Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Для чего и как мы дышим" (учебник "Человек и природа" в 2 ч., 4-й класс. Программа "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Ход урока: (См. приложение 1).

I. Первый этап – постановка проблемы и актуализация знаний.

“То, что мы знаем, - ограниченно, а то, чего мы не знаем, - бесконечно” - гласит русская пословица. <Слайд 1>

Посмотрите на эти рисунки и разделите их на две группы.

Назовите каждую группу, (живая природа и неживая природа). <Слайд 2>

Назовите признаки живых организмов.

• Дышат;
• Питаются;
• Растут;
• Развиваются;
• Размножаются;
• Состоят из клеток;
• Осуществляют обмен веществ;
• Умирают.

<Слайд 3>

Что необходимо для жизни этих организмов? (источником жизни является энергия)

А что является источником энергии для живых организмов? (источником энергии для живых организмов является пища). <Слайд 4>

Послушайте, какое исследование провели ребята нашего класса.

“Каковы еда и питьё, таково и житьё,” - гласит русская пословица.

Мы задали вопрос: “Какой должна быть полезная еда?” <Слайд 5>

Важно есть не только достаточно, но и правильно. Организм должен получать разнообразную пищу, насыщенную белками, жирами и углеводами. Причём, в пище обычного человека в 4 раза преобладать должны углеводы, а белков и жиров должно быть примерно поровну. Помимо основных питательных веществ, организм особенно в период роста нуждается в витаминах и минеральных веществах. <Слайд 6>

Белками богаты: рыбы разных сортов, нежирное мясо, мясо птицы, яйца, орехи.

Жиры содержат: растительные масла, сыр, сметана, майонез.

Углеводы - это различные крупы, овощи, фрукты.

Человеку требуется около 30 разных витаминов и 20 минеральных веществ.

<Слайд 7>

Ребята нашего класса составили меню ужина для своих одноклассников:

<Слайд 8>

Саша предлагает нам хлопья с молоком и стакан молока с бутербродом с сыром и маслом. Данный набор продуктов содержит мало белков, кроме того, с таким бутербродом лучше выпить чай.

Настя предлагает нам картофель фри, курицу гриль, овощной салат, блин со сгущёнкой, апельсиновый сок и мороженое “Мечта школьника”. Для ужина здесь слишком много еды. А способ приготовления полезных продуктов во много раз увеличивает показатель жира. В Америке картофель фри и курицу гриль называют “джанг фудом”, что означает “мусорная еда”, она вредна для здоровья.

Данила предложил на ужин картофель с мясом, овощной салат, заправленный майонезом, хлеб и банан. Это меню включает в себя необходимые человеку белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. Один на наш взгляд недостаток в том, что нет напитка.

<Слайд 9>

Лучшим мы признали меню Васи. Он предлагает гуляш с гречневой кашей, овощной салат, сок и печенье с конфетами на десерт. Мясо, крупа, овощи, сок, печенье содержат белок и углеводы. Заправка для салата и шоколад это жиры. Кроме того, продукты содержат витамины и минеральные вещества.

Важно есть не только достаточно, но и правильно. Запомните несколько народных мудростей:

• Когда я ем, я глух и нем.
• Всякому нужен и обед и ужин.
• Кашу маслом не испортишь.

И всё-таки,

• Что в котёл положишь, то и вынешь.

Напомню, что одно меню не содержало напитков. Но вода играет важную роль в жизни живого организма. Вспомните один из синквейнов, которые вы написали в прошлом году:

ВОДА.
Прозрачная, жидкая.
Моет, течёт, очищает.
Вода нужна всем.
Отлично!

Вода составляет две трети массы человеческого тела. Этого вещества в организме больше всего. Один американский учёный подсчитал, что тело взрослого человека массой в 65 кг состоит из воды, которой хватит на стирку двух рубашек. Без воды клетки не смогли бы работать, поэтому так важно пить много жидкости в течение дня. Ребята нашего класса в течение суток понаблюдали за количеством потребляемой ими жидкости и вот, что они выяснили: <Слайд 10>

Ярослав за сутки употребил десть с половиной стаканов жидкости,

Дима – на стакан меньше,
Маргарита – четыре стакана,
И Валерия – три с половиной стакана жидкости.

В воде нашего организма растворены разные ненужные нашему организму вещества: всевозможные соли, молочная кислота, различные соединения азота.

А какие органы выделяют лишнюю воду из нашего организма? Вспомните иллюстрацию учебника.

<Слайд 11>

В жаркий день лишняя вода в виде пота выделяется через кожу. В любую погоду с избытком воды в нашем организме помогает бороться выделительная система или её ещё называют мочевыделительная.

Рассказ ученика о работе мочевыделительной системы. <Слайд 12>

II. Второй этап - совместное “открытие” знаний.

А какой ещё орган участвует в удалении влаги из организма? <Слайд 13>

Опыт 1.

Возьмите предметное стёклышко, поднесите его близко ко рту и подышите на него. Посмотрите внимательно на стёклышко, что вы заметили? (на стекле капельки влаги)

Значит, избыток влаги удаляется и при помощи лёгких.

Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды несколько суток, а без чего человек не может жить и нескольких минут? (человек не сможет прожить и нескольких минут без воздуха).

Как вы считаете, какая сегодня тема урока? (дыхательная система) <Слайд 14>

Что вы знаете о дыхательной системе?
Что бы вам хотелось узнать?

Каждое мгновение клетки нашего тела нуждаются в кислороде. С помощью кислорода клетки получают из органических веществ энергию. Без энергии клетки погибают. В отличие от питательных веществ кислород нельзя запасти впрок.

Поэтому питаться мы можем время от времени, а дышать должны непрерывно.

Снабжение клеток нашего организма кислородом – это первая функция органов дыхания.

Органы дыхания не только обеспечивают наш организм кислородом, но и избавляют его от углекислого газа, который выделяется при получении энергии. Это вторая функция органов дыхания.

Итак, мы ответили на вопрос, для чего мы дышим: <Слайд 15>

  • Органы дыхания обеспечивают клетки нашего организма кислородом;
  • Органы дыхания избавляют клетки нашего организма от углекислого газа.

Посмотрите как можно это доказать опытным путём.

Опыт 2.

Известно, что известковая вода при соединении с углекислым газом мутнеет. Это утверждение можно проверить. Нальём в два стакана раствор известковой воды. В один из них опустим соломинку и подуем в неё. Через некоторое время раствор в данном стакане помутнеет. Это доказывает, что в выдыхаемом нами воздухе содержится углекислый газ.

Теперь разберёмся, как мы дышим. <Слайд 16>

1. Воздух через ноздри попадает в НОСОВУЮ ПОЛОСТЬ. Её стенки обильно покрыты слизью, которая собирает пылинки. В стенках носовой полости расположено множество кровеносных сосудов. Они несут тёплую кровь, которая согревает поступивший воздух. Таким образом, во время вдоха через нос воздух очищается и согревается.

2. Из носовой полости воздух проникает в глотку, а затем в ГОРТАНЬ – дыхательное горло.

3. Из гортани воздух попадает в ТРАХЕЮ. Это небольшая трубка из хрящевых полуколец. Её задняя стенка мягкая и не мешает прохождению пищи по пищеводу.

4. Трахея разветвляется на две трубки – БРОНХИ.

5. Они ведут в ЛЁГКИЕ – парные губчатые органы, расположенные в грудной клетке.

В лёгких бронхи разветвляются на меньшие трубочки. Затем меньшие трубочки разветвляются – на очень мелкие. Очень мелкие трубочки заканчиваются множеством маленьких лёгочных пузырьков. Лёгочные пузырьки оплетены кровеносными сосудами. Здесь и происходит обмен газов.

Но воздух сам не заходит в лёгкие. Во время вдоха межрёберные мышцы поднимают рёбра, а мышечная перегородка – диафрагма – опускается. В результате объём грудной клетки увеличивается, лёгкие расширяются и втягивают воздух. При выдохе – объём грудной клетки уменьшается – и выталкивает воздух из лёгких.

ФИЗМИНУТКА.

Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо,
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.

III. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

А теперь откройте учебники на стр. 31 и прочитайте о некоторых способах защиты нашего организма во время дыхания. Ставьте значки по ходу чтения:

  1. “+” - уже знал;
  2. “-” - это для меня новое;
  3. “!” - интересная информация;
  4. “?” - это мне не понятно.

“Чихайте на здоровье!” - как отнестись к такому пожеланию?

Предлагаю разгадать кроссворд. (См. приложение 2)

IV. Подведение итогов работы.

Что нового вы узнали?

Дома § 6 читать, составить разумные советы, как в школе сохранить здоровыми свои органы дыхания.