Урок географии в 7-м классе на тему "Внутренние воды Африки. Реки Африки"

Разделы: География


ЦЕЛИ УРОКА:

  • сформировать представление об особенностях рек Африки, о принадлежности их к бассейнам океанов, о влиянии климата и рельефа на режим рек;
  • развивать общеучебные мыслительные операции: анализ, синтез, доказательство, обобщение, определение понятий, конкретизация и систематизация;
  • воспитывать навыки культуры умственного труда.

ОБОРУДОВАНИЕ: ММП, ноутбук, СD “География в школе. Африка”, климатическая карта Африки, слайдовая презентация к уроку.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока ученикам.

3. Актуализация опорных знаний.

Цифровой диктант. Текст на каждой парте. – (ОУМО анализ)

I вариант – экваториальный климатический пояс,

II вариант - тропический климатический пояс

Какие утверждения верны:

1. Этот пояс находится между 2° ю. ш. и 5° с. ш.
2. В этом поясе жарко и сухо в течение всего года.
3. Весь год преобладают влажные воздушные массы.
4. Летом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50° С.
5. Осадков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм.
6. Пояс располагается по обе стороны от экватора, на севере, образуя более широкую полосу.
7. Нет смены времен года.
8. У растений этого пояса не формируются годовые кольца.
9. В этом поясе находятся основные пустыни Африки.
10. Самум – ветер, несущий тучи песка частое явление в этом поясе.

Ключ:

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
I вариант + - + - - - + + - -
II вариант - + - + + + - - + +

Вопрос  классу “Докажите, что Африка самый жаркий материк” – (ОУМО синтез, доказательство)

4. Мотивация

Тема нашего урока внутренние воды, а что можно назвать внутренними водами материка? Слайд внутренние воды – (ОУМО определение понятий)

Итак, реки есть часть внутренних вод материка. И сегодня мы поговорим о них.

5.Формирование новых знаний, умений, навыков

5.1. Перед вами слайд:

–(ОУМО анализ, сравнение , синтез, установление причинно-следственных связей)

И исходя из этих графиков мы можем сделать вывод, какой фактор влияет на режим рек?

Климат !

5.2 А помимо климата большое значение в формировании рек имеет рельеф.

Слайд:

Ребята с помощью учебника стр.105-106 восстанавливают схему. (Работа по вариантам).

Рельеф: - характер течения, пороги, водопады, работа рек, направление течения.

Климат: - многоводность, питание, режим, ледостав. – (ОУМО систематизация)

5.3 К нам прибыли представители новой туристической компании Замбези- Нил – Трейд- Интернешенел. Послушаем их рекламную информацию

Сообщения учащихся о реке Нил и водопаде Виктория.

5.4 Видеофрагмент о водопаде Виктория.

5.5Слайд “Не все реки впадают в море” - информация о принадлежности рек к бассейнам того или иного океана. Со словами автора.

Работа с картой по вариантам и у доски – (ОУМО конкретизация)

I вариант: выписать названия рек бассейна Атлантического океана

II вариант: выписать названия рек бассейна Индийского океана

III вариант: выписать названия рек бессточного бассейна

5.6 Рек, какого бассейна дольше всего, сколько процентов составляют они от общего количества. Сделайте вывод. – (ОУМО систематизация, обобщение)

Переход к следующему слайду:

Название реки

Исток

Устье

Бассейн

Режим

Конго (Заир)

       

Нигер

       

Замбези

       

Используя материал §27 учебника, карты атласа заполните таблицу.

Задание выполняется по рядам. 1 ряд – Конго

2 ряд – Нигер 3 ряд – Замбези.

Анализ результатов заполнения таблицы. – (ОУМО анализ)

6. Подведение итогов урока

Была ли достигнута цель урока?

7. Рефлексия

Сегодняшний урок мне ________________________________________

Я сегодня____________________________________________________

Домашнее задание:

§27 до стр. 122

Сообщения по желанию “Новый туристический маршрут: “Озера Африки”.

Презентация