Прогрессио - движение вперед.
Образовательные цели урока: обобщение и систематизация материала, контроль усвоения знаний и умений.
Развивающие цели урока: развитие математического и общего кругозора, мышления, речи, внимания, памяти.
Воспитательные цели урока: воспитание интереса к математике, активности, умения общаться, общей культуры.
Оборудование:
- 2 набора карточек (числа, образующие прогрессию) и магниты для работы групп №4 и 5;
- 10 задач для работы групп №2 и№3 (конкурсные задания МГУ),
- плакаты с итогами исследовательской работы группы №1,
- заранее оформленная выставка с творческими работами учащихся по теме “Прогрессия” (кроссворды, ребусы и др.).
Этапы урока:
- Мотивационно-ориентировочный (разъяснение целей учебной деятельности).
- Подготовительный (актуализация опорных знаний).
- Основной (выполнение по группам специально подобранных заданий, контроль выполнения).
- Заключительный (подведение общих итогов).
Ход урока:
1. Сегодня обобщающий урок по теме “Прогрессия”. План работы таков:
- диктант, проверяющий уровень усвоения знаний;
- работа в группах;
- защита работ.
2. Диктант:
Дана арифметическая прогрессия.
Вариант 1. |
Вариант 2. |
Найти |
Ответ вар.1(вар.2) |
баллы |
1) а1=6, а2=4 |
а1=6, а2=2 |
разность прогрессии d-? |
-2 ( -4) |
1 |
2) а1=6, а2=2 |
а1=4, а2=6 |
третий член прогрессии а3-? |
-2 ( 8) |
1 |
3) а1=1, d=4 |
а1=1, d=5 |
десятый член прогрессии а10-? |
37 ( 46) |
2 |
4)а1=6,а5= -6 |
а1=-20,а5=20 |
сумму S5-? |
0 ( 0) |
3 |
5)а1=-20,d=10 |
а1= 6, d= -3 |
сумму S5-? |
0 ( 0) |
3 |
Дана геометрическая прогрессия.
Вариант 1. |
Вариант 2. |
Найти |
Ответ вар.1(вар.2) |
баллы |
6) а1=8, а2=4 |
а1=9, а2=3 |
знаменатель прогрессии q-? |
1/2 ( 1/3) |
1 |
7) а1=9, а2=3 |
а1=8, а2=4 |
третий член прогрессии а3-? |
1 ( 2) |
1 |
8) а1=1, q= -2 |
а1=1, q= 2 |
четвертый член прогрессии а4 |
-8 ( 8 ) |
2 |
9) а1=1, q= -2 |
а1= -1, q= 2 |
Сумму S4-? |
-5 ( -15 ) |
3 |
3. Работа в группах.
Группа №1 ( два ученика ) проверяют диктанты:
17 баллов – “5”, 15-16 баллов – “4”, 9-14 баллов - “3”, 0-8 баллов – “2”.
Группы №2 и №3.Инструкция: сумму набранных за решенные задачи баллов разделить на всех участников + 1 балл тому, кто будет “защищать” решение задачи у доски.
Задачи для группы №2:
1) Четвертый член АП равен 12, а сумма первого и третьего членов равна 12. Найти сумму первых пяти членов прогрессии.
а)45; б)50; в)55; г)60; д)65 (ответ а, 2 балла).
2) Сумма первых трех членов АП равна 18, третий член на 9 меньше шестого члена. Найти отношение седьмого и второго членов этой прогрессии.
а)3:2, б)5:2, в)7:2, г)9:2, д)11:2 (ответ в, 2балла).
3) Второй член АП равен 9, третий член больше первого на 12. Найти сумму первых десяти членов этой прогрессии.
а)280, б)290, в)300, г)310, д)320 (ответ в, 2 балла).
4)Четвертый член ГП равен -16, а первый член равен 2. Найти сумму первых шести членов этой прогрессии.
а)-40, б)-42, в)-44, г)-46, д)-48 (ответ б, 3 балла).
5)Второй член возрастающей ГП равен 3, сумма первого и третьего членов прогрессии равна 10. Найти произведение первого и пятого членов прогрессии.
а)45, б)54, в)63, г)72, д)81 (ответ д, 3балла).
Задачи для группы №3:
1)Сумма первых десяти членов АП равна 80, ее пятый член равен 6. Найти сумму второго и четвертого членов этой прогрессии.
а)-5, б)-4, в)-3, г)-2, д)-1 (ответ б, 2 балла).
2)Сумма первого и четвертого членов АП равна 14, второй член меньше пятого на 6. Найти сумму третьего и пятого членов этой прогрессии.
а)19, б)20, в)21, г)22, д)23 (ответ б, 2 балла).
3)Второй член АП равен 18, а пятый член равен 9. Найти сумму первого и шестого членов этой прогрессии.
а)25, б)26, в)27, г)28, д)29 (ответ в, 2 балла).
4)Сумма первых шести членов ГП равна 910, знаменатель прогрессии равен 3. Найти сумму первого и пятого членов этой прогрессии.
а)123, б)164, в)205, г)246, д)287 (ответ в, 3 балла).
5)Произведение первого и пятого членов ГП равно 16, все члены этой прогрессии положительны. Найти значение выражения a32 + a3
а)12, б)20, в)30, г)42, д)56 (ответ б, 3 балла).
Группы №4 и №5. Инструкция:
1)Определить, какую прогрессию образуют данные числа (АП или ГП), закрепить карточки магнитами на доске.
2)Письменно составить задачи с использованием данных чисел (количество задач – по количеству участников группы, чтобы каждый мог получить по 1 баллу за работу в группе).
3)Защитить 1 или 2 задачи перед классом (+1 балл “защитнику”).
Для группы №4 карточки с числами: 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41,46.
Для группы №5 карточки с числами: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512.
Защита у доски своих решений группами №2-5.
Представление результатов исследовательской деятельности группой №1 (установление зависимости “прогрессия – функция”) <Приложение1>, <Приложение2>
4. Подведение итогов. Рефлексия.
Лист контроля. Выдается каждому ученику в начале урока.
Ф. И. _____________________________________ | |
Диктант | Количество набранных баллов ____________ Получил оценку ____________ |
Групповая работа:______________ баллов Оценка группы ________________ |
|
? |
………… (Здесь ученик может записать свои вопросы, отметить, что еще раз требуется объяснить.). |