте, какие овощи и фрукты выросли в моем сказочном городе?
(Дети выбирают красный помидор, красный перец, красное яблоко и кладут их на красные тарелочки).
Физминутка
Воспитатель: - Бабушка Краснушка, посмотри какое у нас солнышко с разноцветными ладошками. Поиграй с нами в веселую игру “Солнышко”.
(Дети подходят к солнышку, находят “лучики-ладошки” красного цвета и прикладывают к ним свои ладошки).
Практическая работа № 3
Бабушка: - А еще со мной к вам в гости пришел Петушок.
(Дети рассматривают его и выясняют, что у него белый гребешок и бородка)
Воспитатель: - Ребятки, давайте поможем Петушку, раскрасим его гребешок и бородку.
Бабушка: - Да вы мои хорошие. Да я же вам в подарок принесла красные карандаши, они то вам и помогут.
(Дети садятся за столы и раскрашивают гребешок и бородку каждый у своего петушка, а затем показывают его бабушке Краснушке).
Итог занятия
Бабушка: - Ребятки, мне у вас очень понравилось. Чтобы вы обо мне помнили, я решила подарить вам воздушные шарики.
Воспитатель: – А какого цвета эти шарики? (красного)
Бабушка Краснушка дарит ребятам воздушные шарики и прощается с ними.
Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе
Тема: Множества.
Цели:
- познакомить детей с понятием “множества”, учить находить соответствующие слова русского языка для обозначения определенного множества предметов, объединенных по определенному признаку, научить выделять элемент из множества.
- развивать внимание, зрительную память, логическое мышление, умение четко правильно выражать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
- воспитывать умение работать в группах (действия детей должны быть согласованными), доброжелательное отношение друг к другу;
Предшествующая работа: 1. Прочитать повесть Астрид Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”.
2. Провести развивающие игры:
а) “Четвертый лишний”
б) “Подбери картинку” (растительный и животный
мир)
Цель игр: научить классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающими словами, сравнивать эти группы;
Оборудование: колокольчик, схема дома Малыша, фигурки Карлсона, Малыша, папы, мамы, брата и сестры Малыша, карточки с примерами, панно с карточками, на которых изображены деревья (береза, дуб, ель), клей, наглядность (счетная) для физкультминутки.
Словарная работа: множество, элементы множества (слова напечатаны на карточках);
Активизация словаря: столбик, ряд, строчка (этаж), слова-обобщения;
Ход занятия:
Организационный момент (Услышав звон колокольчика, дети занимают свои места)
Воспитатель: - Сегодня, ребята, у нас необычное занятие по математике. К нам в гости придет…
Вот послушайте отрывок из повести-сказки и догадайтесь, о ком идет речь:
“… Этот маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать. Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик…”
(Звучат ответы детей).
Вводная часть
Воспитатель: - Да, это герой повести шведской писательницы Астрид Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”.
- Вот этот дом, который облетал Карлсон для того, чтобы найти окно Малыша. Но это было очень долгое и опасное занятие, потому что его могли заметить чужие.
- Посоветуйте Карлсону, как можно запомнить окно Малыша, чтобы ему не приходилось долго облетать весь дом.
(Нужно запомнить этаж (ряд) и окно по порядку (столбик)
Воспитатель: - Карлсон вас просит помочь найти окно Малыша. Но получится ли у вас? Сейчас проверим.
Воспитатель: - Карлсон предлагает провести игру “Кто быстрее и точнее всех найдет?”
а) последовательно числа от 1 до 9;
б) последовательно числа от 9 до 1.
Воспитатель: - С этим заданием вы справилась, а вот со следующей игрой. Вы же знаете, какой выдумщик Карлсон. Он придумал игру “Мальчики – девочки”.
- В этой игре нужно быть внимательными, быстрыми, дружными (т.е. должны слушать и слышать друг друга).
Групповая работа. Условия игры: вам будут показаны примеры. Каждый из вас про себя считает. С обратной стороны карточки синего и красного цвета: синий цвет – отвечают мальчики, красный цвет – отвечают девочки. Увидев свой цвет, вы отвечаете только тогда, когда “светофор” покажет зеленый сигнал.
Физкультминутка
Воспитатель: - А теперь последнее испытание. Для этого вам надо встать. Будьте внимательны!
Сколько елочек зеленых,
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас грибков,
Столько сделаем прыжков.
Объяснение нового материала
Воспитатель: - Теперь Карлсон видит, что вы готовы ему помочь. Помогите же найти окно Малыша.
- Вы задавайте мне вопросы, а я вам буду отвечать при помощи “светофора”. Вам необходимо определить, в каком столбике находится это окно. Зеленый сигнал – “да”, красный сигнал – “нет”.
(Когда дети определят окно, то появляется Малыш)
Воспитатель: - Как вы думаете, кто кроме Малыша, проживает в этой квартире? (папа, мама, брат
Боссе, сестра Бетан)
- Как, одним словом, можно назвать всех этих людей? (семья)
Воспитатель: - А вот математики говорят одно слово – “множество”: множество людей,
живущих в этой квартире.
- Что же означает это слово? (когда много чего-нибудь)
- Давайте соберем одно такое множество: в один мешок – все березы, в другой – ели, в третий – сосны.
Групповая работа
(Каждая группа получает задание собрать свои деревья и приклеить в свой мешочек)
Воспитатель: - Что обозначают все полученные мешочки? (это все деревья)
- Березы – это только одна часть всех деревьев, другая часть – ели, третья – яблони. Каждое множество состоит из каких-то предметов, или, как говорят математики, элементов множества.
- Чего же больше в нашем множестве: берез или деревьев? Деревьев или яблонь?
Физкультминутка Игра “Разбей детей на группы”
Воспитатель: - Как вас всех можно разбить на группы?
а) мальчики и девочки
б) по цвету волос
в) по возрасту
(Рассматриваются все варианты: одна группа встает по левую от воспитателя руку, а другая – по правую).
Воспитатель: - А в какую группу можно определить Малыша и Карлсона?
Подведение итогов
Воспитатель:
- Карлсону сегодня понравилось у вас, теперь он будет прилетать в гости и к нам.
На прощание он приготовил вам задачи-шутки.
1. На березе 4 большие ветки. На каждой по 2 яблока. Сколько яблок на березе?
2. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, потом еще 3 вишни. Сколько деревьев зацвело?
3. На птичьем дворе петух снес 3 яйца, потом еще 3. Сколько яиц снес петух?
4. По небу летели 3 утки, 2 гуся и 4 курицы. Сколько всего птиц летело по небу?
(По окончании занятия воспитатель благодарит всех детей за работу и награждает медалями “Лучшим математикам”)
Звенит звонок.